• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как работает "Жвачка": испытания молодого медиа

Студенческое медиа НИУ ВШЭ "Экономическая жвачка"

Студенческое медиа НИУ ВШЭ "Экономическая жвачка"


Прошло чуть больше полугода с нашего знакомства — в конце марта "Экономическая жвачка" впервые предстала миру в своей увлекательной, полезной и простой натуре. За это время мы выпустили немало материалов, разжевали целый ворох терминов и взяли интервью у самых разных специалистов. Теперь же мы хотим слегка приоткрыть шторку на «кухню» нашего канала и рассказать о наших процессах, форматах, успехах и неудачах. Вашим проводником буду я, Даниил Григоренко, шеф-редактор "Экономической жвачки".

Завязка

Как и любая история, история "Жвачки" началась с зова к приключению. А именно — страницы проекта на "Ярмарке проектов" НИУ ВШЭ. Название проекта звучало как «Моделирование и выпуск делового медиа на платформе Telegram и в социальных сетях» и не давало особого простора для интерпретации. Тем не менее, идея создания нового медиа с нуля цепляла, и многие, включая меня, откликнулись на этот зов. 

Сегодня лишь малая часть той команды осталась в "Жвачке"— многие ушли после официального окончания работы на "Ярмарке проектов" — но заложенный тогда фундамент и структура работы канала практически не изменилась. 

Первое испытание

К слову, о структуре — здесь наступает пора произойти первому испытанию, с которым столкнулась наша команда. Как говорится, "прежде, чем менять мир, измени себя", и именно этим предстояло заняться новособранной и разношёрстной группе студентов — самоорганизоваться. 

Сначала было не очень понятно, что делать. Было лишь известно, что что–то делать всё–таки придётся. Поэтому для начала мы решили определить, кто именно и что именно будет делать. Таким образом возникли четыре отдела "Жвачки": редакторский, корреспондентский, дизайнерский и аналитический. Во главе каждого из них выбрали по одному шефу, а на самой верхушке иерархии поставили главного редактора с его помощником. Таким образом, шефы непосредственно координировали работу своих отделов, через них же проходила вся коммуникация между отделами и с главным редактором. 

Если вам кажется, что такая функциональная иерархическая структура слишком жёсткая для небольшого студенческого медиа, то, возможно, будете правы, но для начала давайте разберём, почему мы выбрали именно такую модель организации. В первую очередь такое жёсткое разделение было обусловлено несколькими факторами, но в частности — неоднородностью команды в плане навыков, образования, возраста и интересов. Это, в свою очередь, позволило каждому заниматься именно тем, что у него лучше всего получается. 

Второе испытание

Разделившись по командам и организовавшись таким образом, чтобы всем было удобно, встал основной вопрос: как писать об экономике в Telegram так, чтобы это было интересно, сочеталось с пользовательским путём мессенджера, и при этом позволяло работать команде наиболее эффективно? Так мы пришли к тому, что нам надо определить, с какими форматами мы будем работать.

Первое, и самое очевидное, что пришло к нам в голову — это лонгриды. Совсем просто и коротко писать о сложных экономических темах и явлениях практически невозможно. Нужен был формат, который даст волю мысли. Сегодня это один из самых популярных наших форматов, который мы используем для подробных статей и разборов. В качестве платформы для таких материалов был выбран сервис Telegraph. Он отлично встраивается в Telegram, предлагает достаточно гибкие возможности для оформления текста, и со временем мы отлично его освоили.

Не обошлось и без введения коротких новостных заметок — без них никуда. Как–никак, а мы всё–таки стараемся давать самую актуальную информацию о последних экономических событиях. Тем не менее, здесь у нас возник ряд длинных дискуссий на тему «какие новости мы хотим освещать?» Писать про абсолютно всё у нас бы просто не получилось, и надо было найти баланс между информативностью, развлекательностью и актуальностью. В итоге мы остановились на том, что такие заметки мы будем посвящать лишь самым важным и интересным событиям, обойти которые нам никак нельзя. Сегодня мы не так часто пишем подобные статьи и пользуемся этим форматом лишь по необходимости, но это до сих пор важный инструмент в нашем арсенале.

Следующим форматом, к которому мы пришли практически сразу, стали карточки. Ещё с популяризации этого формата ресурсом Meduza (издание, признанное в РФ иноагентом — прим.ред.) стало понятно, что, если мы хотим доступно и увлекательно передавать нашим читателям сложную информацию, нам не стоит обходить этот формат стороной. Что примечательно, если в предыдущих двух форматах создание большей части контента приходилось на корреспондентский отдел, то, ожидаемо, основная ответственность за работу с карточками пришлась на дизайнерский блок. Из этого формата выросло несколько наших самых популярных рубрик, а именно: "Слово недели", "Цифра недели", а также самые разные материалы, раскрывающие те или иные сложные экономические явления и понятия. Более того, со временем даже короткие новостные заметки у нас трансформировались в информационные карточки. 

Кроме всего вышеупомянутого, мы хотели разбавить эти устоявшиеся форматы чем–то более интересным. Так родились так называемые "экспериментальные" форматы. Многие из них так и не были использованы, так как мы что тогда, что сейчас не особо понимали, каким же образом нам встроить их в нашу ленту. Например, долгое время нас не покидала идея "кругляшей" —моментальных видеосообщений, которые мы думали использовать для репортажей с места событий или коротких интервью. Тем не менее, мы так и не смогли найти применения этой идее, ведь она не особо вписывалась в общий ряд с другими нашими материалами.

Так, из наиболее необычного, что можно найти у нас на канале, остались лишь видеорепортажи и мини–подкасты, которые мы ввели совсем недавно. Но пока что регулярно выпускать такие материалы довольно сложно, и нам ещё предстоит разобраться, как с ними работать более эффективно.

Кульминация

Несмотря на то, что мы довольно чётко отладили работу нашего медиа ещё на старте, со временем наш подход к организации и созданию контента изменился. Так, например, редакторский и корреспондентский отделы слились в один и стали отделом райтеров. Вместе с этим появились регулярные дежурства пар райтер–дизайнер, чтобы не пропустить ничего интересного и публиковать все материалы в срок, а регулярные рубрики встали практически на поток. Также к нам регулярно на время присоединяются новые участники, записываясь на проект через "Ярмарку проектов" или в рамках учебного курса. 

Всё это позволило нам быть более гибкими и продуктивными, а благодаря проекту "Лаборатория деловой журналистики" НИУ ВШЭ мы обзавелись контактами самых разных экспертов, которые регулярно дают нам свои комментарии по тем или иным вопросам. 

Развязка

Когда мы только создавали "Экономическую жвачку", мы стремились создать медиа, которое рассказывает доступным языком о сложностях экономики, не упуская при этом ни одной важной детали. И, кажется, пока нам это удаётся.

Сегодня "Экономическая жвачка" — постоянно растущее экономическое медиа. За эти полгода на нас подписалось более 850 человек в Telegram. Особенно приятно, когда труды нашей команды высоко оцениваются такими личностями, как например Валерия Касамара. Это всегда даёт очень сильный заряд позитива и настраивает на дальнейшую работу.

Но это ещё только начало! Впереди у "Жвачки" ещё долгая история, более интересная, чем эта, и мы не хотим останавливаться на достигнутом. Каждый день мы учимся на своих просчётах и ошибках, работаем с новыми форматами и ищем интересных спикеров, чтобы и дальше создавать для вас, дорогие друзья, самый качественный и познавательный экономический контент.