XIX Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа«Академическая наука и публики: история, философия и филология в новой коммуникативной среде» прошла в Москве в последнюю неделю июня. Провели школу факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и кафедра теории общей словесности МГУ. Со стороны Вышки соорганизатором была Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент Департамента медиа НИУ ВШЭ.
Участниками этой Летней школы стали аспиранты и преподаватели со всей России – для того, чтобы приехать в Москву, им нужно было пройти отбор. Пять дней подряд они участвовали в обсуждениях и мастер-классах в МГУ, Музее современного искусства «Гараж» и Музее истории ГУЛАГа. В центре внимания были три предметные отрасли — история, философия и филология.
«Очевидно, что «культурный перевод» с академического языка на язык широкой публики неизбежен. Если этим не будут заниматься гуманитарии-профессионалы, то это будет делать кто-то другой, и не факт, что сами ученые будут удовлетворены результатом. На нашей Летней школе шла речь о ценном опыте взаимодействия медиа и гуманитаристики, о формах и форматах, в которых возможен перевод профессионального знания на язык широкой публики, а также о том, что публика в ситуации цифровой культуры становится не только прилежным учеником, но и, на основе научного краудсорсинга, участником гуманитарного исследования. Конечно, в обсуждениях мы не упускали из внимания и опасности, и возможные содержательные потери, и наиболее интересные способы их уменьшить», — говорит Екатерина Лапина-Кратасюк.
Началась школа с доклада Джона Рэндолфа ( PhD in Russian, East European, and Eurasian Studies, УниверситетИллинойса) «Гуманитаристика и публичность в XXI веке». Он обратил внимание на то, что «история — это не специальный набор умений, а практики, предпринятые человеческим существом для организации собственного нарратива». Дискуссию продолжили Саара Ратилайнен (PhD in Media and Communications, Университет Хельсинки) и Дмитрий Споров,учредитель и президент Фонда «Устная история», заведующий отделом устной истории Научной библиотеки МГУ. Дмитрий рассказывал о своём опыте работы над проектом «Устная история».
Исследователи из Лаборатории публичной истории — Егор Исаев (НИУ ВШЭ), Артем Кравченко (МВШСЭН), Варвара Склез (Theatrum Mundi), Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж») — провели круглый стол «Историческое знание вне университетских стен: круги актуальных проблем». Они поделились впечатлениями организаторов от конференции «Прошлое — чужая страна? Публичная история в России» — она прошла 3-4 июня 2016 года.
Спикерами Летней школы стали не только ученые, но и практики. Например, Дарья Демехина, шеф-редактор проекта TheQuestion, обсудила с участниками «качество вопросов и ответов» знания, производимого онлайн. «В недавнем времени зародилась дискуссия о том, имеет ли право такое знание называется знанием. Еще вопрос — что человек приобретает от подобного знания? В итоге оказывается, что это не столько процесс передачи знания, сколько некая развлекательная игра, которая ещё и позволяет что-то узнать. Знание демократизируется, становится доступным, и эта модель «засасывает», — говорит она.
Сотрудники Музея истории ГУЛАГа специально для участников летней школы провели экскурсию и показ фильмов-интервью Студии визуальной антропологии музея. Там же Ирина Щербакова,руководитель молодежных и образовательных программ международного правозащитного общества «Мемориал», рассказала про то, как менялась в последние десятилетия репрезентация прошлого в российских музеях.
В завершение XIX Фулбрайтовской летней школы эксперты обсудили взаимодействие науки (как гуманитарной, так и естественной) и медиа. В круглом столе «Infotainment, edutainment: новые возможности и ловушки» участвовали Николай Сванидзе (ВГТРК, РГГУ), Александр Уржанов (Аrzamas Academy), Анна Кронгауз (N+1) и Анатолий Голубовский (Вольное историческое общество). Модератором дискуссии была профессор Департамента медиа Вышки Анна Качкаева.
«Медиапроектов, связанных с одной стороны, с наукой, образованием, а с другой стороны — с просвещением, становится всё больше, и они очень серьёзно меняют российский интеллектуальный ландшафт. И учёным в этой изменившейся ситуации в любом случае приходится говорить не только с лекционным залом, но и с широкой аудиторией медиа. Так или иначе, но люди, которые занимаются наукой и образованием, сталкиваются с необходимостью эффективно связываться с аудиторией, которая значительно шире аудитории лекционного зала. И вопрос в том, какая это должна быть аудитория для какого проекта, почему это всё ей будет нужно», — говорит Анна Качкаева.
По мнению Анатолия Голубовского, «проектами, связанными с медиа — а это не образовательные и не учебные проекты — никого ничему нельзя научить. Можно только заинтересовать, вовлечь в процесс получения знаний, воспитать некую гибкость мышления. И в этом смысле как раз становится очень важна трансмедийность».
Летняя школа на базе кафедры общей теории словесности МГУ при поддержке Фонда Фулбрайта проводится с 1997 года. В разные годы она была важным культурным событием, где поднимались темы, которые тогда ещё не стали магистральными, традиционными для академической среды. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна Вышки в 2016 году первый раз принимал участие в организации Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы.
Узнать подробнее про события и спикеров Летней школы, а также почитать конспекты выступлений, можно на сайте.
Текст: Милена Рублева, 4 курс «Журналистики»