Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
40 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
200 платных мест
10 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
65 бюджетных мест
50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
20 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
70 платных мест
2 платных места для иностранцев
Davydov S. G., Sharikov A., Eremina A. et al.
Cham: Springer, 2023.
Зеленцов М. В., Ачето Т. О.
Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023.
In bk.: Russiagate Revisited: The Aftermath of a Hoax. NY: Palgrave Macmillan, 2023. P. 225-247.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
XIX Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа«Академическая наука и публики: история, философия и филология в новой коммуникативной среде» прошла в Москве в последнюю неделю июня. Провели школу факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и кафедра теории общей словесности МГУ. Со стороны Вышки соорганизатором была Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент Департамента медиа НИУ ВШЭ.
Участниками этой Летней школы стали аспиранты и преподаватели со всей России – для того, чтобы приехать в Москву, им нужно было пройти отбор. Пять дней подряд они участвовали в обсуждениях и мастер-классах в МГУ, Музее современного искусства «Гараж» и Музее истории ГУЛАГа. В центре внимания были три предметные отрасли — история, философия и филология.
«Очевидно, что «культурный перевод» с академического языка на язык широкой публики неизбежен. Если этим не будут заниматься гуманитарии-профессионалы, то это будет делать кто-то другой, и не факт, что сами ученые будут удовлетворены результатом. На нашей Летней школе шла речь о ценном опыте взаимодействия медиа и гуманитаристики, о формах и форматах, в которых возможен перевод профессионального знания на язык широкой публики, а также о том, что публика в ситуации цифровой культуры становится не только прилежным учеником, но и, на основе научного краудсорсинга, участником гуманитарного исследования. Конечно, в обсуждениях мы не упускали из внимания и опасности, и возможные содержательные потери, и наиболее интересные способы их уменьшить», — говорит Екатерина Лапина-Кратасюк.
Началась школа с доклада Джона Рэндолфа ( PhD in Russian, East European, and Eurasian Studies, УниверситетИллинойса) «Гуманитаристика и публичность в XXI веке». Он обратил внимание на то, что «история — это не специальный набор умений, а практики, предпринятые человеческим существом для организации собственного нарратива». Дискуссию продолжили Саара Ратилайнен (PhD in Media and Communications, Университет Хельсинки) и Дмитрий Споров,учредитель и президент Фонда «Устная история», заведующий отделом устной истории Научной библиотеки МГУ. Дмитрий рассказывал о своём опыте работы над проектом «Устная история».
Исследователи из Лаборатории публичной истории — Егор Исаев (НИУ ВШЭ), Артем Кравченко (МВШСЭН), Варвара Склез (Theatrum Mundi), Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж») — провели круглый стол «Историческое знание вне университетских стен: круги актуальных проблем». Они поделились впечатлениями организаторов от конференции «Прошлое — чужая страна? Публичная история в России» — она прошла 3-4 июня 2016 года.
Спикерами Летней школы стали не только ученые, но и практики. Например, Дарья Демехина, шеф-редактор проекта TheQuestion, обсудила с участниками «качество вопросов и ответов» знания, производимого онлайн. «В недавнем времени зародилась дискуссия о том, имеет ли право такое знание называется знанием. Еще вопрос — что человек приобретает от подобного знания? В итоге оказывается, что это не столько процесс передачи знания, сколько некая развлекательная игра, которая ещё и позволяет что-то узнать. Знание демократизируется, становится доступным, и эта модель «засасывает», — говорит она.
Сотрудники Музея истории ГУЛАГа специально для участников летней школы провели экскурсию и показ фильмов-интервью Студии визуальной антропологии музея. Там же Ирина Щербакова,руководитель молодежных и образовательных программ международного правозащитного общества «Мемориал», рассказала про то, как менялась в последние десятилетия репрезентация прошлого в российских музеях.
В завершение XIX Фулбрайтовской летней школы эксперты обсудили взаимодействие науки (как гуманитарной, так и естественной) и медиа. В круглом столе «Infotainment, edutainment: новые возможности и ловушки» участвовали Николай Сванидзе (ВГТРК, РГГУ), Александр Уржанов (Аrzamas Academy), Анна Кронгауз (N+1) и Анатолий Голубовский (Вольное историческое общество). Модератором дискуссии была профессор Департамента медиа Вышки Анна Качкаева.
«Медиапроектов, связанных с одной стороны, с наукой, образованием, а с другой стороны — с просвещением, становится всё больше, и они очень серьёзно меняют российский интеллектуальный ландшафт. И учёным в этой изменившейся ситуации в любом случае приходится говорить не только с лекционным залом, но и с широкой аудиторией медиа. Так или иначе, но люди, которые занимаются наукой и образованием, сталкиваются с необходимостью эффективно связываться с аудиторией, которая значительно шире аудитории лекционного зала. И вопрос в том, какая это должна быть аудитория для какого проекта, почему это всё ей будет нужно», — говорит Анна Качкаева.
По мнению Анатолия Голубовского, «проектами, связанными с медиа — а это не образовательные и не учебные проекты — никого ничему нельзя научить. Можно только заинтересовать, вовлечь в процесс получения знаний, воспитать некую гибкость мышления. И в этом смысле как раз становится очень важна трансмедийность».
Летняя школа на базе кафедры общей теории словесности МГУ при поддержке Фонда Фулбрайта проводится с 1997 года. В разные годы она была важным культурным событием, где поднимались темы, которые тогда ещё не стали магистральными, традиционными для академической среды. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна Вышки в 2016 году первый раз принимал участие в организации Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы.
Узнать подробнее про события и спикеров Летней школы, а также почитать конспекты выступлений, можно на сайте.
Текст: Милена Рублева, 4 курс «Журналистики»