Где и как рождается книга? С чего она начинается: с рукописи на столе у писателя или с идеи в голове издателя? Может ли электронная книга заменить собой бумажную? Как писателю найти своего читателя, а читателю — своего писателя? Может ли книгоиздание быть сегодня прибыльным бизнесом? Как стать полноправным «игроком» книжной индустрии?
Если вы верите в то, что книга не умрет в эпоху интернета и мобильных гаджетов, а сумеет приспособиться к новым условиям… Если вы у вас есть желание и идеи, как адаптировать книгу к новым виткам технологических революций и сохранить книжную культуру как важную часть нашей жизни и нашего будущего… Мы ждем вас на курсе «Цифровое книгоиздание», стартующем в марте 2017 года на базе факультета коммуникаций, медиа и дизайна.
О том, чему мы можем научить слушателей прямо сейчас, рассказывает руководитель проекта, писатель, телевизионный ведущий, ординарный профессор НИУ ВШЭ Александр Николаевич Архангельский*.
Вы планируете учить писателей или издателей?
Мы хотели бы учить авторов — в широком смысле этого слова. Сегодняшняя книжная индустрия устроена таким образом, что книга может рождаться не только в голове писателя, сосредоточенно работающего у себя в кабинете за дубовым письменным столом. Она может рождаться в голове любого человека, кто любит книжную культуру, кто чувствует, какие темы и проблемы порождены болезненными вопросами современности, или, наоборот, что будет отличным отвлечением от этих проблем, что будет читать и покупать читатель. Все чаще книгу придумывает либо издатель, готовый вложить в эти деньги, либо человек, которого можно было бы назвать по аналогии с кино — продюсером. Названия не так важны. Важно, что в современном мире, чтобы книга родилась, важно, чтобы был человек, отвечающий за нее от начала до конца. Тогда вокруг этого человека собирается команда единомышленников: писателей, художников, дизайнеров, менеджеров, юристов, специалистов по продвижению и т.д. Это если речь идет о большом проекте. Но все эти виды деятельности в современном мире может выполнять один единственный человек — автор. Сегодня ему под силу одному донести до читателей свою книгу, причем не в виде рукописи или публикации на сайте, а именно в виде книги. Мы готовы в течение очень короткого времени (максимум за три месяца) превратить наших студентов в авторов, у которых уже есть своя книга.
Ваши учащиеся эту книгу должны написать или могут издать чужую?
Они ее создадут и издадут. Кто-то может прийти к нам на курс со своей уже написанной книгой, и мы научим, как ее самостоятельно издать и начать распространять, сделав это по всем законам книжного бизнеса. Другие могут прийти с идеей, издать книгу другого или других авторов, мы научим, как с этими авторами работать, как защищать их и свои права, как найти единомышленников и читателей. Кроме того, у нас самих всегда есть множество идей, чтобы бы мы хотели издать, чего ждут разные читатели, поэтому если у кого-то пока не созрели собственные идеи, они могут принять участие в реализации идей нашей команды и таким образом тоже приобщиться к книжному бизнесу, понять, как он работает сегодня.
Как будет строиться обучение?
Мы разделили курс на два самостоятельных блока. Один называется «Визуализация и цифровая верстка книги». В нем студенты получат базовые знания по редактированию текста, дизайну, научатся проектировать книгу на базе платформы Ридеро. Второй блок — «Цифровое книгоиздание как бизнес». В нем мы сосредотачиваем наше внимание на навыках управления книжным бизнесом — знакомим студентов общими принципами функционирования этого вида бизнеса, даем юридические и менеджериальные знания, учим стоить маркетинговые стратегии под конкретные книжные проекты. Студенты могут осваивать эти курсы по отдельности, в любом порядке, если они уже знакомы с книжной индустрией, или прослушать оба курса, после которых у них появятся и необходимые навыки, и контакты, которые позволят сразу включиться в работу.
Кто будет преподавателями курса?
В программе задействованы, прежде всего, практики, не первый год работающие в индустрии. Прежде всего, это Александр Гаврилов — сооснователь издательской платформы Ridero, в сотрудничестве с которой мы создаем свои проекты, а также литературный критик и редактор, организатор многих литературных фестивалей и просветительских проектов и Владимир Харитонов — книжный издатель, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей. Кроме того, в работе со студентами примут участие преподаватели ВШЭ, специалисты по правовому регулированию, дизайну, менеджменту и маркетингу. Также на занятия будут приходить издатели, журналисты, писатели, организаторы акций по продвижению книги. Так что это мало будет похоже на традиционное академическое обучение. Скорее, на общение с единомышленниками.
А что сдавать?
При поступлении — ничего. Никакие специальные навыки не требуются. В качестве итога обучения — «сдавать» индивидуальные или групповые книжные поекты. Программа построена так, что от студентов потребует не так уже много часов для лекций и много времени для работы в группах, сначала под руководством преподавателей, а потом и самостоятельной работы над реализацией своей идеи. Зато итог усилий, на наш взгляд, себя оправдает. Вы станете автором — и это здорово. Могу засвидетельствовать собственным опытом.
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.