• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

🎉 Выступление участников НУГ на Всероссийской научной конференции «Современные методы изучения культуры»

16–17 апреля на Всероссийской научной конференции «Современные методы изучения культуры» были представлены доклады двух участников научно-учебной группы «Фэнтези как трансмедийный феномен» — Терехова Д. А. и Штейнман М. А.

Оба докладчика участвовали в секции «Повседневность в фантастических мирах: конструирование и функции».

Доклад на тему: «Влияние «бытовых» игровых механик на погружение в мир видеоигры»

Выступление Дмитрия Андреевича Терехова было посвящено роли повседневных занятий в создании реалистичных видеоигровых вселенных. В ходе исследования был проанализирован ряд произведений, в которых часть игрового процесса посвящена решению бытовых задач, не связанных с глобальным сюжетным конфликтом. В итоге делается вывод, что игровые механики голода, жажды, сна, комплексного передвижения, лечения и т.п. применяются, чтобы детально передать игроку опыт главного героя, не используя сенсорные, жестовые, голосовые и ВР-контроллеры, сращивающие человека и его игровой аватар на уровне телесных ощущений.
С презентацией доклада можно ознакомиться тут.

Доклад на тему: «Семантика и символика повседневности в фэнтези: от литературы к кинематографу и видеоиграм»

Выступление Марии Александровны Штейнман было посвящено семантическому наполнению понятия «повседневности», которое подразумевает определенную смысловую ловушку. Зачастую «повседневность» понимается негативно, как нечто, от чего следует отойти, чтобы создать нечто новое в фильмах или играх. Это исходная интенция. Однако все обстоит иначе. 

Во-первых, без повседневности невозможно создать достоверную антитезу ей же. Мир, лишенный убедительных деталей, не вызывает веры в него. Мир, лишенный деталей, не вызывает у реципиента эмпатии.  Для фэнтезийной анти-повседневности нужны своеобразные кирпичики из реальности. Именно поэтому настолько важны реальные локации – колледжи Оксфорда в «Гарри Поттере».

Еще дин из способов поддержания достоверности – кулинарные книги. Можно вспомнить примеры опять-таки из «Гарри Поттера», «Игры престолов». Одна из их важнейших функций – трансмедийная поддержка художественной реальности.

Ибо они апеллируют к блюдам, так или иначе национально, исторически и культурно маркированным. Кулинарная книга становится отражением социокультурной идентичности конкретной эпохи и страны. Так, «Кулинарная книга Игры престолов» четко отражает сословную и культурную иерархию реальности Джорджа Мартина. В свою очередь, «Кулинарная книга Гарри Поттера» может пониматься как транслятор английской идентичности.

Кулинария является неким аспектом эмпатичности (как в Ведьмаке), параллельно выполняя дополнительную функцию т.н. «пасхалок». Можно вспомнить название эссе А. Сапковского «Вареник, или Нет золота в Серых горах» в качестве иллюстрации. Именно вареники фигурируют и в игре «Ведьмак 3. Дикая охота» студии CD Projekt Red.

Повседневность в фэнтезийных мирах нужна как строительный материал для фантастики

Второй аспект связан с понятием философского иносказания. Категория обычного человека в фэнтези особая категория, которая противостоит понятию героя. Рыцарский роман противопоставлен роману нового времени. герой рыцарского романа находится в окружении символически наполненных предметов. А обычный человек, напротив, нуждается в поддержании сил. И эта необходимость доказывает уязвимость главного героя. У Дж.Р.Р. Толкина главные герои уязвимы, они любят пиво и грибы. ВК начинается буквально с карнавального эпизода всеобщего угощения, где изобилие показано практически гротескно.

Повседневность внутри фэнтези работает на новый тип героя. И этим толкиновская разновидность нарратива радикально отличается от всех своих предшественников. А вот среди других предшественников можно назвать Ч. Диккенса и Лоренса Стерна. Эта линия ведет нас к тому, что понятие everyman в фэнтези оказывается ключевым. И тут необходимо вспомнить еще одного предшественника Толкина – Г.К. Честертона, с его фиксацией на повседневности, на обыденности, которая, однако, не отрицает духовного героизма маленького человека.

Выступление проходило без презентации.