• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы

В начале 2018 года в России произошло несколько трагических событий – кровавые нападения старшеклассников на учителей и школьников в Перми и в Улан-Уде. Эти происшествия активно освещались российскими и зарубежными СМИ. Однако подобные ситуации являются, что называется, «вершиной айсберга». Зачастую школьные происшествия не становятся широко известны, а конфликты, проблемы накапливаются, не получая медийного освещения. 



Одной из причин, приведших к страшным событиям, является буллинг (травля). Хотя жестокие отношения между учениками являются не новым явлением в обществе, и проблемы, связанные с таким поведением активно освещаются как СМИ, так и привлекают внимание научного сообщества. В то же время мало кто обращает внимание на то, что объектами психологического воздействия могут оказываться учителя. 

Для России нет данных о том, как в наших школах проявляется этот феномен, как часто учителя с ним сталкиваются, а также в каких формах. Данная ситуация послужила предпосылкой к теме нашего исследования, целью которого является проанализировать в российском контексте особенности буллинга как социального феномена.

Предмет исследования - формы буллинга учителей со стороны учеников.
Эмпирический объект исследования - учителя российских общеобразовательных школ.

Задачи:
1.     Рассмотреть частоту проявления различных форм буллинга учителей;
2.     Выявить связь между уровнем профессиональной удовлетворенности и частотой проявления буллинга;
3.     Выявить взаимосвязь между социально-демографическими характеристиками и проявлением буллинга;
4.     Выявить основные причина буллинга учителей;
5.     Определить социальный круг, в котором учителя делятся проблемами, связанными с булллингом по отношению к себе;
6.     Разработать рекомендации по освещению темы для российских медиа, которые видят своей целью объективное аналитическое освещение реалий российского образования.

Методология исследования. На этапе разработки инструментария были проведены 5 разведывательных глубинных интервью с учениками и учителями. Это позволило понять, какие из форм агрессивного поведения  со стороны учеников действительно можно называть буллингом по отношению к учителю. Сочетание двух типов методов сбора данных и двух типов источников (учеников и учителей) позволило провести верификацию данных, путем сопоставления разных взглядов на эту проблему и разработать наиболее качественную анкету с разнообразными вариантами ответов.

Студенты на II Открытой научно-практической конференции молодых исследователей EDgeneration (01.12.2017)

Основной метод сбора данных - онлайн опрос. Нам удалось добиться очень высокой заполняемости анкет. Анкета была размещена на сайте pedsovet.org, а также на сайте онлайн издания «Комсомольская правда». База данных составила 2800 анкет. Анализ данных производился при помощи статистического пакета SPSS.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе исследования мы рассматривали буллинг не с точки зрения психологических аспектов, а с точки зрения социальных. Были получены статистические распределения о распространённости этого явления в российских школах, о формах его проявления, а также о том, как часто люди обращаются за помощью  в таких ситуациях и кому рассказывают. В то же время полученные в ходе исследования  данные мы использовали для привлечения внимания общественности к данной проблеме посредством публикации в СМИ результатов, полученных с соблюдением всех научных принципов.

Публикации в СМИ: 
Ученики бьют учителей в три раза чаще, чем учителя учеников (Центральная профсоюзная газета "Солидарность", 04.04.2018)
Как ученики обижают учителя? (Директория.Онлайн, 30.01.2018)
«В школе у моего ребенка все хорошо»… (Директория.Онлайн, 30.01.2018)

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.