• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дополнительные вступительные испытания — как это было

24 июля экзаменационная комиссия направила финальные результаты Дополнительного вступительного испытания в личные кабинеты абитуриентов. Будущие студенты писали сочинение, а Вышка предоставила им на выбор 10 тем.

Дополнительные вступительные испытания — как это было

© Ольга Зотова для Института медиа

24 июля экзаменационная комиссия направила финальные результаты ДВИ в личные кабинеты абитуриентов. Будущие студенты писали сочинение, а Вышка предоставила им выбор из 10 тем.

По итогам прошедших вступительных испытаний мы задали несколько вопросов членам экзаменационной комиссии для того, чтобы узнать статистику, понять как проходила проверка и услышать советы для будущих вышкинцев.

Доктор филологических наук, профессор Института медиа факультета креативных индустрий и руководитель центра развития научных компетенций Григорий Прутцков и доцент Института медиа, менеджер факультета креативных индустрий и центра развития научных компетенций Жанна Москвина помогли нам оценить итоги ДВИ 2025.

Прутцков Григорий Владимирович
Руководитель центра развития научных компетенций

Григорий Владимирович, сколько экспертов было задействовано в проверке ДВИ?

В этом году в проверке участвовали примерно 40 преподавателей. Все они были задействованы по-разному. Каждая работа проходит проверки двух экспертов. Первая проверка самая сложная, она выявляет основные ошибки, соответствие работы установленным критериям. Второму экзаменатору немного легче, но он также может выявить недочеты и внести какие-то комментарии, которые повысят или снизят оценку. Потом выводится среднее арифметическое, и этот балл абитуриент видит у себя в личном кабинете. В случае спорных ситуаций все вопросы мы решаем в пользу абитуриента.

Наш стандарт — чтобы оценка первого и второго экзаменатора не сильно отличалась друг от друга.

Какие критерии страдали больше всего при проверке работ?

Около десятка работ были написаны не по теме, а это, соответственно, ноль. Я каждый год сталкиваюсь с тем, что абитуриент хорошо пишет, но не на тему. Представьте, вы придете в редакцию и вам скажут: «Сделай репортаж с велогонки», а вы пойдете, допустим, на концерт к какому-нибудь исполнителю и скажете: «Я решил оттуда репортаж сделать». Что вам скажут в редакции?

Так и здесь. Мы даем тему. Причем, у нас единственный вуз, который предлагает самое большое количество тем: пять литературных и пять социально-политических. То есть Вышка дает самый широкий в России выбор для абитуриентов, чтобы они не нервничали. Эти три часа определяют всю их дальнейшую жизнь. От того, куда они поступят, зависят карьера, связи, личная жизнь.

Есть ли статистика какие темы чаще всего выбирали абитуриенты?

У нас очень интересная статистика. В прошлом году людей, которые писали на социально-политические темы было в 4 раза меньше, чем тех, кто выбрал литературные. В этом году почти поровну. Это очень хороший показатель. Люди за год поняли, что на социально-политическую тему писать, возможно, интереснее и даже проще. Здесь меньше жестких требований, чем в литературном сочинении. Такие сочинения выпускники пишут в школе, и многие становятся жертвами стандартов ЕГЭ, поэтому получают не очень высокие оценки. Мы же просим выйти за рамки ЕГЭ, а это многим сложно сделать.

Есть примеры работ, которые вас удивили?

Да, безусловно. Были работы, за которые мы ставили 100 баллов. У нас был преподавательский чат, где мы обменивались какими-то вопросами, наблюдениями. И приятнее всего было читать, когда коллега писал, что перед ним прекрасная, стобалльная работа. Несколько раз такое было за время проверки, то есть среди будущих первокурсников есть очень талантливые люди.

Такое наблюдалось больше в литературных темах?

Не только. Одна абитуриентка, например, написала работу на тему «Война в истории моей семьи» на базе дневников и писем своих прадеда и прабабушки, которые реально существовали, судя по всему. То есть это настолько живо написано, что у меня просто мурашки побежали, когда я это читал. Видно, что человек прекрасно разбирается в истории и чтит память своей семьи.

Что бы вы хотели улучшить в дальнейших проверках ДВИ?

