В Высшей школе экономики 17 февраля прошла защита кандидатской диссертации доцента Института медиа, руководителя направления «Деловая журналистика» Михаила Владимировича Зеленцова. Тема диссертации — «Гибридизация бизнес-процессов российских информационных агентств в контексте медиаконвергенции», научный руководитель — кандидат педагогических наук, профессор Института Александр Вячеславович Шариков.

Фото: Кирилл Ходаков, Григорий Прутцков, Иван Князев, Анна Степанова
В научном докладе диссертант подробно изложил гипотезу исследования, описал методологию и остановился на деталях бизнес-процессов информационных агентств, озвучил выводы, к которым он пришел в процессе исследования.
Затем Михаил Владимирович ответил на многочисленные вопросы рецензентов и членов диссертационного комитета.
«Михаил Зеленцов руководит треком «Деловая журналистика» в бакалавриате, ведет занятия в магистратуре, — отметил заместитель директора Института медиа кандидат филологических наук, профессор Олег Аркадьевич Дмитриев. — Он признанный специалист в своей сфере с большим практическим опытом работы, и присуждение ему кандидатской степени – это признание заслуг Михаила перед академическим сообществом. Исследование интересно тем, что в нем детально рассматривается трансформация информагентств в эпоху мультимедиа, которые ныне работают как для своих клиентов, средств массовой информации, так и для медиапотребителей».
«Мы с большим интересом выслушали доклад Михаила Владимировича, — поделился впечатлением заместитель директора Института медиа, академический руководитель ОП «Журналистика», профессор Иван Андреевич Князев. — Он очень глубоко и точно подметил и проанализировал современные бизнес-процессы, происходящие в ведущих информационных агентствах нашей страны, и увязал их с процессами медиаконвергенции».
«Двенадцать лет назад Михаил был моим студентом в магистратуре, и все эти годы я следил за его становлением как ученого, читал его статьи, учебные пособия, — сказал доктор филологических наук, профессор Института медиа Григорий Владимирович Прутцков. — На предзащите прошлым летом, слушая Михаила, я видел в нем сложившегося ученого со своим научным взглядом на процессы, происходящие в мире медиа».
«Особая ценность исследования заключается в том, что оно ориентировано на практику, — рассказала студентка трека «Деловая журналистка» второкурсница Анна Степанова. — Нам, студентам, намного проще вливаться в работу в медиа после прохождения курсов, разработанных Михаилом Владимировичем. Сегодня, побывав на защите, я с удивлением обнаружила, что большинство тезисов были рассказаны на занятиях и уже активно используются нами в работе».
Михаил Зеленцов также поделился планами дальнейших научных исследований.
«С нашей будущей научно-учебной группой мы планируем анализировать то, как меняются новостные медиарынки не только в России, но и за рубежом: в США и странах Европы, странах БРИКС. Каждый день мы видим новые информационные поводы — в телеграм-каналах, в эфирах телепередач, — что свидетельствует о том, что медиарынки будут и дальше трансформироваться. И происходить это будет не только из-за технологических новшеств, но и из-за дальнейшего внедрения элементов искусственного интеллекта и социокультурного контекста, в котором мы все живем.
Эта работа писалась не 3-3,5 года, эта работа длилась 12 лет. 12 лет назад я начал работать в агентстве «РИА Новости», потом был ТАСС, где я был и выпускающим, и шефом, и руководителем новостной службы, и заместителем руководителя редакции. Академическое исследование аккумулировало не только всю мою работу в индустрии, но и теоретические аспекты медиаменеджмента и цифровой трансформации медиа. «Триединство» бизнес-процессов (активы, форматы и специфика менеджмента) и новый термин «гибридный новостной формат» — это только часть той теоретической значимости, которая есть в диссертационной работе».
Михаил Зеленцов
Члены диссертационного комитета единогласно проголосовали за присуждение Михаилу Зеленцову учёной степени кандидата наук по коммуникациям и медиа с отличием.
Институт медиа поздравляет доцента Зеленцова с этим знаменательным событием!
Григорий Прутцков и Ксения Жакова для редакции Института медиа