«Голос разума» подобен космосу: он глубок, необычен и неконтролируем

Станислав Корягин
Жанр: экспериментальная электроакустическая сюита
Релиз: 13 Декабря 2022

«Голос разума» подобен космосу: он глубок, необычен и неконтролируем

Электроакустический эксперимент композитора Евгении Евпак и дизайн-оркестра НИУ ВШЭ «Голос разума», пожалуй, почти полностью срезонировал с философско-музыкальным пати «Cosmic Bodies». И дело не в контакте с пришельцами или проекте инопланетного города Илона Маска. Скорее – в музыкальном созидательном соединении космоса с той же безграничностью человеческого разума. Извлеченные интонационные контуры из реплик докладчиков конференции сложили с духовыми инструментами и клавишами, и получили метамодерн звуков вечной энергии: музыка дисгармонична и неконтролируема, зато мощная и стремительная.

С первых секунд десятиминутного произведения слушателю тревожно представляется большое пространство, которое постепенно заполняется волнами этой энергии: они хаотичны и неоднородны. Роботизированные голоса при помощи реверберации словно растекаются по дальним участкам человеческого уха, ощущается наполнение этого пространства. Разум как бы соединяет в себе множество процессов, разных мелодических рисунков – мыслей. А циклы музыкального произведения с разным композиционным развитием подобны циклам человеческих мыслей: идея течет, встречается с препятствиями, ответвляется, но находит свою конечную точку на пути в сознании – внутреннем космосе.

Метод мелодизации оцинкованного звука (М.О.З.-Арт), с помощью которого был создан «Голос разума», и который уже несколько лет активно продвигает композитор Евгения Евпак, на деле есть ни что иное, как создание мелодии из оцифрованных звуков – преобразование человеческой речи в уникальные колебания в музыку.

Как известно, в космосе нет музыки, поскольку нет воздуха и каких-либо его колебаний. С музыкальной точки зрения, обычно мы представляем космос как безграничное пространство, в котором, пожалуй, любой организм на контрасте с этим пространством чувствует себя одиноко. Поэтому многим и отзывается саундтрек «Интерстеллара». В разуме, по понятным причинам, воздуха тоже нет, а значит нет и звуков. Его музыка – лишь человеческое восприятие, отношение более простого понятия к сложному. Этот поток неоднородных и дисгармоничных мыслей у композитора Евгении Евпак и Дизайн-оркестра НИУ ВШЭ получилось воспроизвести довольно доходчиво, и при этом нетривиально. Браво новаторскому решению!