• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ приглашает принять участие в Международной научно-практической конференции «Методология коммуникационных исследований: отрасль, наука, образование»

16+

(04 и 05 декабря 2025 г., НИУ ВШЭ, смешанный формат)

Школа коммуникаций факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ

приглашает принять участие в 

Международной научно-практической конференции

«Методология коммуникационных исследований:

отрасль, наука, образование»

(04 и 05 декабря 2025 г., НИУ ВШЭ, смешанный формат)

 

Приглашаем учёных, экспертов и практиков в сфере коммуникаций принять участие в масштабной дискуссии о современных подходах, методах и актуальных вызовах в исследованиях коммуникационных процессов.

Знание о коммуникациях формируется на основе эмпирических исследований, которые проводят как специалисты отрасли, так и представители научной сферы и высшей школы. Однако современное состояние сферы исследований коммуникации можно охарактеризовать как проблемное. В науке и отрасли сформированы теоретико-методологические основания коммуникационных исследований, накоплен серьёзный опыт в области разработки методик и техник сбора и анализа информации, проводятся многочисленные исследования. В то же время существуют значительные различия в понимании и применении методологии в индустриально-рыночных и научно-институциональных исследованиях. Между «практиками» и «теоретиками» часто отсутствует консенсус относительно целей и способов организации исследований, а также подходов к интерпретации исследовательских результатов. Эта проблема во многом связана с традицией обсуждения на научных и отраслевых форумах скорее результатов исследований, а не алгоритма их достижения.

Если вы проводите исследования в сфере коммуникаций, видите необходимость обсудить их методологию, обменяться опытом проведения исследований и узнать о новом исследовательском инструментарии, ждём вас на нашей конференции!

 

Вопросы для обсуждения:

  • Переосмысление традиционных подходов к изучению коммуникаций в условиях технологических и социальных вызовов
  • Преодоление разрыва между классическими методами анализа коммуникации и динамикой digital-среды
  • Новые подходы к исследованиям для принятия решений в бизнесе, управлении и социальной сфере
  • Научные основания отраслевых исследований коммуникаций
  • Объяснительный потенциал академических исследований применительно к актуальным процессам в коммуникациях
  • Вклад индустриальных исследований в развитие науки о коммуникациях
  • Синхронизация академических программ с требованиями рынка через представление актуальных исследовательских трендов и практик
  • Поиск методологического консенсуса между академическими и отраслевыми исследователями

 

Программа Международной научно-практической конференцим «МЕТОДОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОТРАСЛЬ, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ»

  • 4 декабря

    10:00 - 10:20 — Открытие конференции 

    Покровский бул., 11, F-201

    Приветственное слово

    Зверев Сергей Александрович

    руководитель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Лавров Андрей Сергеевич

    старший директор НИУ ВШЭ

    Солодухин Олег Юрьевич

    первый заместитель декана факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ

    Мордвинова Мария Андреевна

    первый заместитель руководителя Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Кожемякин Евгений Александрович

    профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

  • 10:20 - 14:30 — Пленарная сессия

    Покровский бул., 11, F-201

  • 10:20 - 11:20 — Сессия «ИИ в исследованиях коммуникации»

    Модератор – Запорожцева Людмила Евгеньевна, PhD, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Покровский бул., 11, F-201

    Бодрунова Светлана Сергеевна

    доктор политических наук, профессор СПбГУ

    Поиск консенсуса в "дереве мнений": автоматизированная репрезентация онлайн-дискуссий и возможности ИИ

    Тульчинский Григорий Львович

    доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ - СПб

    Методологические основания проблемы субъектности и качества контента в коммуникационных форматах использования ИИ

    Чёрный Василий Анатольевич

    директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics

    Новая парадигма прогностики – от анализа и интерпретации сигналов к изучению глубинных общественных процессов и нарративов с помощью ИИ-агента класса deep research

    дискуссия

  • 11:20 - 11:35 — перерыв

  • 11:35 - 12:55 — Сессия «Новые решения в исследованиях коммуникации»

    Модератор – Кожемякин Евгений Александрович, доктор философских наук, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Покровский бул., 11, F-201

    Глазова Лилия Ильдаровна

    генеральный директор PR News, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Синтез противоречий или новая методологическая концепция SML

    Загидуллина Марина Викторовна

    доктор филологических наук, профессор ЧелГУ

    Современные трансформации мультимодального дискурс-анализа и медиаэстетические стратегии исследования

