Именно с таким настроем и стоит начинать любую поездку
Жанр: экспериментальная электроакустическая сюита
Релиз: 5 Ноября 2022
Завершающей частью выступления дизайн-оркестра ВШЭ и композитора Евгении Евпак на философско-музыкальном пати «Cosmic Bodies» стало повествование о волнительном и захватывающем приключении «Случайного НЛО». Одноименная пятичастная симфониетта на почти двадцать минут уносит слушателя в космическое путешествие, полное опасности и одновременно ярких и эмоциональных открытий. Если бы у меня была возможность, я бы поменял название произведения на «Озорное НЛО» – именно с таким настроением покоряет просторы галактики неопознанный летающий объект.
В первой части мы аудиально наблюдаем многообещающий старт приключения, а именно запуск двигателей космического корабля. Взлет вдохновляет, и первые минуты путешествия наполнены счастьем будто от самого только попадания в космическое пространство, торжественно представляя его безграничность. В первую очередь, за эту эмоцию перед слушателем отвечает флейта оркестра – именно она своей мелодией наполняет полет позитивным смыслом, ощущением ожидаемой победы и предстоящего удовольствия.
Во второй части симфониетты композиция сначала становится более таинственной, пожалуй, при помощи кларнета, но остается при этом не мрачной, а светлой. Будто бы после грозы выглядывает солнышко, если это не грибной дождик. Будто после метеоритного дождя космос успокаивает и убаюкивает своими невероятными пейзажами. В третьей части кажется, что НЛО попадает в беду, становится тревожно. Но корабль вновь сумел преодолеть эту оказию и приземлиться на планету, возможно, даже на Землю. Тут-то и происходит его знакомство с земным миром. В четвертой части музыка становится более танцевальной, особенный акцент делается на клавишах; а в пятой, будто снова отправляясь в открытый космос, путешественник становится более активным: учащается BPM, в сопровождение активней «выходит» ударка, но тревоги нет – душа радуется, и уже нет никаких преград на пути к цели. Другое дело, что цели-то, вероятно, и нет. Что самое увлекательное – ее и не нужно иметь НЛО. Он кайфует от приключения и поэтому становится символом.
Мировая премьера где-то даже навевает на, уж простите, произведения Кира Булычева, и соединяет их мотив с музыкальным авангардом и гармоничной, понятной и прозрачной массовой культурой землян. Человеческое танго, переходящее в космическое диско – процесс на первое прослушивание, мягко говоря, спорный. Но у композитора Евгении Евпак и дизайн-оркестра НИУ ВШЭ получилось «запустить» душевное восхищение космосом. Тут, в отличие от «Голоса Разума», мы не чувствуем существенное напряжение и не намекаем на одиночество. Мы с приятной инфантильностью радуемся действующим и будущим приключениям. А именно с таким настроем и стоит начинать любую поездку; именно с таким музыкальным произведением можно «лететь» на машине, куда глаза глядят – подобно случайному озорному НЛО.