• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Оно живое! Живое!» Монстры и их кинокарьеры

Почему люди избегают пустых отелей и странных лабораторий, боятся гигантских ящериц, искусственного интеллекта и собственных мозгов, обсудили гости и спикеры круглого стола Playing with Fear: New Image of Monsters in Horror Films (Играя со страхом: новый кинообраз монстров).

кадр из фильма Alien: Covenant (dir. Ridley Scott, 2017)

кадр из фильма Alien: Covenant (dir. Ridley Scott, 2017)
Источник: kinopoisk.ru

10 декабря в Вышке состоялся круглый стол, посвященный проблемам монструозности и формам её репрезентации в популярной медиакультуре. Мероприятие было организовано студентками образовательной программы магистратуры «Критические медиаисследования» НИУ ВШЭ Анастасией Полионович, Камиллой Чукашевой, Юлией Крышевич, Чанг Ли и под руководством доцента института медиа Паноса Компациариса.

Круглый стол
Автор: Чанг Ли

Монстр, как правило, предстаёт как нечто противоположное человеку и человеческому. Чудище – это Другой: огромный, буйный, похожий на зверя или, наоборот, невидимый и бездушный. Он покушается на привычный порядок вещей в мире, и поэтому его стоит остерегаться. – отметили спикеры круглого стола. И множество примеров тому встречается в кинематографе.

В своём докладе Екатерина Лапина-Кратасюк обратилась к творчеству известного швейцарского иллюстратора Ханса Руди Гигера. «Сегодня монстры Гигера – не просто крылатое выражение, рожденное успехом фильма «Чужой» Ридли Скотта, но и излюбленная киноманами эстетика, образы, которым посвящены выставки по всему миру, отдельный музей и даже бар». – отметила Екатерина Лапина-Кратасюк.

Museum HR Giger Bar (Switzerland)
Источник: hrgiger.com

Александр Писарев рассказал о начале кинокарьеры человеческого мозга, строящейся на основе дискурса о человеке как церебральном субъекте. Именно мозг стал катализатором страшных и непредсказуемых последствий в фильме «Матрица» и в романе «Собачье сердце». «На протяжении значительной части истории научной фантастики и кино мы регулярно встречаем сюжеты, в центре которых оказывается мозг. Он извлекается, переносится из тела в тело, претерпевает вмешательства, устраняется как лишний компонент в цепи жизни, сам становится героем». – заметил исследователь.

Наталья Верещагина продолжила обсуждение темы монструозности, обратившись к культовым монстрам XX века: Кинг Конгу (1933) и Годзилле (1954).

Источник: презентация Натальи Верещагиной

Завершающей частью круглого стола стал аудиовизуальный перформанс от художницы и магистрантки программы «Критические медиаисследования» НИУ ВШЭ Чанг Ли. Перформанс был построен вокруг анализа саундтреков к фильму «Сияние» Стэнли Кубрика, Чанг Ли продемонстрировала, как звуковой ландшафт фильма сплетается с нарративом, создает атмосферу хоррора и вызывает у зрителей переживание жути.