• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Университет — не про навыки, а про универсальную картину мира»: доцент Института медиа Алексей Павлович Джура — о магистратуре «Медиаменеджмент»

В университетской аудитории Алексея Павловича Джуры не бывает монолога. Здесь не только слушают лекции, но также выдвигают аргументы и задают вопросы, которые рождаются в процессе общения. Доцент Института медиа, кандидат наук, практикующий психолог и в прошлом международный координатор глобальной молодёжной сети организаций под патронажем фонда ООН — он объединяет, казалось бы, далёкие миры: гуманитарную теорию и медиапрактику, психотерапевтическую глубину и педагогическую ясность. Но главное, что объединяет всё это, — вера в то, что настоящее знание возникает только в диалоге.

«Университет — не про навыки, а про универсальную картину мира»: доцент Института медиа Алексей Павлович Джура — о магистратуре «Медиаменеджмент»

© Фото из личного архива Алексея Павловича Джуры

— Как вы пришли к преподаванию в Высшей школе экономики? 

Это была некоторого рода мечта. В 2017 году, гуляя по Мясницкой, я увидел Вышку и подумал: как круто, что в центре Москвы находится такое место. Потом забыл, а в 2019 году увидел конкурс на постдоков и подал заявку. Не прошёл, но в 2020 году коллега Татьяна Сергеевна Магера пригласила меня участвовать в защите ВКР. Мне очень понравился уровень ребят, интеллектуальный вайб, интересные темы. Так началось моё сотрудничество.

— Что вдохновило вас делиться знаниями именно в академической среде?

То, что я вижу большую ценность в идее университета как такового. Это возможность в диалоге, в живом взаимодействии сознаний порождать значимые смыслы — то есть заниматься творчеством. И способствовать тому, чтобы у студентов возникала универсальная картина мира, чтобы они на её основе могли видеть мир более полноценно.

— Что, на ваш взгляд, самое ценное в том, чтобы быть одновременно практикующим психологом и преподавателем? Как эти роли обогащают друг друга?

Для меня это мой собственный генератор энергии. Челночное движение между аудиторией и работой с клиентом даёт возможность при высокой занятости не выгорать и не терять интереса к людям. Лучший отдых — смена деятельности. Эти роли обогащают друг друга тем, что я черпаю эмпирический материал из практики и приношу его студентам — в обобщённом виде, без нарушения конфиденциальности. А от студентов беру опыт, который обогащает мою практику. У меня есть насмотренность, более глубокое понимание того, как устроены современные студенты, где кроются ключевые дефициты в их подготовке.

— Вы работали в Фонде ООН в области народонаселения (UNFPA) и были международным координатором сети Y-PEER, верно? Какие навыки или идеи из этого опыта вы сегодня привносите в аудиторию?

Да, я был международным координатором Youth Peer Education Network при UNFPA. В сеть входило 52 страны, я представлял Восточную Европу и Центральную Азию. Мы продвигали идеи здорового образа жизни, социального проектирования и равного участия молодёжи в принятии решений. Из этого опыта я привношу понимание, что каждый студент — индивидуальность. Иногда достаточно пары правильно сказанных слов, чтобы у человека случился настоящий прорыв. Также я использую полутренинговые форматы: предлагаю студентам самоорганизовываться, объединяться в группы, создавать интегральные инструменты. Это помогает активировать их собственный жизненный опыт.

— Что вас больше всего вдохновляло в работе с молодёжью по принципу «равный — равному»? Как эта философия может быть полезна и в медиаобразовании?

Принцип «равный — равному» позволяет внушить другому, что его мнение значимо и что между нами есть нечто общее. Когда обучает не старший, занимая экспертную позицию, а такой же молодой человек, барьер исчезает — и молодёжь открывается душой. Сегодня я, конечно, уже «старший», но сохраняю уважение к субъектности каждого студента. Я говорю: «Вы пользуетесь соцмедиа — и я тоже. Вы испытываете проблемы с чтением сложных текстов — и я тоже. Давайте поговорим об этом». Когда мы признаём общие сложности, появляется ресурс на их преодоление.

