Доцент департамента медиа Елена Шерстобоева и студентка магистерской программы «Мультимедийная журналистика» Валентина Павленко изучили порядок аккредитации иностранных журналистов. На основе исследования они подготовили доклад для бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ
Как появилась идея провести такое исследование?
Дунья Миятович, которая является Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, неоднократно выражала озабоченность злоупотреблениями в вопросах аккредитации иностранных журналистов. Её бюро обратилось ко мне с предложением сделать исследование, а меня эта тема заинтересовала как исследователя. Я предложила своей студентке Вале Павленко присоединиться. Вообще совместная работа студента и преподавателя над исследовательским проектом – это всегда интересно и взаимно полезно.
На какие вопросы вы отвечаете в работе? К каким выводам вы пришли?
В первую очередь нам хотелось понять, что такое вообще аккредитация и чем аккредитация иностранных журналистов отличается от аккредитации национальных журналистов – с точки зрения международных стандартов и исследователей в области медиаправа. Мы увидели, что единого подхода нет. Есть несколько вариантов трактовки аккредитации. Она может пониматься как схема или пропуск, которые дают возможность журналисту получать особые привилегии, либо даже как особенное право журналиста. Мы выяснили, что особенности аккредитации иностранных журналистов международные стандарты в основном связывают с особыми трудностями, с которыми сталкиваются журналисты, работая в другой стране. Но такая аккредитация не трактуется как разрешение государства ни в международных стандартах, ни учеными – вот что мы обнаружили. Более того, есть много документов, которые говорят, что если аккредитация трактуется как разрешение, то это может прямо нарушать свободу слова и медиа.
Мы также анализировали, как регламентируется аккредитация иностранных журналистов в двадцати одной стране. В основном это были европейские страны, но мы также посмотрели на ситуацию в США. Нам было важно увидеть всё многообразие практик. Мы увидели, что в некоторых странах аккредитацию часто неверно понимают как разрешение на работу, которое государство выдает иностранному журналисту. И это противоречит концепции аккредитации.
Относительно практик аккредитации мы обнаружили, что далеко не везде иностранные журналисты должны аккредитовываться в министерстве иностранных дел, как это принято у нас. В некоторых странах аккредитация действительно даёт привилегии – облегченный порядок въезда, помощь гида, и так далее, а в некоторых - ситуация противоположная. В соответствии с тем, какие условия создаются для иностранных журналистов, мы разделили страны на группы. И в так называемую «группу риска» попали в том числе и некоторые страны, считаемые демократическими, например, Бельгия.
Как обстоят дела с аккредитацией в России?
Россия не в самой благоприятной позиции, есть над чем работать. Было бы здорово, если бы Министерство иностранных дел обратило внимание на те рекомендации, которые мы сформулировали в докладе. Но в России есть и хорошие практики – на днях российским судом было вынесено законное судебное решение в пользу журналиста «Медузы», которого до этого незаконно обвиняли в работе «без лицензии». Это решение согласуется с теми стандартами, которые приняты на международном уровне.
Многих студентов интересуют исследования, которые касаются и медиа, и юриспруденции?
Нельзя сказать, что таких много: все понимают, что право – это сложно. В основном, ко мне приходят те, кто вообще ничего про это не знает, но хочет разобраться. Особенно приятно, когда приходят после того, как я начинаю читать курсы по праву, и говорят: «Слушайте, право - это так интересно, а мы думали, что это скукота». Некоторые студенты-магистры приходят, которые пришли потому, что у них юридическое бакалаврское образование и им интересны междисциплинарные исследования.
Если ты хочешь работать юристом в медиа и развлекательных индустриях, очень полезно получить ещё и медийное образование. Это помогает глубже понимать сферу, в которой ты работаешь и принимать правильные решения, полезные бизнесу.
Беседовала Милена Рублева, 4 курс образовательной программы «Журналистика»