    Запорожцева Людмила Евгеньевна

    PhD, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Ресемиотизация в культуре: исследование изменений общества на примере репрезентаций третьего возраста

    Макушева Мария Олеговна

    управляющий директор агентства "Макушева и партнёры"

    Матрица репутации: подход к исследованию корпоративных брендов

    дискуссия

  • 12:55 - 13:10 — Перерыв

  • 13:10 - 14:30 — Сессия «Исследования коммуникаций и медиа: вызовы и рефлексия»

    Модератор – Зеленцов Михаил Владимирович, кандидат наук по коммуникациям и медиа, доцент Института медиа НИУ ВШЭ

    Покровский бул., 11, F-201

    Желтухина Марина Ростиславовна

    доктор филологических наук, профессор Пятигорского государственного университета, профессор РАО

    Медиакоммуникации в меняющемся мире: методология и инструментарий для прикладных исследований

    Рождественская Елена Юрьевна

    доктор социологических наук, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ

    Феномен медиатизации в теории и эмпирике: между социальным конструктивизмом и  коммуникативным конструктивизмом

    Фирсов Андрей Владимирович

    генеральный директор ООО «Центр социального проектирования «Платформа»

    Как меняется медиапотребление общества, почему многие PR-проекты работают вхолостую и с какими вызовами сталкиваются исследователи?

    Шариков Александр Вячеславович

    кандидат педагогических наук, профессор Института медиа НИУ ВШЭ

    Информация, коммуникация, медиа, контент, аудитория: методологические проблемы пятиугольника поняти

    дискуссия

  • 14:30 - 15:30 — Перерыв

  • 15:30 — 18:30 — Панельная дискуссия «Проблемы актуальных исследований коммуникаций и медиа»

    Модераторы — Урнова Анастасия Марковна, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, и Соколова Татьяна Дмитриевна, кандидат политических наук, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    М.Трехсвятительский пер., 8/2, с.1, ауд.301

    Спикеры:
     

    Афанасьева Ольга Валентиновна
    кандидат политических наук, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Рыбкин Артем Сергеевич
    аспирант Школы коммуникаций НИУ ВШЭ
    «Карта брендинга» как актуальный инструментарий экспертизы туристического позиционирования территории


    Веденская Ульяна Дмитриевна
    студентка 4 курса программы "Международная журналистика" СПбГУ
    ИИ и человек в коммуникациях: синергия или конкуренция? Новые компетенции для рынка труда будущего
     
    Векслер Ася Филипповна
    кандидат политических наук, доцент Школы коммуникаций НИУ ВШЭ
    Скажите «нет» AVE

    Зеленцов Михаил Владимирович
    кандидат наук по коммуникациям и медиа, доцент Института медиа НИУ ВШЭ, член Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ)
    Аналитический реализм Т.Парсонса в контексте анализа современных медиарынков: в поисках исследовательского подхода
     
    Иванова Людмила Викторовна
    кандидат филологических наук, доцент, Тольяттинский государственный университет
    Нарративный подход к исследованию медиатекстов как способ выявления актуальных социальных смыслов (уточняем)
     
    Казун Анастасия Дмитриевна
    кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, доцент Факультета социальных наук НИУ ВШЭ
    Перспективные направления исследований потребления новостей в контексте медиасреды с большим выбором
     
    Колесник Надежда Александровна
    младший научный сотрудник ВШБ НИУ ВШЭ
    Экологическое направление коммуникации в ритейле: анализ на основе дивергентной триангуляции данных
     
    Королёва Ксения Юрьевна
    кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и рекламных коммуникаций РГУ им. А.Н.Косыгина
    Исследовательский инструментарий для выявления медиарепрезентаций социально уязвимых слоев населения

    Курапов Сергей Владимирович
    кандидат социологических наук, с.н.с. Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва
    Ценностная структура российской молодежи, формирующаяся под влиянием ИИ и коммуникация студент – преподаватель; студент - вуз
     
    Курапова Анна Сергеевна
    кандидат социологических наук, с.н.с. Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва 
    Игровые нарративы как индикатор семейных ценностей: новые метрики для мониторинга (Brand Analytics) и прогнозирования социокультурных трендов
     

    Маннин Александр Андреевич
    аспирант АШ по коммуникациям и медиа, старший преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Кривцова Екатерина Константиновна
    магистрант ОП «Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации», Школа коммуникаций, НИУ ВШЭ
    Этнографический метод в исследованиях коммуникативного пространства: опыт изучения московских драматических театров


