• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В будущее возьмут не всех?

Какие правила нужно соблюдать, проживая с роботами, и кто первый в очереди на воскрешение, на международной конференции обсудили Александр Павлов, Наталья Верещагина и Панайотис Компациарис, участники нового проекта института медиа.

В будущее возьмут не всех?

HBO Westworld, CC BY-SA 4.0 via Wikimedia Commons

 

Участники проекта «Постгуманизм(ы) в медиакультуре и искусстве» представили доклады на конференции «Субъект и ответственность: природа, общество, культура». Панель «Социально-философская футурология» была организована Школой философии и культурологии НИУ ВШЭ и партнёром проекта, сектором социальной философии Института философии РАН.

Все более актуальными для философии и теории культуры становятся вопросы о смысле, структуре и облике того, что происходит с миром и человеком в нем. Возникает потребность в разработке и анализе новых теорий для работы с меняющимся предметом исследования или реактуализации классических концептуальных схем и парадигм.

В ситуации постгуманизма человек больше не находится в центре событий и рефлексии. Очевидно, что он должен будет уживаться с другими субъектами с их собственной «самостью». О том, как роботы становятся субъектами права и этики в перспективе постгуманизма, говорил Александр Павлов.

Скорее всего, андроиды, разумные роботы, действительно будут жить в нашем обществе. Варианты взаимодействия с ними сегодня предлагают, например, произведения художественной культуры. В сериалах «Мир Дикого Запада» и «Люди» уже продуманы и показаны этические и правовые дилеммы, с которыми столкнутся люди и андроиды, когда будут жить вместе. 

Главные герои сериала «Люди» (англ. Humans, 2015) – пять роботов. Они живут в обществе и у каждого есть своя идеологию и взгляды на взаимоотношения с людьми. Пока одни сопротивляются людям, другие призывают к коллаборации. 

Однако окончательно определить, какова специфика существования роботов как субъектов права и этики, сложно, ведь сегодня мы обитаем сразу в двух реальностях. В художественной, где существуют разумные роботы и этико-правовые проблемы, связанные с ними. И в реальности, в которой  андроиды пока не среди нас и, возможно, никогда не будут.

HBO Westworld, CC BY-SA 4.0 via Wikimedia Commons

 

Постчеловеческий поворот (posthuman turn) затронул не только гуманитарные и философские науки, но и мир популярных медиа. О том, как элементы постгуманистических теорий начали встраиваться в контент стриминговых продуктов, рассказала Наталья Верещагина

В сериалах «Любовь, смерть и роботы» (2019–2022, Netflix), «Воспитанные волками» (2020–2022, HBO Max) и фильме «Финч» (2021, Apple TV+) постгуманизм предстаёт в визуально футуристической форме, которую иногда называют «поп-постгуманизмом» (pop posthumanism). Это своеобразный способ мышления о других, о жизни с ними и среди них, о трансформации человеческого. Перед зрителем часто возникает пространство будущего, в котором место «компаньонов» заслуживают роботы и собаки. Иные виды редко добиваются успеха. Перестраиваются иерархии отношений между животными, человеком и роботами. При всех изменениях сохраняется мотив сентиментальной тоски по человеческому.

«Получаемые репрезентации постгуманистических теорий могут выглядеть крайне причудливо, так как проходят через серии фильтров (в том числе пользовательского опыта). Нельзя забывать, что они должны оставаться понятными и узнаваемыми», — отмечает исследовательница. 

Источник: презентация Натальи Верещагиной

 

Панайотис Компациарис в своем выступлении сосредоточился на этике и политике бессмертия и воскрешения. Он предложил взглянуть на идеи Николая Федорова о музее как части проекта по воскрешению мертвых через призму современных постантропоцентических программ (Д. Харауэй, Р. Брайдотти, И. Стенгерс, Т. Мортона и др.). 

«Этика постантропоцентризма, – отмечает исследователь, – бросает вызов представлениям космистов о воскрешении как моральном долге. По этой логике, мы обязаны воскресить еще и весь животный мир Земли, раз своим нынешним положением мы в значительной мере обязаны животным. Тем самым, которых мы так жестоко использовали для удовлетворения транспортных, пищевых и прочих человеческих потребностей».

С текстом Панайотиса Компациариса о «музее других» и постантропологических программах космистов можно ознакомиться в статье