• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

🎉 Выступление участника НУГ на XIII международной конференции Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ «Субъект и ответственность: природа, общество, культура»

07 октября в рамках секции «Ответственный субъект или безответственный герой: как философские идеи воплощаются в популярной культуре» участник научно-учебной группы «Фэнтези как трансмедийный феномен» Штейнман М. А. представила свой доклад.

Доклад на тему: «Кризис (супер)героя в массовой культуре: вина, ответственность и рефлексия».

В докладе Марии Александровны Штейнман рассматривается аспект трансформации героя в массовой культуре в контексте его личной / коллективной ответственности. Гипотеза такова: как только в личности героя начинают преобладать установка на рефлексию, он утрачивает элементы, гарантирующие ему особый статус. Сама нарративная модель при этом движется от модели «супергероя» к модели «антиутопии», дискурсивная же модель меняется от «фэнтезийной» к «политической». 
Рассматриваются примеры «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина и «Песни льда и пламени» Дж. Мартина. В обоих произведениях описана ситуация «поведение правителя угрожает городу, его спасает воин, формально нарушивший присягу». У Толкина это Берегонд, у Дж. Мартина — Джейме Ланнистер. Мотивацией нарушения приказа в обеих книгах является безумие правителя, причем в обоих случаях это безумие как бы отменяет его статус государя и легитимность приказов.
В чем же заключается специфика этого сюжета (который неоднократно рассматривается и в книгах, и в сериале с различных точек зрения, при этом каждый раз вносятся дополнительные детали)? Джейме совершает свой поступок, руководствуясь этикой не условных Средних веков, но ХХ века. Более того, рискнем утверждать, что стоящая перед ним моральная дилемма вполне соотносится с некоторыми положениями «Банальности зла» Х. Арендт.