Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: hsemedia@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Академическая поддержка со стороны сотрудников кафедр или аспирантских школ играет важную роль в аспирантуре, но то, как она устроена, может по-разному сказываться на результатах аспирантов. Цель статьи - дать классификацию типов такой академической поддержки и определить, как эти типы связаны с ожиданиями аспирантов о завершении программы и защите диссертации. Эмпирической базой для исследования послужили данные опроса аспирантов в шести российских университетах. С помощью латентно-классового анализа были выделены шесть типов академической поддержки в зависимости от функций, выполняемых научными руководителями, руководителями кафедр или аспирантских школ и другими сотрудниками. Результаты показывают, что сама академическая поддержка играет значимую роль в опыте и результатах аспирантов, а отсутствие поддержки повышает неуверенность аспиранта относительно завершения диссертации. В то же время полученные результаты свидетельствуют о том, что чрезмерное вовлечение сотрудников подразделений в работу с аспирантами может быть менее продуктивным, чем активное вовлечение научного руководителя, сопровождаемое информационной поддержкой других сотрудников.
Статья посвящена исследованию особенностей интеллекта человека и интеллекта сложных компьютерных систем, обычно именуемого искусственным интеллектом (ИИ). В качестве гипотезы сформулировано положение о принципиальной разнице между человеческим и искусственным интеллектом. Человеческий интеллект представляет собой продукт многотысячелетней истории развития и взаимодействия трех взаимосвязанных процессов: 1) становления и развития человеческой личности; 2) формирования сложных сетевых отношений между членами социального сообщества; 3) коллективной деятельности как основы существования и развития сообществ и индивидов. Искусственный интеллект представляет собой комплекс технологических решений, имитирующих когнитивные процессы человека. В силу этого при всех вариантах технического развития (ускорение процессов по сбору и обработке данных и поиску решений, использование компьютерного зрения, распознавание и синтез речи и т. д.) ИИ всегда будет связан с деятельностью человека. Другими словами, только люди (а не машины) являются конечным источником и определителем ценностей, от которых зависит любой ИИ. Никакой разум (человека или машины) никогда не будет по-настоящему автономным: всё, что мы делаем, зависит от социального контекста, созданного другими людьми, которые определяют смысл того, что мы хотим достичь. Это означает, что за всё, что делает ИИ, отвечают люди.
Монография посвящена исследованию особенностей интеллекта человека и интел-лекта сложных компьютерных систем, обычно именуемого искусственным интеллектом. Выполненный автором анализ показал, что человеческий интеллект представляет собой продукт многотысячелетней истории развития и взаимодействия трех взаимосвязанных процессов: 1) становления и развития человеческой личности; 2) формирования сложных сетевых отношений между членами социального сообщества; 3) коллективной деятельности как основы существования и развития сообществ и индивидов. Искусственный интеллект представляет собой комплекс технологических решений, имитирующих когнитивные процессы человека. В силу этого он всегда будет связан с деятельностью человека. Другими словами, только люди (а не машины) являются конечным источником и определителем ценностей, от которых зависит любой искусственный интеллект. За все, что делает искусственный интеллект, отвечают люди. Монография предназначена для исследователей, преподавателей, аспирантов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами искусственного интеллекта.
Понятие «коммуникативная компетентность» активно используется в современной гуманитарной науке. Особенно в тех исследованиях, которые посвящены межкультурному, поликультурному, межнациональному и международному общению и пониманию. Если некоторое время назад межкультурная коммуникация ассоциировалась преимущественно с работой международных и политических деятелей, то сегодня связь с другими культурами становится частью жизни каждого из нас. Не случайно одной из главных задач, к решению которых стремится ЮНЕСКО, является формирование такого качества людей, которое определяется понятиями «информационная грамотность», «медиа- и информационная грамотность», «медийная компетентность», «медиакультура» и т.п. Однако, несмотря на популярность категории «коммуникативная компетентность» и огромное количество посвященных ей работ, понять, что имеют в виду авторы, бывает нелегко. В данной статье исследуются возможности использования медиаобразовательных концепций для понимания коммуникативной компетентности.
Учебное пособие призвано способствовать пониманию студентами глубинных процессов, происходящих в сфере современной коммуникации, трансформирующейся под влиянием глобализации, информатизации и цифровизации. В издании рассмотрены различные трактовки коммуникации, понимаемой как форма реализации человеческой активности, вид человеческой деятельности или социальный институт, который организует деятельность включенных в сферу его влияния людей по определенным правилам, формировавшимся столетиями и чрезвычайно трудно поддающимся трансформации. Большое внимание уделено рассмотрению понятия «коммуникативная культура», с помощью которого обозначаются накопленные в сфере коммуникации знания, ценности и нормы, которые проявляют себя, во-первых, в разнообразных философско-идеологических концепциях, задающих смысловые рамки понимания коммуникации, и во-вторых, в технологиях коммуникации, которые обозначены понятием «коммуникационные матрицы».
