• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Российское село незаслуженно мало изучается в области медиа и коммуникаций. Специфика сельской России (особенности территорий, влияние исторических событий, разнообразный социокультурный контекст и т.д.) делает медиапотребление в сельской среде предметом исследования с одной стороны, во многом уникальным, с другой, неразрывно существующим вместе с общими тенденциями медиапотребления и медиаиспользования в стране в целом.

В фокусе проекта то, как медиасреда российских сел связана с производством представлений ее жителей о времени и пространстве. Проект позволит классифицировать практики использования сельскими жителями различных медиа, учитывая  контекст сельской жизни. Отдельное внимание проект уделяет “новым” медиа  и вопросам о включенности селян в различные сообщества (локальные, глобальные, глокальные, транслокальные).

Научная проблема исследования обусловлена тем, что медиасреда российского села, а также практики использования и потребления медиа в нем зачастую рассматриваются с “колониальной” позиции города, воспринимаются как “недоурбанизированные” практики, а медиасреда села, как среда, в которой недостает тех или иных технологий, что определяет все ее ключевые свойства. На наш взгляд, это не совсем так, и медиасреда села может рассматриваться в ее собственных координатах, для чего важно изучить представления его жителей о пространстве села и его встроенности в общее пространство страны. В этой связи мы ставим гипотезу, что жители села представляют себя, свое село отчужденными от общего пространства страны. Мы предполагаем, что это связано с контрастом, возникающим между жизненным миром жителей села и образами, транслируемыми медиа.

Также существует представление, опирающееся на социологию города начала 20 века, что село и город – это некие противоположные социальные образования, и их необходимо рассматривать отдельно, противопоставлено, разделяя. Мы полагаем, что российская специфика состоит в том, что между городом и селом далеко не всегда можно провести разграничение, и это очень важный контекст, который взаимосвязан с практиками использования медиа на селе.

Третий аспект проблематики изучения медиа в российском селе связан с многообразием российского села. При наличии общих паттернов, проблема состоит в том, что региональная специфика также отражается на селах, что требует  от нас выявлять не просто специфику медиаиспользования и медиапотребления на селе, но и классификацию и типологию российских сел по практикам их жителей.

Наконец, российское село в данный момент переживает очередные технологические изменения, связанные с распространением интернет-технологий. Сам поиск того, как стоит исследовать освоение новой технологии, представляет собой научную и методологическую проблему.

Исследование нацелено на получение нового научного знания о медиапотреблении аудитории, проживающей в селах России и развитие методологии медиаисследований.

Данная цель обуславливает постановку следующих задач:

• проанализировать медиасреду в каждом из выбранных для  исследования сел России;
• выявить роль исторических, культурных, территориальных, политических и экономических особенностей региона в формировании практик потребления и использования медиа аудиторией;
• охарактеризовать особенности аудитории в каждом исследуемом селе;
• типологизировать основные виды практик использования медиа;
• выявить основные особенности и характеристики процесса освоения новых медиа в сельской среде.

Основные данные, которые будут использовать участники НУГ: различные источники, на основе которых можно выстроить контекст формирования современной медийной среды, глубинные интервью с сельскими жителями, элементы digital ethnograhy, позволяющие анализировать производимый и публикуемый селянами контент в социальных медиа.
 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.