Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: hsemedia@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
40 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
125 платных мест
10 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
65 бюджетных мест
50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
20 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
70 платных мест
2 платных места для иностранцев
Андреева И. В., Зеленцов М. В., Самарина Л. В.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023.
ETC: A Review of General Semantics. 2023. Vol. 80. No. 2. P. 11-25.
В кн.: Введение в деловую журналистику . М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 145-157.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Как появилась идея провести такое исследование?
Дунья Миятович, которая является Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, неоднократно выражала озабоченность злоупотреблениями в вопросах аккредитации иностранных журналистов. Её бюро обратилось ко мне с предложением сделать исследование, а меня эта тема заинтересовала как исследователя. Я предложила своей студентке Вале Павленко присоединиться. Вообще совместная работа студента и преподавателя над исследовательским проектом – это всегда интересно и взаимно полезно.
На какие вопросы вы отвечаете в работе? К каким выводам вы пришли?
В первую очередь нам хотелось понять, что такое вообще аккредитация и чем аккредитация иностранных журналистов отличается от аккредитации национальных журналистов – с точки зрения международных стандартов и исследователей в области медиаправа. Мы увидели, что единого подхода нет. Есть несколько вариантов трактовки аккредитации. Она может пониматься как схема или пропуск, которые дают возможность журналисту получать особые привилегии, либо даже как особенное право журналиста. Мы выяснили, что особенности аккредитации иностранных журналистов международные стандарты в основном связывают с особыми трудностями, с которыми сталкиваются журналисты, работая в другой стране. Но такая аккредитация не трактуется как разрешение государства ни в международных стандартах, ни учеными – вот что мы обнаружили. Более того, есть много документов, которые говорят, что если аккредитация трактуется как разрешение, то это может прямо нарушать свободу слова и медиа.
Мы также анализировали, как регламентируется аккредитация иностранных журналистов в двадцати одной стране. В основном это были европейские страны, но мы также посмотрели на ситуацию в США. Нам было важно увидеть всё многообразие практик. Мы увидели, что в некоторых странах аккредитацию часто неверно понимают как разрешение на работу, которое государство выдает иностранному журналисту. И это противоречит концепции аккредитации.
Относительно практик аккредитации мы обнаружили, что далеко не везде иностранные журналисты должны аккредитовываться в министерстве иностранных дел, как это принято у нас. В некоторых странах аккредитация действительно даёт привилегии – облегченный порядок въезда, помощь гида, и так далее, а в некоторых - ситуация противоположная. В соответствии с тем, какие условия создаются для иностранных журналистов, мы разделили страны на группы. И в так называемую «группу риска» попали в том числе и некоторые страны, считаемые демократическими, например, Бельгия.
Как обстоят дела с аккредитацией в России?
Россия не в самой благоприятной позиции, есть над чем работать. Было бы здорово, если бы Министерство иностранных дел обратило внимание на те рекомендации, которые мы сформулировали в докладе. Но в России есть и хорошие практики – на днях российским судом было вынесено законное судебное решение в пользу журналиста «Медузы», которого до этого незаконно обвиняли в работе «без лицензии». Это решение согласуется с теми стандартами, которые приняты на международном уровне.
Многих студентов интересуют исследования, которые касаются и медиа, и юриспруденции?
Нельзя сказать, что таких много: все понимают, что право – это сложно. В основном, ко мне приходят те, кто вообще ничего про это не знает, но хочет разобраться. Особенно приятно, когда приходят после того, как я начинаю читать курсы по праву, и говорят: «Слушайте, право - это так интересно, а мы думали, что это скукота». Некоторые студенты-магистры приходят, которые пришли потому, что у них юридическое бакалаврское образование и им интересны междисциплинарные исследования.
Если ты хочешь работать юристом в медиа и развлекательных индустриях, очень полезно получить ещё и медийное образование. Это помогает глубже понимать сферу, в которой ты работаешь и принимать правильные решения, полезные бизнесу.
Беседовала Милена Рублева, 4 курс образовательной программы «Журналистика»