Я думаю, что мы будем больше работать с аудиторией и разъяснением критериев, потому что видим, что не все наши пожелания, требования люди четко выполняют. Например, мы говорим на вебинарах, что нельзя упоминать запрещенные материалы, пользоваться материалами иноагентов и запрещенных организацией. Это не наша прихоть, это требования законодательства. И опять же сталкиваемся с тем, что хорошая работа, а там упомянута запрещенная организация. Мы вынуждены обнулять.

Как обстояло дело с апелляциями?

В этом году у нас было почти в два раза меньше апелляций, чем в прошлом, и это радует. Было два типа апелляций – на технический аспект, на прокторинг. Я считаю, что если ты рискуешь списать, то рискуй и пострадать за это. А вот второй тип — это когда человек с каким-то критерием не согласен. Примерно за половину таких работ балл повышали.

Что вы посоветуете будущим абитуриентам?

Первое, я советую посещать наши дни открытых дверей и мастер-классы по подготовке к ДВИ, которые мы проводим с Иваном Андреевичем Князевым примерно раз в месяц. Там мы показываем образцы хороших и плохих работ, мы отвечаем на вопросы в прямом эфире.

Второе, я советую верить в свои силы, потому что это тоже очень важный момент. Я знаю людей, которые говорят: «Я туда не поступлю», «Там мало бюджетных мест», «Там все умные». Помните, если так себя настраивать, то никогда не поступишь никуда.

Это, наверное, просто страх?

Да, страх перед будущим— это естественное чувство. Как на картине Васнецова витязь, который стоит на распутье и выбирает себе дорогу. Точно так же и абитуриент, который к нам приходит. Понятно, что вся жизнь определяется в этот момент, но надо верить в себя и свои силы.

У Ломоносова вообще не было никакой возможности учиться. Он был крестьянином, жил в деревне, где не было никаких учебных заведений и был единственным сыном отца. Но он не просто получил блестящее образование, а стал великим человеком в десятке сфер. И если Ломоносов все это преодолел в XVIII веке, то сегодняшний абитуриент это однозначно все преодолеет. Берите пример у Ломоносова и у вас все получится.

Ломоносов смог, и вы тоже сможете!

Москвина Жанна Олеговна
Менеджер центра развития научных компетенций

Какие сложности возникают при оценке работ? И как вы с ними справляетесь?

Очень обидно сталкиваться с работами, когда в блестящем по содержанию сочинении, наполненном довольно интересными фактами, изложенными красивым, ярким языком, мы находим большое количество орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Мы вынуждены, естественно, снижать баллы, и снижать довольно существенно, поскольку выработан определенный механизм подсчета ошибок, и невозможно каким-либо образом автору помочь, только посоветовать ему все же обращать больше внимания на изучение родного языка. Как с этим справляться? Скрепя сердце и действуя согласно регламенту.

Какие работы запомнились?

В первую очередь хотела бы отметить работы, связанные с темой отражения одиночества в русской литературе. Были глубокие работы, которые показывают довольно серьезное владение литературоведческим материалом. Очень хорошее понимание исторической канвы, описываемых произведений. Спасибо авторам за это!

Какие особенности проверки работ по журналистике требуют большего внимания со стороны проверяющих?

В первую очередь мы должны обращать внимание на умение автора подать систематизировано и грамотно информацию, которую абитуриент получал в процессе подготовки к вступительным испытаниям. Неважно, какая это тема, литературная или социально-политическая, он должен показать умение работать с информацией, обработать, получить, найти, проанализировать и изложить ее грамотным и красивым русским языком.

Какой совет Вы бы дали будущим абитуриентам?

Как можно больше читать, как можно больше наблюдать за происходящими вокруг событиями, как можно глубже выкапывать информацию, пытаться её осмыслить, систематизировать и заниматься улучшением знаний о грамматике родного языка, о его стилистике. Это очень-очень важные моменты.

И ещё, безусловно, наши прекрасные Григорий Владимирович Пруцков и Иван Андреевич Князев дают огромное количество информации на всех своих мастер-классах о том, как успешно написать сочинение на вступительных испытаниях. Пожалуйста, не пропускайте эту информацию, наблюдайте, читайте, задавайте вопросы. Мы всегда открыты к диалогу и будем рады, если в следующий раз прочтем максимально талантливые и грамотные сочинения.

Лилия Хакимова, студентка 2 курса ОП «Журналистика»