• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публикации и доклады

Фейк vs фактчекинг: от академических дискуссий к практическим решениям (открытый препринт) скачать

(В.С. Бережная, О.С. Довбыш, Д.А. Ильвовский, А.Г. Качкаева, И.В. Кирия, С.А. Шомова)

Аннотация. Категория фейка – одна из магистральных в современных исследованиях медиапроцессов, медиакультуры, медиаконтента и медиаграмотности. В современной комплексной медиасреде обычному потребителю крайне сложно ориентироваться, что упрощает попытки манипуляции контентом массовых информационных сервисов. «Фейковые новости», «постправда», разнообразные конспирологические теории и теории заговора и их распространение в цифровом пространстве становятся естественными в новой цифровой информационной парадигме. Согласно пресс-релизу ЮНЕСКО, самая опасная пандемия нашего времени – это «инфодемия», и данный термин даже вошел в язык Всемирной Организации Здравоохранения для обозначения информационной паники, сопровождающейся вспышками недостоверных новостей, слухов, теорий заговоров в электронных медиа.

В результате мы видим два направления, в которых может быть оказана помощь медиапотребителю:

  • Развитие медиаграмотности (то есть способности самого потребителя критически мыслить, проверять факты, разбираться в источниках информации, уметь классифицировать источники и разбираться в степени правдоподобности фактов).
  • Развитие автоматизированных информационных сервисов, которые помогают ориентироваться в большом наборе контента (например, рекомендательные сервисы), сортируют медиаресурсы по степени достоверности, помогают пользователям формировать нужные информационные предпочтения.

Большинство таких информационных сервисов имеют узкую корпоративную направленность или требуют специальных навыков для их использования, а также часто скрытым остается то, понимание фейка и фейковых новостей, которое было использовано в качестве теоретической базы при разработке алгоритмов распознавания, поэтому в настоящем исследовании мы обращаемся к исследованию базовых понятий.

В первой и второй части препринта представлен анализ и типологизация некоторых научных и практических подходов к определению фейковой информации (фейков) и фейковых новостей. В заключительной части приведены методики распознавания фейков, популярные инструменты фактчекинга, алгоритмы их работы и их ограничения.

 


Препринт подготовлен в рамках гранта исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта «Межотраслевые технологии искусственного интеллекта и искусственный интеллект для иных приоритетных отраслей экономики и социальной сферы» АНО «Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации» и Договора от 2 ноября 2021 года № 70-2021-00139 заключенного между АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» и ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.