Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
В статье предпринята попытка исследовать связи общецивилизационных процессов глобализации, информатизации и цифровизации с процессами, происходящими в системах коммуникации, опосредованной медиатехнологиями. В качестве категориального аппарата, который позволит выявить и проанализировать эти связи, предлагается использовать такие понятия, как «жизненный мир», «личностный мир», «информационно-коммуникационный универсум», «коммуникационные матрицы» и др.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов, изучающих философские, социологические, психологические и лингвистические подходы к тексту и стремящихся понять связи текста с социальными процессами и жизнью еди-ничного человека. Исследуются теоретические подходы к пониманию текста, анализируются основные типы текстов. Особое внимание уделено анализу дискурсивного и пространственного подходов к пониманию связей текстов друг с другом и с действительностью. Предложена принципиально новая концепция информационно-коммуникационного универсума. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессах порождения, восприятия и понимания текстов. Подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебное пособие может быть использовано студентами укрупненной группы направле-ний подготовки и специальностей 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» при изучении дисциплин «Теория медиа», «Коммуникационный менеджмент», «Основы теории коммуникации», «Основы журналистской деятельности», «Теория массовых коммуникаций», «Современные теории массовой коммуникации», «Коммуникативные стратегии построения текста». Может быть полезно для преподавателей гуманитарных дисциплин, исследователей коммуникационных процессов, слушателей МБА и программ переподготовки.
Этот сборник — попытка «остановить мгновенье» начала переосмысления и трансформаций, связанных с «глобальным заражением», возникшим в 2020-м году из-за встречи природного коронавируса с медиавирусом. В работе над про- ектом приняли участие сотрудники и выпускники Департамента медиа НИУ ВШЭ. Книга реализована при поддержке Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ.
Учебное пособие посвящено исследованию тех компонентов личности человека, которые влияют на производство, восприятие и понимание текстов. В качестве обобщающего понятия, с помощью которого обозначается многомерная, сложноорганизованная система, которая осознается индивидом как принадлежащая именно ему и в этом качестве противостоящая внешнему миру, используется понятие «личностный мир», который имеет следующие характеристики: 1) реализует функцию ориентирования в жизненном мире; 2) побуждает индивида к деятельности, нацеливая ее на определенные объекты реальной действительности; 3) обеспечивает направленность, осмысленность осуществляемой деятельности и жизни в целом, задавая ей личностные и одновременно социально-исторические измерения; 4) содержит в себе компоненты, обеспечивающие успешное осуществление деятельности.
Учебное пособие подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по укрупненным группам направлений подготовки 39.00.00 «Социология и социальная работа» и 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» и изучающих дисциплины «Антропология медиа», «История и теория медиа», «Основы теории коммуникации», «Основы журналистской деятельности», «Психология коммуникаций», «Теория массовых коммуникаций», «Современные теории массовой коммуникации». Может быть полезным для преподавателей гуманитарных дисциплин, исследователей коммуникационных процессов, слушателей МБА и программ переподготовки.
Подача контента в сериальном формате – мейнстрим современной массовой культуры. Однако само слово «сериал» до сих пор все еще воспринимается чаще всего в контексте кинематографических и телевизионных реалий. В главе рассматривается одно из новых направлений массовой пользовательской культуры - визуальный сериал в сети Интернет, то есть комплексы визуальных текстов, объединенных пандемийной тематикой. Среди изучаемых явлений - мем-сериал, цифровые плакаты телеграм-каналов и т.д.
Взаимодействие технологий, коммуникационных форматов и пространств имеет в ситуации пандемии самые разные мас- штабы: от цифрового мониторинга ситуации во всем мире — до коммуникационных трансформаций соседств и жилищ. Но именно город становится основным полигоном для новых форм контроля и площадкой тестирования новых социальных норм, именно на уровне города «ощупываются» пределы допу- стимого, а также формируются и внедряются идеи для пост-ко- видального будущего. В этой главе мы сосредоточили свое внимание на состоянии умного города (smart city) в период пандемии, вы- светившем ключевые проблемы, на которые уже около десяти лет обращают пристальное внимание урбанисты и авторы концепций городских сетей.
This special issue brings together ethnographic scholarship to explore the interlinking of diverse personal, social and larger institutional forms in and through which artistic value emerges. Rather than being inherent in the formal features of art objects or merely a discursive construct, value as craft signifies an arena in which beliefs, ideologies, and histories interweave with art practices, events, and materialities. The articles included in this issue, then, highlight both the constructed and performative aspects of artistic values through a common focus on ethnography and a shared emphasis on temporality, practice, and institutional forms. Accordingly, art is a process both crafted – composed of judgements and social interaction – and crafting – able to individually or collectively mobilise and enable desiring investments in its capacity as art. The interdisciplinary effort at hand retains the sociological ethos and political implications of social constructionism, while looking at how acts of valuation enable affective, agential and aesthetic responses.