До Нового 2025 года остается несколько дней, а значит — самое время вспомнить главное, проанализировать прошедшие события и подумать о том, что взять с собой из года уходящего в наступающий. Какие задачи поставить? Как распределить их по времени, и главное — какие наметить цели, а значит — проложить путь к дальнейшему успеху?
© Ольга Зотова для Института медиа
В преддверии Нового года руководство и профессорско-преподавательский состав Института медиа НИУ ВШЭ подвели итоги работы. Прошедший год был насыщен яркими событиями, Институт успешно прошел очередную приемную кампанию, а многие студенты и преподаватели достойно показали себя и достигли значимых успехов на медиаплощадках разного уровня.
Открывая заседание, директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс отметил, что коллективу есть чем гордиться: Институт уверенно подтверждает статус одного из ведущих вузов и занимает достойное место в научно-образовательном пространстве.
«У нашего Института уже есть свое лицо. Мы завоевали авторитет среди абитуриентов и их родителей. Еще одна из важных задач –- завоевать авторитет среди работодателей. Они уже нас знают и уважают, но надо, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что лучшие кадры приходят в индустрию именно из Института медиа. Мы в этом направлении работаем, и отчасти наш клуб «Топ месяца» тоже призван работать на результат».
Эрнест Мацкявичюс
Серия встреч с лидерами индустрии — топ-менеджерами, крупными продюсерами и управленцами традиционно вызывает интерес у будущих специалистов медиа. В рамках межуниверситетского клуба «Топ месяца» в гости к студентам этой осенью пришли генеральный директор телеканала НТВ Алексей Земский и начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. В планах – расширить число участников подобных мероприятий, на что есть запрос от представителей других вузов.
Практико-ориентированный подход к обучению — один из залогов успеха Института медиа в воспитании будущих специалистов отрасли. Определиться с направлением работы, пройти практику в ведущих профильных компаниях под руководством действующих журналистов, продюсеров, топовых медиаменеджеров, публицистов и телеведущих студентам помогают Творческие мастерские лидеров медиа. Интерес к проекту растет, он успешно развивается, а конкурс среди студентов существенно превысил прошлогодний.
В нынешнем учебном году продолжили работу мастерские: «Научно-популярной журналистики» Сергея Малоземова, «Основы журналистской деятельности» Вадима Такменева, «Кино и журналистики» Ивана Кудрявцева, «Ведомостей», творческая лаборатория «VK Education». С сентября газетное отделение усилила мастерская «Российской газеты». В рамках проекта студенты уже побывали на экскурсии в Государственной думе и познакомились с работой парламента. Кроме того, стартовала мастерская известного актера театра и кино Игоря Петренко — конкурс на место в Актерскую мастерскую оказался таким, что отборочные прослушивания пришлось проводить в несколько этапов.
На образовательной программе «Журналистика» для студентов второго курса открылись специализации «Телерадиожурналистика», «Журналистика новых медиа», «Международная журналистика», «Деловая журналистика».
Перемены произошли в руководстве образовательной программы «Медиакоммуникации». С нового учебного года Академическим руководителем стала доцент Института медиа Ирина Петровна Куманева. Одно из ее первых начинаний на этом посту — изменение состава академсовета, в который вошли руководители образовательных траекторий. Также было расширено количество представителей от индустрии.
Еще одно нововведение — англоязычная магистерская программа «Критические медиаисследования» изменила название. Теперь оно звучит как «Современные медиаисследования и аналитика» — Contemporary media studies. Как пояснил Академический руководитель программы, заместитель Директора Института медиа Олег Дмитриев, это поможет выйти за рамки критической теории медиа и готовить не только будущих исследователей, но и специалистов по медиааналитике, которые сейчас весьма востребованы на российском рынке.
Высшая школа новостей — флагманский проект Института медиа, который стартовал еще в прошлом учебном году, уверенно развивается и фактически превратился в самостоятельное СМИ. Студенческие редакции работают в теле-, радио- и интернет форматах и построены по принципу классических информационных редакций. Весь процесс — от продюсирования до постпродакшна проходит с участием педагогов Института и профессионалов из мира индустрии.
Практика общения студентов с ведущими профессионалами из мира медиа — один из образовательных трендов, которые решено масштабировать в будущем. В начале декабря заместитель Генерального директора ВГТРК и программный директор канала «Россия 1» Александр Нечаев прочитал лекцию о стратегиях программирования и управления контентом студентам 4 курса Института медиа. Общение прошло в рамках дисциплины «Медиапсихология и трансформация аудитории СМИ». Руководство Института выступило с предложением создать единую библиотеку студийных видеозаписей подобных образовательных мероприятий, доступную для всех пользователей.
В начале сентября на площадке Восточного экономического форума во Владивостоке по инициативе руководства Института медиа прошла сессия «Медиа: экономика и кадры. Как подготовить высококлассных специалистов для бизнеса и СМИ?» с участием депутата Госдумы Алексея Говырина, управляющего директора РБК Ильи Дронова, генерального директора делового издания «Ведомости» Михаила Нелюбина, директора ВЭБ.РФ Александра Мачевского и руководителя команды внешнего продвижения «ВКонтакте» Вячеслава Прохорова. Модератором дискуссии стала проректор НИУ ВШЭ Виктория Панова. Состоялся большой предметный разговор, в ходе которого участники согласились, что Вышка должна стать площадкой для обсуждения подобной проблематики и договорились провести в феврале-марте, на базе Института медиа и ФКИ, научно-практическую конференцию о будущем медиаобразования.
