Презентация курса “Цифровое книгоиздание” прошла на книжной ярмарке non/fictio№18 30 ноября. Студенты магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”, которые только что издали электронные сборники, рассказали о том, как “сделать” книгу за два месяца, преподаватели - о задачах и сложностях курса, а авторы-публицисты - о своём опыте участия в проекте.
Третья волна курса “Цифровое книгоиздание” завершилась презентацией семи цифровых книг, которые сделали студенты. Учили их этому Александр Архангельский, руководитель курса, писатель, телеведущий, ординарный профессор Вышки, Александр Гаврилов, директор Института книги, сооснователь издательской платформы Ridero, Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей, и Анна Новикова, доктор культурологии, профессор Департамента медиа Вышки, академический руководитель программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”.
“Мы сразу решили, что предложим студентам тренироваться в производстве цифровых книг на “настоящих”, серьёзных авторах. При этом ясно, что художественная литература для такого формата не совсем подходит, а вот сборники статей, учебные пособия - это то, что мы вполне можем делать. Так появилась идея приглашать к участию в качестве авторов эссеистов, тексты которых так и просятся, чтобы их собрали воедино”, - говорит Александр Архангельский.
Темы и форматы книг разные. “Вслух. Стихи про себя” - это публикация стихов 38 современных поэтов, которые приняли участие в одноимённой программе на телеканале “Культура”. Сопровождаются они комментариями ведущего программы и одного из преподавателей курса Александра Гаврилова. “Для меня книга - это своего рода финализирующий архив, письменно зафиксированный объём поэтического высказывания, который был предъявлен зрителям в последнем сезоне программы”, - говорит он.
Книга ординарного профессора ВШЭ Гасана Гусейнова, посвящённая античной мифологии в современной жизни, вышла под названием “История всего: лекции о мифе”.
“Кино в меняющемся мире” - это монография Государственного института искусствознания. Её подготовили сотрудники сектора медийных искусств ГИИ. “У научно-исследовательских институтов есть проблема - книги долго ждут своей очереди для публикации и издаются не всегда визуально привлекательными. Цифровое книгоиздание здесь может помочь”, - говорит Анна Новикова.
Двухтомный сборник «Литература в зеркале медиа» также состоит из статей, подготовленных сотрудниками ГИИ. Первая часть посвящена опыту современных экранизаций классической литературы и дискуссиям вокруг них. Во второй части речь идёт о функционировании литературных сюжетов в интернете, фотографии, кино и сетевом творчестве литературных фанатов, о литературных героях в эстрадных песнях конца 1980-х и о литературной предыстории документального начала в визуальной культуре.
“Дистанционный смотритель” - сборник колонок телекритика Ирины Петровской в “Новой газете” за последние пять лет. “Колонки - это всегда срез времени, очерк общественной ситуации вокруг телевидения.В этом смысле полезно читать эту книгу, чтобы понять, что происходит с нами и с ТВ в последние годы. Но кроме того - это еще и учебное пособие для студентов о том, как можно и нужно писать о телевидении”, - говорит Анна Качкаева, журналист, медиакритик, профессор Департамента медиа.
Издают студенты и словари. Одна из книг - “Актуальные медиапонятия. Опыт словаря сочетаемости”. Её автор-составитель, Сергей Страшнов - профессор Ивановского государственного университета. Работа над словарем стала для студентов техническим вызовом - верстка на платформе Ridero для этого не предназначена.
Сборник эссе литературоведа Сергея Зенкина называется “Листки с электронной стены”. Он содержит его статьи, опубликованные в “Новой газете” и на странице в Facebook. “Это не первая моя книга, но первая не научная. Эссеистику писать легче, и правильно, на мой взгляд, что она вышла не в фундаментальном издании, а в цифровом”, - говорит Сергей Николаевич.
Публикации арт-критика, историка искусства Андрея Ковалева были собраны в “Книгу перемен. Материалы к истории русского искусства”. “Для того, чтобы мы могли сделать эту книгу, я начал собирать свои тексты за двадцать лет - уже очень полезно. Кроме того, мне как автору для такого цифрового издания не нужно просить нигде финансирование”, - говорит Андрей Алексеевич.
Александр Гаврилов,
преподаватель курса, директор Института книги, сооснователь издательской платформы Ridero
Задача издателя - помочь книге выйти и дойти до правильного читателя. Поэтому он должен много чего уметь. В ходе курса мы аналитически и практически применяем технологии self-publishing, которые, как кажется традиционным книжным издательствам, пока находятся на обочине. Но совсем скоро они станут центром издательской отрасли, всё к этому идет. Поэтому в работе семинара мы видим зарю нового издательского дела. Курс получается коротким, но сложным.
Мэри Саргсян,
студентка магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”
Два месяца мы 25 часов в сутки думали о проекте - теперь точно знаем, что такое цифровое книгоиздание, как это работает. Для меня проект был, в первую очередь, колоссальной ответственностью. И спасибо преподавателям и нашим авторам - за два месяца мы смогли пройти путём профессионалов.
Диана Качуровская,
студентка магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”
В этот проект нас бросили, и мы все тонули в промежутке между “Я никогда такого не делал” и тем моментом, когда наша книга прошла модерацию на Ridero. Теперь, после окончания курса, я смотрю на каждый текст прежде всего как редактор.
non/fictio№18 - это крупнейшая книжная ярмарка в России, в этом году она прошла 30 ноября - 4 декабря. В рамках ярмарки состоялось больше 400 мероприятий, в том числе и - впервые - презентация студенческих цифровых изданий. Электронные сборники, которые выпускают магистранты Вышки, становятся не разобщенными ученическими книгами. Можно уже говорить о том, что в Департаменте медиа работает полноценное книжное издательство. На книжной ярмарке с его работой познакомились посетители non/fictio№18.
“Можно быть либо первым, либо лучшим. Мы - первые! Последователи, вероятно, будут делать лучше, но первыми им уже не стать”, - сказал Александр Архангельский, отвечая на вопросы любителей книги, собравшихся в Авторском зале ЦДХ на Крымском валу.
Текст: Милена Рублева, студентка 4 курса образовательной программы “Журналистика”
Фото: Лазарина Кучменова, студентка магистерской программы
“Медиапроизводство в креативных индустриях”