«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». Как студентка Елизавета Бурлина совмещает мастерскую Петренко, «Экономическую жвачку» и скрипку

— Это было осознанное решение — попробовать все — или так сложилось само собой?
— Я думаю, что многозадачность идет из детства. У меня абсолютно не было свободного времени: кружки, танцы, со мной много занимались родители. Они трудоголики, и я, глядя на них, с пяти лет ходила на самые разные занятия. В шесть лет я сама подошла к родителям с просьбой отвести меня в музыкальную школу. Они меня отговаривали, но я настояла. Когда директор спросил, на чем я хочу играть, я ответила: «На скрипке». У родителей был шок, они не ожидали. Но в соседнем кабинете как раз сидела мой будущий мастер, Ирина Юрьевна. Мы с ней попели, поиграли, и она сказала: «Можно попробовать». В итоге я окончила музыкальную школу по специальности «скрипка», а также получила вторую специальность — «фортепиано». Так что многозадачность у меня с детства.
— Глядя на твой список активностей, создается впечатление, что у тебя в сутках больше 24 часов. Как ты сама определяешь свой образ жизни?
— Я следую правилу из «Собачьего сердца» Булгакова: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». Когда я впервые это услышала, подумала: как же так? Если не торопиться, ничего не успеешь! Но сейчас я поняла: нет, нужно четко составить план и идти по нему. В сутках все-таки 24 часа, и каждому человеку нужно расставить приоритеты. Если ты будешь распыляться, не понимая, чего хочешь, — ничего не успеешь. Нужно пробовать по чуть-чуть: встал на зыбкую почву, все отлично — продолжаешь идти. Нет — отложи и попробуй в другой раз.
— Что для тебя является главным «топливом»? Одержимость делом, страх что-либо упустить или что-то иное?
— В каждом деле есть одержимость — это 100%. Но я свою работу и достижения сравниваю с любовью. Я люблю то, что делаю: играть на скрипке, заниматься с девочками в «Экономической жвачке» (я шеф-редактор отдела мультимедиа). Когда вижу их восхищенные глаза при проверке текстов, а потом вижу результат — я становлюсь одержима этой идеей. Я стараюсь, чтобы люди, с которыми работаю, тоже любили свое дело. Так что в большей степени это любовь к делу, к профессии. Иногда нужно совершить ошибки, чтобы в чем-то преуспеть.
— Почему ты выбрала именно мастерскую Петренко? Чем тебя привлекло это направление?
— Я творческий человек, и мне нужно не сидеть на месте. Изначально поступала на юрфак, хотела быть следователем, разбирала уголовные дела, а потом меня «перебросило» в журналистику. Если бы мне пять лет назад сказали, что я буду журналистом, я бы не поверила. А когда увидела набор в мастерскую Петренко, подумала: «Я всегда жила на сцене, знаю, как она выглядит изнутри. Как круто было бы пойти!» Я за один день отсняла весь материал по заданию и отправила. Думала, не возьмут. На очном туре рассказала, что умею играть на музыкальных инструментах, что у меня много направлений деятельности. А для журналиста очень важно уметь справляться с эмоциями. Например, когда видишь горящий дом, но должен продолжить репортаж, или сохранять спокойствие, когда на бирже крах. Актерское мастерство очень в этом помогает. Плюс у нас прекрасные мастера. Марина Михайловна Суворова очень строго, но четко ведет нас к цели. Александр Валерьевич Суворов учит работать с голосом, чтобы он не дрожал, когда нервничаешь. А Игорь Петрович Петренко — профессионал своего дела, от занятий с ним наполняешься невероятной энергетикой.
— Расскажи о самом интересном проекте или задании, над которым ты работала в мастерской.
— Самое интересное — это наблюдение за людьми. Задание от Марины Михайловны: ходить и наблюдать за всеми в метро. Я сняла наушники и услышала шум людей. Это другой мир! Едет бабушка, и я думаю, куда она едет. Есть ли у нее семья? Счастлива ли она? Я уже придумываю целую историю. Сама я любительница смотреть в окна по ночам: какие там обои, сидит ли кошечка... Вижу пару на балконе и думаю, что я не одна в этом мире, у кого-то тоже горит свет. Это меня успокаивает. Так что наблюдение было самым интересным заданием.
— Какой навык, полученный в мастерской, оказался для тебя самым неожиданным и полезным?
— Наверное, я научилась определять, что я чувствую. Несколько занятий с Мариной Михайловной были посвящены нашим эмоциям. Когда меня спрашивали, что я чувствую, я отвечала: «Не знаю». А потом Марина Михайловна принесла огромную таблицу с чувствами и сказала: «Вы явно что-то чувствуете». И я начала докапываться до себя: что я в данный момент чувствую? Страх, ожидание, боль? Это копание в себе, постоянные мысли, с одной стороны, могут выбивать, а с другой — позволяют понять, кто я есть. Вопрос: «кто я?» — всегда стоял передо мной в мастерской, и я пыталась в нем разобраться.
— Чувствуешь ли ты, что полученные навыки помогают тебе в других сферах? Можешь привести пример?
— Безусловно. Во-первых, я перестала гнаться и кому-то что-то доказывать. Я всегда думала, что нужно доказывать: вот стою на сцене, у меня трясутся ноги, но беру скрипку и доказываю, что я — скрипач. А потом подумала: разве человек не поймет, что я скрипач, если стою на сцене со скрипкой? Зачем доказывать? Мастерская помогла мне это осознать. Во-вторых, когда я смотрю на наших мастеров, которые четко действуют и понимают, чего хотят от жизни, учусь у них. Навык собрать эмоции в «кучку», отключиться и перестать думать — это то, что должно быть и в личной жизни, и в работе.