В этом году Факультет креативных индустрий уже второй раз стал участником «Глобальной недели медийной и информационной грамотности» под эгидой ЮНЕСКО. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа провели в Доме Дурасова на Покровском бульваре Всероссийскую научно-практическую конференцию «Медийная и информационная грамотность в России: полидисциплинарный взгляд». Мероприятие, в котором приняли участие авторитетные специалисты и медиаисследователи из разных регионов страны, стало дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных вопросов медиаграмотности и медиагигиены, необходимых в условиях современных вызовов.
Еще одна научно-практическая студенческая конференция «Молодые медиа» успешно развивается, расширяет границы и выходит на новый уровень. В этом году число докладчиков выросло более чем в три раза. Тезисы для участия прислали около 150 человек из 15 стран мира, в том числе из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Уганды, Замбии, Вьетнама, Афганистана, Кубы. С докладами выступили не только студенты магистратуры и аспирантуры, но и бакалавриата, даже первокурсники. Тезисы лучших докладов участников конференции будут опубликованы в сборнике, который появится в крупнейших библиотеках страны.
Не обошлось и без нововведений - Институт медиа и ФКИ впервые провели конференцию «Исследования видеоигр в России: вызовы, перспективы и направления». За круглым столом собрались представители НИУ ВШЭ, Института бизнеса и дизайна, ГАУГН, а также издательства «Бомбора». Помимо этого, научные доклады на конференции представили и студенты. Их исследования были посвящены академическим методологиям, применяемым к видеоиграм, ролям автора и игрока, а также вызовам, связанным с появлением искусственного интеллекта. В рамках конференции было заявлено две секции. Лейтмотивом первой стали академические вызовы Game Studies в России, а второй — их перспективы и практики. Участники конференции отследили паттерны узнаваемости «российских» образов в западных и азиатских играх, а также отметили вклад отечественных разработчиков, которые в настоящее время всё чаще обращаются к русской мифологии и истории.
Важным событием уходящего года стало продолжение сотрудничества с Образовательным центром «Сириус». Программа «Литературное творчество. Журналистика и медиа» для одаренных школьников стала ежегодной. Преподаватели Института медиа НИУ ВШЭ совместно с «Первой академией медиа» РЭУ имени Плеханова объединили силы, чтобы помочь будущим журналистам познакомиться с азами профессии и поучаствовать в увлекательных проектах.
Регулярно расширяется список партнеров Института медиа, которые предоставляют студентам возможность пройти практику и ещё во время учебы погрузиться в профессиональную среду, проявить себя и определиться в карьерной траектории. По итогам учебного года 20 процентов студентов — а это почти 240 человек — после прохождения практики получили предложение о работе.
Руководство Института медиа, преподаватели и сотрудники регулярно получают благодарности за весомый вклад в образовательный процесс: подготовку мероприятий, участие в крупных проектах и создание новых медиатехнологий и исследований. В адрес Института пришла благодарность от организаторов Всероссийской молодежной премии в области медиа и журналистики «Шум». В сжатые сроки преподаватели вуза проверили в общей сложности работы почти тысячи участников.
Особая гордость — награды и благодарности в адрес студентов. Подкаст студентов Института медиа о благотворительности и инклюзии «ЛУЧ – лучшие уроки человечности» стал одним из лауреатов «Премии Рунета 2024» в номинации «Социальные проекты и благотворительность».
На днях в Гонконге два студента майнора «Публичные конфликты и управленческая риторика» второго года обучения Александр Сапрыкин и Алина Шафигуллина, а также студентка юрфака ВШЭ Вероника Леонова получили награду Международного конкурса ICC Mediation Competition Hong Kong «Лучшие по продвижению интересов в медиации». Майнор «Публичные конфликты и управленческая риторика», разработанный в Институте медиа для представителей более чем 50 специальностей, стал самым популярным в «Вышке». Вместе с дипломом майнора выпускники получают дополнительную специальность «Модератор публичных конфликтов».
И традиционно самым ярким творческим мероприятием года стал студенческий фестиваль, капустник MEDIAJAM. Праздник талантов с участием студентов, преподавателей Института медиа, профессиональных музыкантов и звезд индустрии в этот раз стал еще более ярким и зажигательным и собрал полный зал Культурного центра НИУ ВШЭ.
Насыщенная образовательная и культурная жизнь Института медиа с каждым годом делает его всё более популярным среди абитуриентов. Об итогах приемной кампании — количестве поданных заявлений и зачисленных первокурсников на образовательные программы «Журналистика» и «Медиакоммуникации», а также направления магистратуры Института рассказала руководитель Центра маркетинга Ольга Благодарова. Она поблагодарила всех преподавателей, которые в свободное от основной работы время помогали с проверкой олимпиадных заданий и дополнительных вступительных испытаний.
Об организации научной работы Института медиа в новом году рассказал руководитель Центра научных компетенций профессор Григорий Прутцков. Впереди много интересной, насыщенной работы, в том числе проведение Научно-практической конференции с международным участием «Язык. Культура. Технологии: полидисциплинарный дискурс в медиапространстве» и Всероссийской научно-практической конференции «Весенние чтения: Эволюция идей и форм публицистики».
В завершение Директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс поздравил всех с наступающим Новым годом. Мы присоединяемся ко всем поздравлениям и добрым пожеланиям в адрес наших сотрудников, преподавателей и студентов! И надеемся, что Новый год будет не менее зажигательным, чем стал год уходящий! Будьте счастливы и здоровы! До встречи в Новом 2025 году!