V Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых: почему стоит участвовать
15-16 февраля 2019 года на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ состоялась V Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых «Исследования медиа и коммуникаций: теории, практики, исследовательские перспективы».
Конференция была организована ФКМД НИУ ВШЭ и Академией медиаиндустрии. Участники представляли свои исследования в двух форматах. Доклад с презентацией подходил тем, кто уже провел исследование в сфере медиа и готов поделиться результатами с коллегами. В сессии table talks участники презентовали работы на стадии реализации и обсуждали перспективы исследований.
Нововведение пятого года конференции – дискуссия fishbowl, модератором которой выступила Юлия Александровна Черненко, преподаватель департамента медиа. В отличие от круглого стола, «аквариум» менее формален и дает возможность быть как наблюдателем, так и активным дискутантом, отчего выражать даже противоположную точку зрения становится проще. Участники высказали предположения относительно того, как будут развиваться исследовательские темы сегодняшнего дня – большие данные, искусственный интеллект, цифровизация традиционных СМИ, правовые и этические аспекты медиа.
О чем
В этом году заявленные темы оказались самыми разнообразными. Одни секции конференции объединили доклады об исторических и теоретических аспектах медиаисследований, проблемах методологии. Другие сфокусировали внимание участников на актуальных медийных практиках: новых молодежных площадках и аудиториях, киберпространстве, видеоиграх, искусственном интеллекте. Некоторые секции носили междисциплинарный характер: политические коммуникации, гендер и феминизм в современных медиа.
Доклады составлялись как в группе, так и индивидуально, на основе курсовой или дипломной работы, диссертации, полевого исследования.
Интересным внесекционным форматом конференции стал мастер-класс доцента департамента медиа Ольги Анатольевны Байши «Прогрессивные мы» и «отсталые они». Участники обсудили тоталитарные тенденции социальных движений за демократию и справедливость.
Кому и зачем в этом участвовать
По традиции, конференция предназначалась для бакалавров, магистров и аспирантов. В этом году организаторы подчеркнули, что направление подготовки «молодых ученых» не играет роли при отборе заявок. Главное – заинтересованность в медиаисследованиях и желание развиваться в академической среде.
О том, как конференция позволяет в нее интегрироваться, рассказала Полина Владимировна Колозариди, преподаватель департамента медиа и организатор международной конференции Internet Beyond по исследованиям интернета: «Конференция хороша разнообразием тем и низким порогом доступа: можно прийти просто со стартапом исследования. Думаю, это может позволить участвовать людям, которые не уверены, что готовы сразу пойти на большое мероприятие. Есть проблема: человек начинает делать исследование, у него нет социальной среды, куда можно встроиться. Конференция это может давать».
Открытие конференции. Слева направо: доцент департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ Ольга Сергеевна Логунова , заведующая Научно-исследовательским сектором Академии медиаиндустрии Светлана Леонидовна Уразова, ректор Академии медиаиндустрии Сергей Геннадьевич Давыдов. Фото: Анна Самойлова.
«Особенно приятно, когда аудитория мотивирована и вовлечена в диалог. Зачастую, как на российских, так и на международных конференциях, народ приходит представить свой доклад и зависает в телефоне в ожидании окончания. Здесь я вижу обратный эффект, это по-настоящему радует», – отметила Елена Алексеевна Гудова, преподаватель департамента социологии и модератор секции «Интернет-исследования и проблемы метода» конференции ФКМД.
Еще один повод принять участие в конференции – ее междисциплинарность. Докладчица секции «Исследования медиатекстов: теория и практика», студентка бакалаврской программы «Социология» Богомазова Людмила поделилась впечатлениями от участия: «В этом учебном году у меня были две конференции, эта – третья. Ты знакомишься с работами из разных сфер: культурология, трансмедийное производство, социология. Очень интересно посмотреть, как медиаисследования могут применяться в рамках разных сфер».
Людмила Богомазова во время презентации исследования «Конструирование образа экономического кризиса 2014 года российскими СМИ». Фото: Виктория Шпайхер.