    Маткин Никита Андреевич
    аспирант АШ по коммуникациям и медиа, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Пермь
    Репрезентации счастья в российском YouTube: между наукой, эзотерикой и коммерцией
     
    Никадимов Иван Михайлович
    аспирант АШ по коммуникациям и медиа, приглашенный преподаватель Института медиа НИУ ВШЭ
    Музей как элемент городской коммуникации: коммуникационный анализ через теорию ассамбляжа М. Деланды
     

    Пупышева Ирина Николаевна
    кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии, медиа и журналистики Тюменского государственного университета

    Глазкова Анна Валерьевна
    Тюменский государственный университет, Тюменский карбоновый полигон
    Возможности тематического моделирования при анализе позиционирования в социальных медиа (пример "teo.ecotko.ru")
    *Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках проекта "Тюменский карбоновый полигон" (FEWZ-2024-0016)

     
    Стахеев Илья Сергеевич
    кандидат политических наук, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, ДГТУ (Ростов-на-Дону)
    Как исследование фейков становится индустрией: от fact-checking к коммерциализации истины

    Сугирбекова  Салтанат Ризабековна
    кандидат филологических наук, доцент Школы медиа и кино Алматы менеджмент университета (Республика Казахстан)
    Методы проведения исследований в рамках проектной работы
     
    Шипи Элиф Аладдиновна
    аспирант АШ по коммуникациям и медиа, преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ
    Киноремейк как коммуникативный феномен: диахронический анализ через теорию перевода Р.О. Якобсона

     

    Якунин Александр Васильевич                        
    кандидат филологических наук, зав.кафедрой медиадизайна и информационных технологий СПбГУ     
                       
    Бодрунова Светлана Сергеевна                        
    доктор политических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций СПбГУ                        
    Синергетические эффекты юзабилити-тестирования как новый методологический приоритет

  • 15:30 - 17:30 — Круглый стол «Коммуникационные науки для общества и бизнеса. Задачи для образования»

    Модератор – Мордвинова Мария Андреевна, первый заместитель руководителя Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Покровский бул., 11, F-201

    Участники и доклады уточняются

  • 15:30 - 18:30 — Панельная дискуссия «Методы исследования языка и задачи AI-разработки»

    Модератор – Балакина Юлия Владимировна, PhD, профессор департамента теоретической и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

    М.Трехсвятительский пер., 8/2, с.1, ауд.104

    Вопросы для обсуждения:
     • Какие традиционные подходы к анализу языка остаются актуальными в эпоху искусственного интеллекта?
     • Какие новые направления в исследовании языка могут появиться благодаря развитию искусственного интеллекта?
     • Какие компетенции необходимы современному исследователю языка в контексте развития искусственного интеллекта?
     • Какие инструменты и методики используются для лингвистического и дискурсивного анализа текстов, созданных искусственными интеллектуальными системами?
     • Какое место занимают специалисты-лингвисты в разработке современных ИИ-систем?
     • Какой вклад современные исследования в области лингвистики могут внести в улучшение качества обработки естественного языка ИИ-системами?
     • Как взаимодействие лингвистов, разработчиков и медиаспециалистов может способствовать решению существующих проблем, в частности преодолению ограничений современных моделей ИИ?
     
    Спикеры:
     
    Дубровская Ольга Георгиевна
    доктор филологических наук, заведующий кафедрой общего и сравнительного языкознания, Московский государственный лингвистический университет
    Что может предложить когнитивная лингвистика искусственному интеллекту: об ИИ сквозь призму естественного интеллекта
     
    Ильвовский Дмитрий Алексеевич
    кандидат технических наук, доцент департамента анализа данных и искусственного интеллекта, научный сотрудник международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа НИУ ВШЭ
    Вычислительный дискурс и LLM: чем (до сих пор) полезны лингвисты
     
    Карабулатова Ирина Советовна
    доктор политических наук, профессор, академик РАЕН, ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя лаборатории по гуманитарным  проектам лаборатории «Машинное обучение и семантический анализ» Института исследования проблем искусственного интеллекта иинтеллектуальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова, руководитель Центра цифровых гуманитарных технологий Хэйлунцзянского университета (Харбин, Китай)
    Роль лингвистики в развитии креативных технологий
     
    Малафеев Алексей Юрьевич
    кандидат филологических наук, ООО Яндекс Технологии, ведущий разработчик программного обеспечения
    Есть ли место лингвистике в разработке больших языковых моделей?
     
