• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусственный интеллект в информационных процессах: алгоритмизация выбора, ограничение и ответственное медиапотребление

Актуальность

Информационно-медийного потребление, происходящее в цифровой среде, находится сегодня в тесной связи с алгоритмами, построенными на принципах искусственного интеллекта, машинного обучения и т.п., что в свою очередь приводит к трансформации самой медиасреды:

гибридизация массовой и интерперсональной коммуникации в условиях цифровых платформ социальной коллаборации (mass self-communication);

просьюмеризм, гибридизация производства и потребления информации и развлечений. Потребление информации сегодня – это участие в ее производстве и дистрибуции;

ликвидация посредников и существенное удешевление стоимости обращения к аудитории. Информационное пространство представляет собой смешанный набор сообщений от профессиональных производителей, работающих на аудиторию, и от коммуникаторов, обслуживающих преимущественно собственные интересы (политические, экономические и другие).

В такой комплексной медиасреде обычному потребителю крайне сложно ориентироваться, наступает информационная перегрузка, которая в условиях цифровых алгоритмизированных платформ только возрастает. Потребитель информации все меньше готов проверять новости самостоятельно и все больше доверяет алгоритмам. Алгоритмы плавно подменяют собой рациональный выбор, приравниваются к рациональности как таковой, при том, что они сами по себе не являются нейтральными, в результате автоматизированные технологии функционируют как фреймы (рамки, разделяемые людьми).

Задачи проекта

- описание специфики медиапотребления сфабрикованных информационных сообщений (фейков) в разных коммуникационных средах и медиаплатформах; разработка рекомендаций для создания публичного бесплатного онлайн-сервиса для верификации текстовой информации, обнаружения манипулятивных приёмов и приёмов некорректной подачи информации в текстовых сообщениях и т.д.;

- определение степени доверия алгоритмам автоматизированных сервисов проверки достоверности информации и рекомендательных сервисов; описание тенденциозности алгоритмов и того, как они задают рамки для повседневного информационного поведения.


Проект реализуется в рамках гранта на поддержку исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области «сильного» искусственного интеллекта, систем доверенного искусственного интеллекта и этических аспектов применения искусственного интеллекта, предоставленного АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии (идентификатор соглашения о предоставлении субсидии 000000D730321P5Q0002) и договором с ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» от 2 ноября 2021 г. № 70-2021-00139.