Цель статьи - рассмотреть возможности, которые открывает перед публичной историей и популярной наукой жанр альтернативной истории в произведениях о космических и научно-технических достижениях ХХ в. Жанр альтернативной истории, во-первых, показывает, что научные открытия и изобретения являются не менее важными фактами новейшей истории, чем войны и политические противостояния. Во-вторых, за счет намеренно антонимичных хрестоматийной истории сюжетов (например, «на Луну первым высадился Алексей Леонов») альтернативная история провоцирует зрителей к изучению и задокументированных событий. И, наконец, с помощью трансмедийного сторителлинга и современных цифровых инструментов (например, 3D-модели лунной станции) в исторические проекты можно встроить темы естественных и инженерных наук. Кроме того, трансмедийный сторителлинг предполагает расширение опыта аудитории, которая получает возможность не только смотреть сериал, но и включаться в игровые и краудсорсинговые практики. Трансмедийные проекты, основанные на нарративах альтернативной истории, позволяют привлечь внимание к многовариантности прошлого, к непредопределенности событий и идеологических схем новейшей истории, истории холодной войны и первой космической гонки.
Статья посвящена специфике конструирования образов (космонавтов и специалистов, обеспечивающих космические полеты) эпохи первой космической гонки в Советском Союзе и выполнена на основе аналиа фильма Алексея Германа-мл. «Бумажный солдат» (2008).
Работа раскрывает аспекты потребления информационного контента в Рунете, основываясь на академических и индустриальных подходах к дефиниции «медиапотребление», платформах распространения контента, природе пользовательского отношения к информации, а также на результатах онлайн-опроса и авторской рефлексии.
Предлагаемое учебное пособие посвящено исследованию связей общецивилизационных процессов глобализации, информатизации и цифровизации с процессами, происходящими в сфере культуры. Представлены результаты теоретического анализа взаимосвязи между жизненным миром, в котором пребывает человек, и культурой, которая обеспечивает как его приспособление к этому миру, так и преобразование им жизненного мира в соответствии со своими интересами. Проанализированы структурные и типологические модели культуры. Показаны трансформации, которые происходят в современном жизненном мире и сегодняшней культуре. Подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебное пособие предназначено для бакалавров и магистрантов укрупненных групп специальностей и направлений подготовки 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты», изучающих дисциплины «Основы медиакультуры», «Межкультурная коммуникация», «Информационная культура», «Культура и коммуникация», «Культурная политика», а также будет полезно студентам всех направлений подготовки и специальностей высшего образования, учебными планами которых предусмотрено изучение культурных аспектов трансформации современного мира.
Доклад посвящен анализу современного состояния международной академической мобильности в России. В нем систематизированы результаты исследований, характеризующих возможности и риски, которые международная мобильность создает для отдельного ученого и национальной науки в целом, приведен обзор источников информации о процессах «циркуляции умов». Впервые представлены итоги уникального обследования миграционных потоков в российской науке, проведенного в ноябре — декабре 2021 г. Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России. Обследование позволило оценить интенсивность и структуру исходящей и входящей мобильности научных и научно-педагогических кадров в крупнейшем сегменте отечественного научно-технического комплекса — в вузах и научных организациях, подведомственных Минобрнауки России. Для исследователей, экспертов и управленцев в сфере развития науки и научно-технической политики.
Учебное пособие призвано способствовать пониманию студентами глубинных процессов, происходящих в сфере современной коммуникации, трансформирующейся под влиянием глобализации, информатизации и цифровизации. В издании рассмотрены различные трактовки коммуникации, понимаемой как форма реализации человеческой активности, вид человеческой деятельности или социальный институт, который организует деятельность включенных в сферу его влияния людей по определенным правилам, формировавшимся столетиями и чрезвычайно трудно поддающимся трансформации. Большое внимание уделено рассмотрению понятия «коммуникативная культура», с помощью которого обозначаются накопленные в сфере коммуникации знания, ценности и нормы, которые проявляют себя, во-первых, в разнообразных философско-идеологических концепциях, задающих смысловые рамки понимания коммуникации, и во-вторых, в технологиях коммуникации, которые обозначены понятием «коммуникационные матрицы».
Переход агентств на гибридную модель приводит к последующей сегментации аудитории потребления контента данных медиаструктур: кроме подписчиков закрытых лент, у медиа появляются читатели на сайте, в социальных сетях, на остальных открытых ресурсах. Кроме того, меняются внутренние структуры агентств, обновляются их технологические мощности, редакции «обрастают» новыми необходимыми профессиональными компетенциями, меняется подход к управлению таких медийных холдингов.
Деятельность медиа в период пандемии COVID-19 стала предметом множества исследований. Но среди многообразия книг и статей практически нет публикаций, посвященных анализу тех целей, которые ставили перед собой авторы и руководители медиа, запуская в медиапоток свои тексты, и тех технологий и средств, которые использовались в этих текстах, чтобы поставленные цели были достигнуты. В данной статье представлены достаточно надежные данные о целевых характеристиках публикаций, посвященных COVID-19, и о тех технологических ресурсах, которые использовались для достижения этих целей.