    Радина Надежда Константиновна
    доктор политических наук, профессор, профессор кафедры истории и теории Института международных отношений и мировой истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород.
    Искусственный интеллект, большие языковые модели и «феномен мурмурации» в социальных науках

  • 15:30 - 18:30 — Круглый стол «Психологические методы для решения прикладных задач в области коммуникаций»

    Модератор – Репина Екатерина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент Школы коммуникаций

    М.Трехсвятительский пер., 8/2, с.1, ауд.304
     

    Спикеры:
     
    Апполонова Юлия Сергеевна
    кандидат философских наук, доцент Института медиа НИУ ВШЭ
    Экзистенциальные пределы антропоморфизации: переосмысление коммуникации человека и машины в перспективе философской критики
     
    Валуйцева Ирина Ивановна
    доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, Московский государственный областной университет
    Актуальность метода интервью в социо- и психолингвистических исследованиях коммуникации
     
    Добросклонская Татьяна Георгиевна
    доктор филологических наук,профессор, МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный профессор Пекинского университета международного сотрудничества
    Методы психолингвистики в анализе политического медиадискурса.
     
    Желтухина Марина Ростиславовна
    доктор филологических наук, профессор, профессор Российской академии образования, Пятигорский государственный университет
    Интеграция психологических и лингвистических методов в рамках исследования сетевой коммуникации
     
    Зуйкина Кристина Львовна
    кандидат филологических наук, доцент, факультет журналистики, МГУ имени М.В. Ломоносова
    Специфика восприятия визуального контента в общественно-политических Telegram-каналах
     
    Карданова-Бирюкова Ксения Суфьяновна
    доктор филологических наук, доцент, Московский городской педагогический университет
    Возможности конструирования динамической модели коммуникации и ее экспериментальной верификации (аутопоэтический подход)
     
    Курганский Иван Максимович
    Федеральный комитет по контролю, борьбе с экстремизмом, коррупцией и терроризмом.
    Руководитель лаборатории по исследованию коммуникационных и когнитивных процессов
    Нейропсихолингвистическое картирование тревожного дискурса в цифровых медиа
     
    Мирошниченко Екатерина Дмитриевна
    аспирант, сотрудник Лаборатории доказательной психологии здоровья и благополучия НИУ ВШЭ,г. Санкт-Петербург

    Витовская Дарья Ивановна
    стажёр-исследователь Лаборатории доказательной психологии здоровья и благополучия НИУ ВШЭ,г. Санкт-Петербург
    Мультиканальный анализ паттерна социальных коммуникаций в период перехода к материнству: лонгитюдное исследование на основе поведенческих данных

  • 15:30 - 17:30 — Мастер-класс «Как генеративный ИИ трансформирует научную коммуникацию»

    (аудитория уточняется)

    Ведущая – Дехнич Ольга Витальевна, кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики».

  • 5 декабря

  • 10:00 - 13:30 — Панельная дискуссия по проблемам анализа социальных медиа (организатор – Brand Analytics)

    Покровский бульвар, 11, F-201

  • 10:00 - 13:30 — Митап «Науки о коммуникации и языке для решения прикладных задач»

    Модераторы – Маннин Александр Андреевич, старший преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, Соколова Кира Владимировна, старший преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    М.Трехсвятительский пер., 8/2, с.1, ауд. 305

    «Journal of Language and Education»; «Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики»; «Коммуникации. Медиа. Дизайн»

  • 13:30 - 14:30 Перерыв

  • 14:30 - 17:30 — Презентация исследовательских продуктов лабораторий Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Модератор – Кожемякин Евгений Александрович, доктор философских наук, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    М. Трехсвятительский пер., 8/2, с. 1, ауд. 306

  • 14:30 - 18:30 — Презентация студенческих исследовательских проектов

    Модератор – Афанасьева Ольга Валентиновна, кандидат политических наук, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    Покровский бульвар, 11, F-201
     

    Спикеры:    
    Анисимова  Алина         
    студентка ОП «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ 
    Коммуникация музеев-усадеб с молодежной аудиторией: позиционирование и продвижение в интернет-пространстве                 
    Базарова Анна Константиновна        
    студентка ОП «Глобальные цифровые коммуникации» НИУ ВШЭ    
    Интеграция искусственного интеллекта в медиаобразование: преодоление вызовов и формирование новых методик подготовки кадров
                   
    Даченкова Ульяна Николаевна       
    студентка ОП «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ 
    Формат сезонного маркета как комбинация традиционных и современных потребительских практик: коммуникационный аспект

