Презентация курса “Цифровое книгоиздание” прошла на книжной ярмарке non/fictio№18 30 ноября. Студенты магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”, которые только что издали электронные сборники, рассказали о том, как “сделать” книгу за два месяца, преподаватели - о задачах и сложностях курса, а авторы-публицисты - о своём опыте участия в проекте.
Третья волна курса “Цифровое книгоиздание” завершилась презентацией семи цифровых книг, которые сделали студенты. Учили их этому Александр Архангельский*, руководитель курса, писатель, телеведущий, ординарный профессор Вышки, Александр Гаврилов, директор Института книги, сооснователь издательской платформы Ridero, Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, и Анна Новикова, доктор культурологии, профессор Департамента медиа Вышки, академический руководитель программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”.
“Мы сразу решили, что предложим студентам тренироваться в производстве цифровых книг на “настоящих”, серьёзных авторах. При этом ясно, что художественная литература для такого формата не совсем подходит, а вот сборники статей, учебные пособия - это то, что мы вполне можем делать. Так появилась идея приглашать к участию в качестве авторов эссеистов, тексты которых так и просятся, чтобы их собрали воедино”, - говорит Александр Архангельский*.
Темы и форматы книг разные. “Вслух. Стихи про себя” - это публикация стихов 38 современных поэтов, которые приняли участие в одноимённой программе на телеканале “Культура”. Сопровождаются они комментариями ведущего программы и одного из преподавателей курса Александра Гаврилова. “Для меня книга - это своего рода финализирующий архив, письменно зафиксированный объём поэтического высказывания, который был предъявлен зрителям в последнем сезоне программы”, - говорит он.
Книга ординарного профессора ВШЭ Гасана Гусейнова, посвящённая античной мифологии в современной жизни, вышла под названием “История всего: лекции о мифе”.
“Кино в меняющемся мире” - это монография Государственного института искусствознания. Её подготовили сотрудники сектора медийных искусств ГИИ. “У научно-исследовательских институтов есть проблема - книги долго ждут своей очереди для публикации и издаются не всегда визуально привлекательными. Цифровое книгоиздание здесь может помочь”, - говорит Анна Новикова.
Двухтомный сборник «Литература в зеркале медиа» также состоит из статей, подготовленных сотрудниками ГИИ. Первая часть посвящена опыту современных экранизаций классической литературы и дискуссиям вокруг них. Во второй части речь идёт о функционировании литературных сюжетов в интернете, фотографии, кино и сетевом творчестве литературных фанатов, о литературных героях в эстрадных песнях конца 1980-х и о литературной предыстории документального начала в визуальной культуре.
“Дистанционный смотритель” - сборник колонок телекритика Ирины Петровской в “Новой газете” за последние пять лет. “Колонки - это всегда срез времени, очерк общественной ситуации вокруг телевидения.В этом смысле полезно читать эту книгу, чтобы понять, что происходит с нами и с ТВ в последние годы. Но кроме того - это еще и учебное пособие для студентов о том, как можно и нужно писать о телевидении”, - говорит Анна Качкаева, журналист, медиакритик, профессор Департамента медиа.
Издают студенты и словари. Одна из книг - “Актуальные медиапонятия. Опыт словаря сочетаемости”. Её автор-составитель, Сергей Страшнов - профессор Ивановского государственного университета. Работа над словарем стала для студентов техническим вызовом - верстка на платформе Ridero для этого не предназначена.
Сборник эссе литературоведа Сергея Зенкина называется “Листки с электронной стены”. Он содержит его статьи, опубликованные в “Новой газете” и на странице в Facebook. “Это не первая моя книга, но первая не научная. Эссеистику писать легче, и правильно, на мой взгляд, что она вышла не в фундаментальном издании, а в цифровом”, - говорит Сергей Николаевич.
Публикации арт-критика, историка искусства Андрея Ковалева были собраны в “Книгу перемен. Материалы к истории русского искусства”. “Для того, чтобы мы могли сделать эту книгу, я начал собирать свои тексты за двадцать лет - уже очень полезно. Кроме того, мне как автору для такого цифрового издания не нужно просить нигде финансирование”, - говорит Андрей Алексеевич.
Александр Гаврилов,
преподаватель курса, директор Института книги, сооснователь издательской платформы Ridero
Задача издателя - помочь книге выйти и дойти до правильного читателя. Поэтому он должен много чего уметь. В ходе курса мы аналитически и практически применяем технологии self-publishing, которые, как кажется традиционным книжным издательствам, пока находятся на обочине. Но совсем скоро они станут центром издательской отрасли, всё к этому идет. Поэтому в работе семинара мы видим зарю нового издательского дела. Курс получается коротким, но сложным.
Мэри Саргсян,
студентка магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”
Два месяца мы 25 часов в сутки думали о проекте - теперь точно знаем, что такое цифровое книгоиздание, как это работает. Для меня проект был, в первую очередь, колоссальной ответственностью. И спасибо преподавателям и нашим авторам - за два месяца мы смогли пройти путём профессионалов.
Диана Качуровская,
студентка магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”
В этот проект нас бросили, и мы все тонули в промежутке между “Я никогда такого не делал” и тем моментом, когда наша книга прошла модерацию на Ridero. Теперь, после окончания курса, я смотрю на каждый текст прежде всего как редактор.
non/fictio№18 - это крупнейшая книжная ярмарка в России, в этом году она прошла 30 ноября - 4 декабря. В рамках ярмарки состоялось больше 400 мероприятий, в том числе и - впервые - презентация студенческих цифровых изданий. Электронные сборники, которые выпускают магистранты Вышки, становятся не разобщенными ученическими книгами. Можно уже говорить о том, что в Департаменте медиа работает полноценное книжное издательство. На книжной ярмарке с его работой познакомились посетители non/fictio№18.
“Можно быть либо первым, либо лучшим. Мы - первые! Последователи, вероятно, будут делать лучше, но первыми им уже не стать”, - сказал Александр Архангельский*, отвечая на вопросы любителей книги, собравшихся в Авторском зале ЦДХ на Крымском валу.
Текст: Милена Рублева, студентка 4 курса образовательной программы “Журналистика”
Фото: Лазарина Кучменова, студентка магистерской программы
“Медиапроизводство в креативных индустриях”
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.