Международная олимпиада молодёжи (МОМ-2025), организованная Высшей школой экономики и предоставляющая молодым иностранцам возможность поступить в российский вуз, впервые предложила будущим журналистам и работникам медиаиндустрии использовать генеративный искусственный интеллект (ИИ) для выполнения конкурсных заданий. Эксперимент показал, что участники неплохо справляются с новыми технологиями, но также выявил новые вызовы применения ИИ в сфере медиа.
Роль ИИ в заданиях
В первом туре участникам направления «Журналистика» предлагалось написать расширенную новостную заметку на основе предоставленного текста (пресс-релиза, статьи, интервью). Участники могли пользоваться различными моделями ИИ (ChatGPT, ЯндексGPT, GigaChat, Perplexity AI и др.), самостоятельно выбирали инструмент для обработки информации и создания новости. Помимо самой заметки требовалось показать использованные промпты.
Как отмечают председатели методических комиссий, задания были сформулированы таким образом, что их выполнение без демонстрации собственных знаний и умений оказалось невозможным. Чтобы получить максимальные баллы, участникам направления «Медиакоммуникации» было необходимо написать сценарий подкаста, проявив хорошее знание темы, основ драматургии и стилистики, умение составлять качественные запросы (промпты), а также богатство языка. В новостной заметке оценивались точность, фактура и полнота раскрытия темы, соответствие жанровым требованиям, знание методов работы с ИИ, а также стилистика и грамотность русского языка.
Александр Куприянов пояснил, что участники, хорошо знающие основы драматургии, формулировали запросы к ИИ гораздо точнее, чем те, кто не владел этими знаниями:
«Они формулировали запросы не просто как «добавь драматургии», а более точно, например, «создай клиффхэнгер», «сформулируй нарратив с зачином, развитием, кульминацией и развязкой». По качеству промпта мы судили о глубине знаний участников. Многие ограничивались общими формулировками наподобие «сгенерируй сценарий подкаста на 8000 знаков», тогда как наиболее успешные участники демонстрировали понимание структуры промпта, используя фреймворки, учитывающие погружение модели в роль, контекст и целевую аудиторию. Некоторые использовали ИИ для доработки уже сгенерированного текста, добавляя эмоциональные качели или более актуальные примеры. Однако полная зависимость от ИИ тут не работала: даже самые мощные модели, такие как чат-бот OpenAI, ограничены по актуальности информации»
Аналогичная ситуация наблюдалась и с заданием по написанию новостной заметки. Участники, знающие структуру новости (заголовок, лид, цитаты, основной текст, бэкграунд), формулировали запросы, учитывающие эти компоненты. Например, они требовали от ИИ, чтобы лид начинался с подлежащего и сказуемого. Таким образом, оценка знаний участников основывалась не столько на качестве сгенерированного ИИ текста, сколько на их умении формулировать эффективные запросы к нейросети. Это стало ключевым отличием МОМ-2025 от традиционных олимпиад.
Иван Князев подчеркнул: ИИ – всего лишь инструмент. Для постановки задачи и проверки результатов нужно было человеческое участие: «Например, во втором задании требовалось дать определение тому, что такое «аналитика в журналистике». Участники, не понимающие специфики этого термина, давали определения из других сфер, что указывало на недостаток знаний. В случае правильного понимания термина, ИИ помогал им сформулировать точное определение».
Что показала олимпиада?
Результаты олимпиады показали широкий спектр компетенций: от работ, впечатливших жюри своим качеством и заставивших задуматься о будущем профессии, до работ, выявивших типичные ошибки: неумение работать со стилистикой, выделять главное из большого объёма информации. Как отмечает Князев, многие участники продемонстрировали средний уровень, что говорит о необходимости и дальше развивать практические навыки взаимодействия с ИИ в журналистике:
«Полученный опыт станет основой для дальнейших исследований и совершенствования заданий олимпиады. Мы планируем продолжать экспериментировать с использованием ИИ в будущих профильных конкурсах».
Участники могли редактировать сгенерированные нейросетью ответы, хотя некоторые не использовали эту возможность, ограничиваясь простой генерацией текста без дальнейшей работы над ним.
«Мы рассчитывали, что конкурсанты будут просить ИИ о помощи в структурировании информации и построении логики, но таких случаев было немного», – отметил Александр Куприянов.
Конкурсантов, успешно выполнивших задание первого тура, ждал второй этап – устное собеседование. Оно позволило оценить общекультурный уровень, знание медиасреды и способность аргументировать свою позицию.
Иван Князев, председатель методической комиссии по направлению «Журналистика», академический руководитель ОП «Журналистика»
«Общий кругозор многих оказался чрезвычайно ограниченным. Знания сводились к школьной программе, что, как мне кажется, связано с огромным давлением подготовки к выпускным экзаменам, практически полностью поглощающей время старшеклассников. Некоторые участники с трудом отвечали на элементарные вопросы по истории и географии, что вызвало серьезные опасения по поводу качества современного школьного образования. Например, вопрос «Какой страны не существует: Швеции или Швейцарии?» вызывал у некоторых затруднения. Журналистика всё-таки требует широкого кругозора и универсальных знаний»
Как показали результаты анонимного опроса, участники олимпиады высоко оценили потенциал генеративных моделей ИИ, отметив их положительное влияние на качество своих работ. Однако конкурсанты также указали на сложности в формулировании запросов. На будущее они высказали пожелания подробного разбора методических материалов, включающих не только разъяснения, но и практические примеры использования ИИ для успешного выполнения заданий. Особый интерес у участников вызвали образцы успешных работ и рекомендации по составлению запросов. Они будут полезны для понимания того, сколько промптов и в каком виде необходимо включать в задание.
МОМ-2025 продемонстрировала растущий интерес иностранной молодёжи к медиа и инновационным технологиям. Олимпиада не только выявила таланты, но и подчеркнула необходимость адаптации образовательных программ к реалиям современной медиасреды, где ИИ становится важным инструментом.
Азалия Мухаметшина, 3-й курс ОП «Журналистика»