«Оно живое! Живое!» Монстры и их кинокарьеры
Почему люди избегают пустых отелей и странных лабораторий, боятся гигантских ящериц, искусственного интеллекта и собственных мозгов, обсудили гости и спикеры круглого стола Playing with Fear: New Image of Monsters in Horror Films (Играя со страхом: новый кинообраз монстров).
10 декабря в Вышке состоялся круглый стол, посвященный проблемам монструозности и формам её репрезентации в популярной медиакультуре. Мероприятие было организовано студентками образовательной программы магистратуры «Критические медиаисследования» НИУ ВШЭ Анастасией Полионович, Камиллой Чукашевой, Юлией Крышевич, Чанг Ли и под руководством доцента института медиа Паноса Компациариса.
Монстр, как правило, предстаёт как нечто противоположное человеку и человеческому. Чудище – это Другой: огромный, буйный, похожий на зверя или, наоборот, невидимый и бездушный. Он покушается на привычный порядок вещей в мире, и поэтому его стоит остерегаться. – отметили спикеры круглого стола. И множество примеров тому встречается в кинематографе.
В своём докладе Екатерина Лапина-Кратасюк обратилась к творчеству известного швейцарского иллюстратора Ханса Руди Гигера. «Сегодня монстры Гигера – не просто крылатое выражение, рожденное успехом фильма «Чужой» Ридли Скотта, но и излюбленная киноманами эстетика, образы, которым посвящены выставки по всему миру, отдельный музей и даже бар». – отметила Екатерина Лапина-Кратасюк.
Александр Писарев рассказал о начале кинокарьеры человеческого мозга, строящейся на основе дискурса о человеке как церебральном субъекте. Именно мозг стал катализатором страшных и непредсказуемых последствий в фильме «Матрица» и в романе «Собачье сердце». «На протяжении значительной части истории научной фантастики и кино мы регулярно встречаем сюжеты, в центре которых оказывается мозг. Он извлекается, переносится из тела в тело, претерпевает вмешательства, устраняется как лишний компонент в цепи жизни, сам становится героем». – заметил исследователь.
Наталья Верещагина продолжила обсуждение темы монструозности, обратившись к культовым монстрам XX века: Кинг Конгу (1933) и Годзилле (1954).
Завершающей частью круглого стола стал аудиовизуальный перформанс от художницы и магистрантки программы «Критические медиаисследования» НИУ ВШЭ Чанг Ли. Перформанс был построен вокруг анализа саундтреков к фильму «Сияние» Стэнли Кубрика, Чанг Ли продемонстрировала, как звуковой ландшафт фильма сплетается с нарративом, создает атмосферу хоррора и вызывает у зрителей переживание жути.
Верещагина Наталья Викторовна
Институт медиа: Приглашенный преподаватель
Компациарис Панайотис
Институт медиа: Доцент
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна
Институт медиа: Доцент
Писарев Александр Александрович
Школа дизайна: Приглашенный преподаватель