Программа магистратуры «Интерактивные медиа и цифровые индустрии» — одна из самых востребованных у абитуриентов Института медиа. Мы поговорили с одним из ведущих преподавателей Полиной Широкшиной о том, какие надежды связывают с этим направлением те, кто приходит сюда учиться, и какие задачи ставят перед собой преподаватели.
— Как вы пришли к преподаванию и при каких обстоятельствах начали работать в Институте медиа?
Я пришла, можно сказать, немного нагло толкнув дверь и сказав, что знаю, как тут всё можно улучшить.
Начнем с того, что я училась в Вышке. Сначала на менеджменте в Перми, потом в Москве на медиакоме. То есть, у меня была менеджерская база, и как раз учась в магистратуре я подумала, что предметы этого профиля выстроены не совсем корректно. После выпуска в 2020 году я сама пришла к преподавателям с предложением помочь изменить программу. Сначала вела проект у студентов, где-то через год мне дали пробный курс из четырёх пар, и в скором времени я начала вести отдельный предмет.
— В чем видите свою миссию как преподавателя?
Я хочу приносить студентам пользу, давать материал, который им пригодится в жизни. Понимаю, что далеко не все будут использовать эти знания, но если когда-нибудь у кого-то возникнет задача, и он вдруг вспомнит, что мы решали похожие на парах — я буду считать, что моя глобальная миссия выполнена. Было несколько кейсов, когда спустя годы студенты мне писали и что-то уточняли по занятиям, или мы с ними случайно пересекались, и они рассказывали, что сейчас применяют в работе то, чем мы занимались вместе на курсах.
— Один из курсов, которые вы ведёте — «Продюсирование в медиа и креативных индустриях». Расскажите о нём подробнее.
Сейчас это сборная солянка из нескольких курсов, которые ведут три преподавателя. Часть блока — телевизионное продюсирование. Туда я вообще не лезу, я не знакома с этой областью. Где-то половина блока — это как раз моя часть: продуктовое мышление и менеджмент проектов. И третья — это маркетинг. Её читает мой хороший друг, Олег Костюкович. Мы с ним стараемся действовать сообща и согласовывать программы.
Мы говорим со студентами о цифровых проектах как о цифровых продуктах. Сегодня же, условно, кино — это не просто кино, как было раньше. Это и сайты, и приложения, и другие побочные истории. Мы разбираем со студентами такие продукты, пытаемся понять, из чего они состоят, какие потребности есть у пользователей, как этих пользователей находить и с ними работать.
— Кому нужно идти на программу «Интерактивные медиа и цифровые индустрии» и зачем?
Студенты приходят с разным опытом. Кто-то из смежных сфер, а кто-то в бакалавриате вообще на биолога учился. Сама программа — скорее плоскость интересов, которая этих людей объединяет.
Векторов дальнейшего развития очень много. Есть медийные агентства, есть крупные компании со своими продуктами, где тоже нужны продюсеры, тот же Яндекс — это же не только IT. В HR нужны отдельные люди, которые будут заниматься HR-брендом — это тоже продюсирование. Одним словом, здесь человек набирается большого опыта разного формата. Ну и, наверное, идти сюда стоит тогда, когда ты, допустим, до конца про себя не понимаешь, «кем я хочу стать, когда вырасту». Тут есть возможность пощупать и одно, и другое, и пятое, и десятое, и после этого определиться с тем, что делать в дальнейшем.
Некоторые работающие студенты, к слову, после этой магистратуры кардинально меняют сферу деятельности. У меня была студентка, которая работала в продажах, а теперь пишет сценарии для кино.
— Насколько реально совмещать работу с учебой?
Как на любой магистерской программе Вышки. Пары проводятся по вечерам, поэтому совмещать возможно. Будет ли это просто? Нет, не будет.
— А как вы совмещаете преподавание с работой? И помогает ли одно другому?
Я преподаю не очень много, всего на одной программе, так что Вышка — это скорее по любви.
Моя работа косвенно связана с дисциплинами, которые я преподаю — я UX-исследователь. Это часть продуктовой команды, обычно в больших компаниях. Такие люди проверяют, как работает продукт, правильно ли он попадает в ценности пользователей, и так далее. Всегда стараюсь адаптировать предмет, разбирать вещи, которые применимы в реальной практике, и никогда не даю то, что сама не использовала.
Если говорить о том, как влияет работа преподавателем на работу-работу — это сильная прокачка навыка публичных выступлений и донесения информации.
— Сейчас в Вышке намечается множество изменений в образовательных программах. Что изменится в вашей?
За все пять лет, что я знаю эту программу, она постоянно меняется. Каждый год. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше — но каждый раз это что-то новое, потому что мы стараемся идти в ногу со временем, трансформироваться и адаптироваться. Сейчас есть отдельный трек, посвященный искусственному интеллекту — я видела, как там ребята создают разные проекты с использованием генеративных технологий.
— Можете рассказать о самых интересных студенческих проектах, которые вам запомнились за время преподавания?
Первые полгода студенты работают над интерактивными книгами. Это всегда очень интересно. В этом году мне запомнился студент, который сделал фильм с помощью ИИ, а потом в одиночку вырастил этот проект в компьютерную игру. Были студенты, которые создавали для своей ВКР книгу с AR-иллюстрациями, в этом году ещё на защитах был интересный документальный фильм про театр.
Я вообще, если честно, очень люблю ходить на защиты ВКР, это моё отдельное guilty pleasure. Каждый раз не знаешь, что ожидать. Это касается не только проектных работ, но и аналитических в том числе, потому что за счёт того, что медиа — штука широкая, к ней можно подтянуть практически всё, что угодно. Ты не можешь предугадать, что сегодня услышишь о классических теориях в контексте K-POP айдолов.
— Кажется, что здесь можно исследовать вообще что угодно, это так?
Мне всегда казалось, что да — даже курсовые про аниме были — но, как выяснилось, нет. Я взяла к себе на ВКР девочку, которая занималась продуктовым дизайном, делала интерфейсы, много работала с B2B-продуктами, могла создавать сложные системы для бизнеса. Мы не смогли притянуть это всё для ВКР, потому что ключевое на этой программе всё-таки слово «медиа», а не «цифровые индустрии». Но это — единичный случай за пять лет практики.
— Преподавание одним словом?
Пусть будет «отдача».
— Провести лекцию или семинар?
Семинар. На моих занятиях — неважно, как они отмечены в расписании, лекцией или семинаром — в принципе такой формат: я даю сначала короткий блок информации, а потом сразу же задания, чтобы студенты могли каждый раз практиковаться.
— Музей или театр?
Музей. Я даже работала в музее.
— А какой музей любимый?
Музей русского импрессионизма. И ещё музей криптографии, если из российских. Из зарубежных — музей Васа в Стокгольме. Он построен вокруг корабля, который в 17 веке прошел сто метров и сразу утонул. Из-за особенностей Балтийского моря, его солености, он сохранился практически в первозданном виде. С точки зрения подхода к сохранению культурных ценностей, на мой взгляд, это самый крутой пример.
— Кошка или собака?
Собака. У меня живёт собака. Она по размеру меньше кошки, но это собака.
— А что за порода?
Японский хин.
— Чай или кофе?
Кофе. Если чай, то только вечером и без кофеина, какой-нибудь из мяты. А так кофе лучше.
— Если прочитать книгу, то какого жанра?
Я люблю трукрайм. Если это должно быть что-то такое, что мне когда-нибудь в жизни пригодится — тогда научпоп.
— И последний вопрос. Где бы на Земле мечтали побывать?
Я хочу съездить в Японию. И очень хочу на остров Пасхи.