13 июня 2025 года в главном корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялось торжественное награждение победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Это значимое событие стало яркой финальной точкой в интеллектуальном марафоне, который на протяжении всего учебного года объединял десятки тысяч талантливых школьников из России и зарубежья.
Центр культуры Высшей школы экономики в Москве собрал сотни дипломантов из 67 регионов Российской Федерации. Многие приехали из самых отдалённых уголков страны — от Певека до южных сёл Дагестана, от Балтийска в Калининградской области до восточных границ Чукотского автономного округа. Параллельные церемонии состоялись также в Перми, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, однако именно московская площадка стала центральной для проведения итогового награждения.
С утра участников и гостей встречала праздничная атмосфера: в центральном атриуме главного корпуса ВШЭ на Покровке всем гостям бесплатно раздавали мороженое, создавая неформальную и доброжелательную обстановку.
В 2025 году к олимпиаде «Высшая проба» присоединилось около 280 000 школьников. В конкурсных испытаниях участвовали свыше 51 000 учащихся, включая представителей 38 стран, среди которых Испания, Канада, Китай, Вьетнам, Иран, Малайзия, Великобритания, Израиль, Болгария, Турция, Финляндия и государства СНГ.
Более 18 000 школьников вышли в финальный этап борьбы за победу, и свыше 5 000 стали призёрами и победителями, в том числе по нескольким профилям одновременно. Олимпиада охватила 30 профилей, включая два новых:
-
Промышленное программирование (совместно с Яндексом),
-
История искусств (совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Во время церемонии были вручены не только основные дипломы, но и специальные награды в индивидуальных номинациях:
-
«Эверест» — за победу в пяти и более профилях,
-
«Покорение Олимпа» — за результат от 90 баллов,
-
«Победный марафон» — за многолетние достижения,
-
«Опережая время» — за участие в олимпиаде на два класса выше текущего уровня.
В 2024–2025 учебном году по профилю «Журналистика» в число призёров и победителей вошли 160 учащихся 9–11 классов из различных регионов России. Конкурс проходил в два этапа: первый — заочный онлайн-тур, второй — очный финал на площадках вузов-партнёров, включая кампусы НИУ ВШЭ.
Во втором туре участникам необходимо было выполнить два задания:
1. Написать эссе на одну из пяти предложенных тем, таких как «Цифровые медиа: взгляд в будущее» или «Глобальное потепление — миф или реальность?».
2. Подготовить новостную заметку по одной из десяти фотографий, иллюстрирующих значимые общественные события, с обязательной формулировкой реального информационного повода.
По мнению участников, структура заданий была логичной, а тематика — актуальной и понятной.
«Задания показались мне несложными: темы эссе были даже предсказуемыми, а для новостной заметки предложили 10 фотографий с узнаваемыми событиями. Готовилась в онлайн-школе «МедиаОлимп» к «Высшей пробе» 2023–2024 и 2024–2025 годов. В этом году писала эссе на тему «Цифровые медиа: взгляд в будущее» и заметку про награждение Евгения Поддубного Звездой Героя», — рассказала Красавина Софья Александровна, ученица 11 класса, призёр.
«Решила участвовать в «Высшей пробе», так как хочу поступить на факультет журналистики НИУ ВШЭ. Победа дала мне 100 баллов за ДВИ, и я освобождена от дополнительного вступительного испытания. Тем, кто планирует поступать на журналистику, советую сохранять любознательность, следить за повесткой и выходить за пределы информационных пузырей».
Калмыков Фёдор Петрович, ученик 10 класса, победитель, отметил:
«Первый этап не был трудным, но некоторые вопросы потребовали размышлений. На очном этапе я писал эссе на тему «Глобальное потепление — правда или миф?» и новостную заметку по фотографии Нотр-Дам-де-Пари. Готовился по общедоступным материалам и демоверсиям. Кроме того, в журналистике работают мои родственники — получил от них много полезной информации».
Киселёва Анна Александровна, ученица 11 класса, призёр, поделилась впечатлениями:
«Уровень олимпиады был сопоставим с прошлым годом, но в этот раз я была более подготовлена. Я почти не готовилась специально — просто следила за новостями и была в курсе значимых событий. В этом году написала эссе и заметку по одной из картинок. Несмотря на то, что изначально не планировала участвовать в журналистике, прошла в финал только по этому направлению. Школьникам рекомендую расширять кругозор и работать с воображением — ограничения только в голове».
Редька Ярослав Андреевич, ученик 10 класса, призёр, также подчеркнул важность участия:
«Олимпиада по журналистике оказалась самой интересной из всех, что я сдавал. Это была моя первая «Высшая проба», которая открыла передо мной большие возможности: право на поступление без вступительных испытаний и участие в профильной смене «Артека». Я писал эссе про медиа будущего и заметку о спасении природы в Анапе после разлива нефтепродуктов. Готовился в онлайн-школе «МедиаОлимп», с начала года поставил цель — поступление на факультет журналистики ВШЭ. Сейчас стал призёром III степени, но намерен в следующем году добиться победы».
Олимпиада стала неотъемлемой частью образовательного пространства, дающей шанс тысячам школьников проявить себя, попробовать силы в будущей профессиональной сфере, оценить свои способности. Она требует не только трудолюбия и таланта, но и колоссальной поддержки — со стороны родителей, учителей, наставников и всей образовательной среды.
С каждым годом «Высшая проба» всё больше напоминает настоящий интеллектуальный марафон — с высотами, рекордами и вдохновением. И всё больше школьников с гордостью поднимаются на пьедестал не ради медалей, а ради будущего, к которому они уверенно идут шаг за шагом.