— Чем тебя привлекает «Экономическая жвачка»?
— Думаю, что прежде всего руководителем. Михаил Владимирович Зеленцов — лучший преподаватель в Вышке. Я — дочь экономистов, и экономика для меня всегда была частью жизни. Я постоянно следила за новостями, была в курсе событий. Когда на втором курсе нужно было выбирать специализацию, я отдала предпочтение деловой журналистике, потому что экономика всегда актуальна. В любой сфере она есть и будет. Меня определили в отдел «Экономической жвачки», и это был восторг! Я начала записывать подкасты, разбираться в темах и интересно их подавать. Год проработав журналистом, я предложила новую структуру работы, и меня взяли шеф-редактором отдела мультимедиа.
— О чем тебе больше нравится писать? Есть ли тема, которая тебя по-настоящему зажигает?
— Мне все интересно! Экономика многогранна, каждый день случаются новости, и интерес ко всему может прийти. Главное — красиво и «вкусно» написать. В прошлом году я увлеклась арбитражной журналистикой, даже была на практике в РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации). Мне открыли другую сторону этой темы: научили смотреть картотеки судов, разбираться с судебными актами. Это очень круто — всегда есть что-то непонятное, но в этом столько информации! Так что сейчас моя главная тема — это судебная, арбитражная журналистика. Скоро должен выйти мой подкаст о судебной системе России, и я вся в предвкушении.
— «Экономическая жвачка» делает сложное простым. Помогает ли этот навык перевода с академического языка на человеческий в других сферах жизни?
— С одной стороны, да, журналистика требует простоты. Однако я стараюсь расширять свой тезаурус, работать с академическими материалами. Писать просто о сложном — это очень трудно. А писать просто о простом — легко. Я стараюсь делать сложные проекты легче, но не люблю слишком простые, стараюсь их усложнять. Вообще, я люблю романтизировать все. Вечером, когда проверяю тексты, включаю классическую музыку, зажигаю свечу, ставлю кофе и превращаюсь в Гермиону Грейнджер, которая сидит и занимается. Романтизация на 100%!
— Что для тебя значит музыка? Это способ отключиться от учебы и проектов или источник энергии?
— Это всегда источник энергии. Я считаю, что каждый музыкант должен заслужить право играть. Научиться слушать, слышать музыку и разговаривать с ней на равных — это очень сложно. У меня дружба с инструментом, я черпаю вдохновение от него. Вечером я могу выключить свет, открыть сложные этюды, покопаться в них, поиграть — и мой мозг перестраивается, начинает думать о проектах по-другому. Именно поэтому из игры я черпаю огромное вдохновение и любовь.
— Чувствуешь ли ты на себе стыки разных миров — искусства, науки, медиа? И что это тебе дает?
— Я живу в мультивселенной! Сначала — музыкальная вселенная, потом — юридическо-экономическая, потом добавилась журналистика, а теперь — актерская мастерская. И когда все эти миры собираются вместе, они складываются в систему в моей душе. Ты начинаешь жить этим, работать не по часам, а от сердца. И когда вечером ты делаешь себе чай и осознаешь, что сегодня сделал, появляется хорошая усталость, которая дает силу работать дальше.
— Ты когда-нибудь отказывалась от интересного проекта, потому что понимала, что это перебор?
— Нет, я стараюсь не отказываться от важных для меня проектов, а искать время. Считаю, что иногда мы слишком благосклонно к себе относимся, жалеем себя, а нужно пробовать. Я боюсь, что в 80 лет буду сидеть и жалеть: «А тогда я это не попробовала». Нужно жить сейчас. Спроси у себя: есть интерес? Если да — делай. Просто бери и делай. Не получится — ну и ладно, будут новые проекты.
— Какой самый главный урок ты извлекла из своего насыщенного студенческого опыта?
— Дисциплина всегда побеждает. Сколько бы ты ни ссылался на «я горю», это может пройти. А дисциплина, четкий план помогают все сделать. Ты можешь на время что-то оставить, вернуться к мыслям, найти новое дело, которым будешь гореть. Но в начале всегда должна быть дисциплина.
— Какой совет ты бы дала себе первокурснице?
— Перестать бояться: не опасаться трудностей и самой жизни. Я думала, что в университете перестану существовать для родителей, потеряю с ними связь. Однако нужно было просто перестать бояться и слишком много думать. Лишние мысли тормозят. Когда ты понимаешь, что нужно убрать эти мысли и просто работать, — все получается.
— Что бы ты посоветовала другим студентам, которые хотят быть активными, но боятся не справиться?
— Просто делать. Тебе будет страшно всегда, потому что, «кто не нервничает, тот мертвый». Мы здесь для того, чтобы действовать. Если горишь проектом — делай, создай четкий план. Как говорил Северус Снейп: «Контролируйте эмоции, дисциплинируйте ум! Вы вечно ноете, жалуетесь, как несправедливо обошлась с вами жизнь. Может быть, вы ещё не заметили, но жизнь вообще несправедлива». Поэтому говорим «да» новым проектам, связям, эмоциям. Настоящая жизнь — сейчас. Не торопитесь, но и не бойтесь. И тогда все успеете.
Евтушенко Александра, 1 курс ОП «Журналистика»