— Психология — особенно работа с различными травмами — требует глубокого понимания человека. Что привлекло вас в этой области, и как вы пришли к гештальт-подходу?

Меня привлекла глубина. Гештальт-подход неимоверно богат на теоретические концепции с огромной объяснительной силой — например, теория поля Курта Левина или цикл контакта. Эти идеи отлично ложатся на анализ социальных медиа и медиатизации. Для меня гештальт-терапия — это способ жизни. Я пришёл к ней в 2008 году, когда прошёл 10 встреч с начинающим терапевтом. Без преувеличения, это полностью изменило мою жизнь. Десять встреч по 50 минут невероятно меня продвинули. Поэтому я каждому желаю такого опыта.

— Вы говорите, что психотерапия — это «процесс выработки новых психических способностей». Как эта идея может быть полезна студентам, которые учатся управлять медиапроектами и командами?

Студенты часто повторяют про критическое мышление как мантру, но на деле им сложно строить причинно-следственные связи или осуществлять рефлексию. Процесс усвоения знаний — это отдельная психическая способность, как «психическое переваривание» опыта. Мои курсы студенты называют сложными, потому что мы проходим полный цикл опыта: от контакта до ассимиляции. Это и есть выработка новых психических способностей — прежде всего, культуры мышления.

— Сегодня в Институте медиа активно развивается направление, связанное с искусственным интеллектом. Как, по-вашему, ИИ может дополнить — но не заменить — человеческое понимание аудитории и эмоций?

ИИ — это инструмент для экономии времени: систематизация данных, поиск информации, рутина. Но есть риск, что люди перестанут думать, положившись на технологии. Особенно в креативных индустриях, где важно не просто делать «контент», а сотворять нечто новое, никогда не бывшее. Я сейчас веду курс «Искусственный интеллект в медиакоммуникациях и медиаисследованиях». Важно, чтобы студенты осознанно использовали эти технологии, не теряя субъектности.

— Что вас вдохновляет в работе именно в Институте медиа? 

Меня вдохновляет сцепка высокого академизма и практики, вечная диалектика теоретиков и практиков, которая красиво интегрируется. У нас много смелых преподавателей, которые упаковывают концепты, находящиеся на фронтире исследований, в новые форматы.

— Какой вы видите связь между психологией, коммуникацией и современными медиа?

Связь между психологией и медиа — прямая. Медиапсихология — буквально корень всей медиатеории. Современная социальная информация создаётся обычным пользователем, который «посреди моря» без карты. Понять, что движет им, — ключ к пониманию медиа.

— Какие качества вы чаще всего замечаете у студентов, которые добиваются настоящих прорывов в учёбе и профессиональном росте?

Они достаточно скромны, чтобы воспринимать новое; достаточно смелы, чтобы двигаться в неизвестность; и достаточно амбициозны, чтобы мыслить большими задачами. Они готовы работать проактивно, не ждать сигнала, а делать дополнительные усилия.

Часто это проявление интернального локуса контроля: человек берёт ответственность за свою жизнь. Доказано, что такие люди в долгосрочной перспективе добиваются большего успеха. Наши студенты однажды исследовали портрет лидера медиаиндустрии — и оказалось, что большинство де-факто и де-юре руководителей российской медиасферы являются кандидатами и докторами наук.

— Есть ли у вас педагогический принцип или установка, которой вы следуете на каждом занятии?

Я отношусь к студентам как ко взрослым. Никогда не называю их детьми — в этом есть нотка снисходительности. Я исхожу из того, что студент Вышки, прошедший множество фильтров, способен справиться со сложным заданием. Я отдаю максимум ответственности за результат самому студенту. Возвращение ответственности — это целительный процесс. Лучше воспринимать студента как сильного, нежели как слабого.