Наконец, портфолио: доклад на конференции может стать хорошим дополнением к нему. Ежегодно по итогам конференции ФКМД выпускается сборник научных публикаций, которые ценятся при поступлении в магистратуру. Кроме того, докладчики в соавторстве с научными руководителями могут публиковаться в журнале «Коммуникации. Медиа. Дизайн».
Где провести исследование
Конференция дает возможность презентовать результаты медиаисследования, предложить их к обсуждению людям со схожими интересами. Но где провести само исследование? В Вышке есть немало способов попробовать свои силы в этом деле. Ниже – пополняемый список того, где может быть интересно исследователю медиа.
Ярмарка проектов
Да-да, здесь можно получить не только кредиты, но и крутой исследовательский опыт. Проекты предлагаются самые разные: и качественные, и количественные, и кабинетные, и полевые. География экспедиций ограничена разве что Россией, которую вот уже несколько лет студенты открывают заново под руководством Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ.
Е.А. Гудова рассказала об организации полевых исследований: «С прошлого года я участвую в экспедициях в качестве научного руководителя. У нас есть общий исследовательский вопрос, мы делим его на маленькие сюжеты. Все участники экспедиции пытаются осветить интересную им часть. В конце дня проводим встречу, подсказываем друг другу, что с этим делать».
Научно-учебные лаборатории
В Вышке таких – десятки. Области совершенно различны, и начинающие исследователи медиа точно найдут что-то для себя. «Доступ в научные лаборатории открыт, там всегда ждут стажеров, которые хотят заниматься научной деятельностью», – отметила Богомазова Людмила, стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований.
Научный фонд НИУ ВШЭ
Программа поощряет исследовательскую деятельность, поддерживает как индивидуальные проекты, так и научно-учебные группы.
Клубы и кружки
Одни объединения возникли на базе Вышки, другие берут свои корни извне. Например, Клуб любителей интернета и общества «был давно, а в Вышке мы сделали коллаборацию, как Adidas и Stella McCartney, и вот у нас получился кружок, – поделилась руководительница клуба П.В. Колозариди. – Мы проводим семинары, на час только один доклад. Человек приходит, рассказывает, и мы обсуждаем, как работать с данными и теориями. Если у студента на НИСе классный проект, ему стоит дальше приходить к нам». В клубе проводят собственные исследования, есть несколько онлайн-школ, лекции, занятия про методы и направления интернет-исследований.
В чем нерв
Зачастую про медиа можно услышать очевидные заявления – как это актуально, современно и глобально. Исследователь – тот, кто видит проблемные феномены и не только признает их злободневность, но и критически изучает, ищет взаимосвязи, задает вопросы.
«Когда ты молодой исследователь – да и немолодой тоже, – очень важно видеть, в чем нерв, проблема, почему нельзя жить дальше без именно таких исследований. И это темы, которые обычно не существуют в выступлениях в классическом формате. Они возникают в круглых столах, какой-то речи. Не просто “медиа– это очень важно”, “это очень актуально”, “все занимаются медиа”, “о, интернет, знаете, это суперактуально”. Это часть нашей повседневности, нет никакой проблемы, нет никакого конфликта», – поделилась П.В. Колозариди, отметив, что на конференциях должны чаще подниматься проблемные дискуссии.
«Конференции традиционно дают две основные возможности: обсудить новые исследования и встретить людей с близкими интересами. Поскольку наши участники – молодые ученые, мы стараемся не только обеспечить высокое качество дискуссии, но и сделать ее комфортной. Конференция должна быть праздником», – подвел итог Сергей Геннадьевич Давыдов, председатель Организационного комитета конференции, ректор Академии медиаиндустрии, доцент департамента медиа НИУ ВШЭ.
Больше фото конференции 2019 года можно найти здесь, здесь и здесь.
Текст: Ирина Барсукова, ОП «Медиакоммуникации», 4 курс
Фото: Анна Самойлова, ОП «Медиакоммуникации», 1 курс
Виктория Шпайхер, ОП «Медиакоммуникации», 4 курс