• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Лидерство, коммуникации и деньги: зампред Банка России Михаил Алексеев рассказал в Вышке об эпохе новых реалий

Михаил Зеленцов, доцент НИУ ВШЭ, модератор встречи (слева) и Михаил Алексеев, зампред Банка России, профессор НИУ ВШЭ (справа)

Михаил Зеленцов, доцент НИУ ВШЭ, модератор встречи (слева) и Михаил Алексеев, зампред Банка России, профессор НИУ ВШЭ (справа)
Екатерина Попова

Заместитель Председателя Банка России, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ Михаил Алексеев провел 20 января мастер-класс о развитии лидерских компетенций в цифровом и денежном мире в рамках встречи клуба экономической и деловой журналистикиБазовой кафедры Банка России Вышки и реализации проекта "Создание трансмедийного образовательного спецпроекта "Как работают финансовые регуляторы".

Ставки на будущее

Вступительную речь об изменчивости мира Михаил Алексеев сопроводил прогнозами о возможном переходе от SPOD-мира, устойчивого и предсказуемого, к модели VUCA – мира сложного и неоднозначного. Потоки информации будут увеличиваться. Качество знаний станет определяться не их долгосрочностью, а стремительно сокращающейся актуальностью, и молодые аспиранты при определенных условиях смогут дискутировать с экспертами со стажем. Так, классическая система образования с жестким распределением ролей постепенно заменится на ту, при которой люди вступают в равный диалог. Одной из причин усложнения мира является цифровизация. Надвигающиеся перемены затронут и мир денег.

На примере Банка России Михаил Юрьевич рассказал о способах адаптации к новой реальности, показав в том числе как в его работу внедряется автоматизация. «Деньги меняют свою форму, но их базовые функции и содержание остаются прежними, хотя перемены, которые происходят сейчас в мире денег, тоже драматичны, и нас ждет весьма интересно будущее», – сказал Алексеев.

Лидерство требует новых компетенций

Топ-менеджер мегарегулятора подчеркнул важность развития в новой реальности «мягких компетенций», особенно коммуникативных навыков, умение отдавать и получать обратную связь, и лидерских – наличие стратегического мышления и возможность быть неформальным руководителем.

Стать успешным теперь можно только в том случае, если человек постоянно обучается, получает новые компетенции и отрабатывает их на практике. Анализ конкуренции также играет значимую роль. «Мы анализируем, что же другие страны делают в части выпуска и банкнот, и монет, какой у них опыт? Какие современные средства защиты они используют? Какие дизайнерские решения? Какую цветовую гамму, какие изображения ставят? Мы активно используем маркетинг в нашей работе, и это – составная часть нашей деятельности», – добавил Алексеев.

Вся наша жизнь – сплошная коммуникация

Как отметил Алексеев, коммуникация – это искусство, для понимания которого необходима мудрость. Она не является универсальным средством решения всех проблем, но может помочь при решении большинства. Некомпетентным руководителем является тот, кто не способен общаться, при том не только с партнерами и коллегами, но и с прессой.

«Мы представляем аналитические отчеты, смотрим по регионам, проводим опросы населения, частично публикуем их результаты, выпускаем большое количество печатной продукции, каталоги различного дизайна, популяризируем календари на свою тему, буклеты, проводим выставки – это все часть нашей коммуникационной политики», – сказал эксперт.

Михаил Алексеев также рассказал, что на стыке предметных областей могут рождаться необычные гибридные решения. Примером такого симбиоза стада его визитная карточка, созданная на подобии жетона.

Будущее и новые грани денег

По мнению зампреда Банка России, деньги одновременно являются предметом научного анализа и изучения, сферой искусств, сферой деятельности и практическим инструментом решения вопросов. На данный момент можно выделить три формы денег – наличные, безналичные, и в последнее время все чаще стали говорить о цифровой. Доля наличных расчетов сокращается, и скорее всего этот тренд сохранится и дальше. Тем не менее наличные не умрут и еще долго будут оставаться одним из инструментов платежа, неся в себе не только практическую функцию, но и высоко художественную, отметил Михаил Алексеев.

Мария Пантюхина, райтер проекта «Экономическая жвачка»