— Как вы помогаете студентам находить баланс между техническими навыками и глубоким пониманием человека — зрителя, пользователя, коллеги?

Главный инструмент — диалог. Hard skills устаревают каждые пять лет, а надпрофессиональные навыки — понимание людей, эмпатия, работа с мотивами — остаются. Я вижу баланс в соотношении 70 на 30 в пользу понимания человека. Если человек глубоко понимает сферу и людей в ней, он легко освоит технические навыки. Сложнее — видеть более широкую картинку и адресоваться к глубоким мотивам, а не просто насаждать свою точку зрения.

— Если бы вы могли дать один самый важный совет студенту, который только начинает путь в медиаиндустрии, — что бы это было?

Читайте большие толстые книги — даже если понимаете не всё. Выбирайте лучшие тексты по осмыслению мира: философские, научные, литературные. Эта старая забытая практика даст огромное интеллектуальное и личностное преимущество. Упорная ежедневная практика «вгрызания» в сложные тексты делает из обычного человека лидера.

— А вне аудитории — есть ли у вас личная практика или хобби, которое помогает вам восстанавливать энергию и оставаться в ресурсе?

Есть практика, которая уже стала частью жизни: каждое утро я обливаюсь ледяной водой. Достаю лёд из морозилки, кладу в ведро холодной воды и обливаюсь. Это сильно помогает поддерживать жизненный тонус и сердечно-сосудистую систему в норме. Но заходить в эту практику нужно очень плавно.

— Кофе или чай? Есть ли у вас «ритуал преподавателя» перед лекцией или консультацией?

Я очень люблю чёрный кофе — и в этом плане эстетствую. Пью только чёрный, без добавок, без сиропов, предпочитаю изысканные, сложносочинённые сорта. Если я в кампусе, прихожу за час до пары, сажусь в кофейне среди студентов, работаю за компьютером. Это мой ритуал. Дома тоже всё начинается с чашки чёрного кофе. Иногда, если между занятиями мало времени, делаю 10 минут дыхательной гимнастики — это ритуал второго порядка.

— Какая книга, фильм или музыка в последнее время вас особенно вдохновили?

Меня вдохновила книга нашего первого проректора Вадима Валерьевича Радаева «Нестандартное потребление». Потрясающая, глубокая работа, которая на научных данных объясняет, почему мы покупаем то, чего не хотим. Медиапотребление — тоже тип потребления, и эта проблематика очень близка к нашим вопросам в Институте медиа. Очень рекомендую.

— И заключительный вопрос: что вы больше всего цените в диалоге со студентами?

Увлекательнее всего, когда мы находим общий язык и общую почву для понимания. Когда возникает эффект синергии, идут мурашки от сложной темы, и я вижу, что мои комментарии интересны студентам, а их ответы — интересны мне. Иногда студент говорит что-то, чего я не знал, и это продвигает меня вперёд. Такое общение очень обогащает. Я бы назвал это коммуникативным творчеством. Не зря ведь философы XX века говорили о том, что сознание имеет коммуникативную природу — оно рождается именно в ситуации диалога, в ситуации живого общения. Именно поэтому великие философы — Платон, Мамардашвили, Мишель Фуко и многие другие — часто отказывались от того, чтобы долго сидеть в кабинете и что-то писать. Им по душе была живая полемика! Они читали лекции, видя живые глаза, и именно там, в аудитории, в диалогах, рождались такие смыслы, которые невозможно было породить в письменной речи наедине с собой.

Для Алексея Павловича преподавание — это не передача готовых истин, а совместный поиск. Он не стремится быть «хорошим» или «строгим» — он остаётся собой: требовательным, чутким, интеллектуально честным. И именно в этом пространстве — где уважение сочетается с вызовом, а дисциплина — с доверием — студенты не просто учатся медиаменеджменту. Они учатся думать, чувствовать и отвечать за свои решения. А это, как он убеждён, и есть подлинная цель университета.

Лобанова Дарья, 1 курс, ОП Медиаменеджмент