                   
    Есипёнок Павел Денисович  
    выпускник ОП «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ
    Прогнозирование популярности новостных сообщений в Telegram    

              
    Забейворота Ксения Андреевна     
    студентка МП «Интегрированные коммуникации» НИУ ВШЭ       
    Семиотические особенности городского пространства в постапокалиптическом мире    

           
    Козин Дмитрий Николаевич 
    выпускник ОП «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ    
    Восприятие потребительской ценности онлайн-покупки молодежью Москвы  

              
    Кротова Софья Дмитриевна  
    выпускница ОП «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ, бренд-стратег (middle) в Signal 
    Семиотический метод как инструмент изучения социокультурного контекста в мультиметодальных исследованиях с психологическим инструментарием: на примере семиотического исследования визуального дискурса африканской красоты

                  
    Ракита Арина Юрьевна
    студентка ОП «Реклама и связи с общественностью» НИУ ВШЭ 
    От интервью к текст-майнингу: профессиональные нарративы и дискурсивные практики водителей платформенного сервиса такси  

                 
    Шипи Эмир Аладдинович      
    студент ОП «Бизнес-информатика» НИУ ВШЭ           
    Анализ пользовательских предпочтений и жанровых трендов на стриминговых платформах: опыт работы с данными Netflix  

  • 14:30 - 17:00  — Мастер-класс «Как мы учим ИИ понимать „русскую душу“»

    Ведущие - Мария Петрова, директор по исследованиям ГК "Родная Речь"; Светлана Тимохина, старший аналитик ГК "Родная Речь"

    М.Трехсвятительский пер., 8/2, с.1, ауд. 305

    Расскажем, как мы заменяем традиционные интервью диалогами с синтетическими респондентами, что значительно экономит время и бюджет исследований. Наше программное обеспечение использует промт-инжиниринг и обученные модели для имитации реальной целевой аудитории. На конкретных кейсах продемонстрирую, как создавались архетипы внутри целевой аудитории и как мы обучали сегменты, достигая 80–90% точности ответов по сравнению с реальными респондентами. Этот подход позволяет сократить сроки и стоимость исследований на 20–30%, а перспективы дальнейшего улучшения впечатляют! Такой инструмент особенно полезен для быстрой проверки гипотез, когда классические методы слишком затратные и длительные.

    Расскажем о многократных итерациях в создании синтетических респондентов, которые прошли путь от базового промт-инжиниринга до сложного обучения на основе двухчасовых интервью с реальными участниками. Благодаря этому подходу точность ответов синтетических респондентов существенно выросла — с первоначальных 30% до 80% и выше относительно живых интервью.

    На примерах продемонстрируем, как ИИ-респонденты помогают в практических задачах:

    - формировании сложных целевых аудиторий с помощью архетипов для выявления предпочтений

    - анализе ожиданий реальной аудитории в отношении возвращения западных брендов

    - выборе слоганов для рекламных концепций ритейлеров с участием синтетических моделей.

    - и еще пара более свежих кейсов, которые пока находят в работе.

    Кроме того, обсудим мнение заказчиков исследований на предмет доверия к данным, полученным с помощью ИИ. Спойлер: при аккуратном подходе клиенты готовы использовать синтетических респондентов, особенно ценя возможность значительной оптимизации времени и бюджета исследования. Такой инновационный инструмент открывает новые горизонты в коммуникационных исследованиях и AI-разработках.

  • 14:30 - 17:00 — Мастер-класс «Комбинирование методов сбора данных в коммуникационных исследованиях: от традиционных инструментов к инновационным платформам»

    Ведущая - Е.Г. Джибилова, к.соц.н., ведущий эксперт Центра СИТИ, приглашенный преподаватель Школы коммуникаций НИУ ВШЭ

    М. Трехсвятительский пер., 8/2, с.1, ауд. 304
     

    Мастер-класс посвящен актуальной проблеме использования различных методов сбора данных в современных коммуникационных исследованиях. Участники познакомятся с особенностями изменения исследовательского ландшафта в российском контексте, проанализируют кейсы перехода от привычных инструментов сбора данных к специализированным платформам. Мы рассмотрим преимущества и ограничения каждого подхода, обсудим стратегии эффективного комбинирования методик и предложим практические рекомендации по выбору оптимальных решений для конкретных исследовательских задач. Мастер-класс ориентирован на студентов, аспирантов и профессионалов, заинтересованных в развитии компетенций в области методологии коммуникационных исследований.

Вопросы о работе конференции просим задавать по адресу ekozhemyakin@hse.ru 

Добавить в календарь