Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Питчинг - формат презентации проекта, в котором нужно кратко и ёмко рассказать о своей идее. Для этого некоторые студенты делали презентация, а кто-то снимал трейлеры фильмов или промо-ролики шоу. Каждой команде (некоторые работали в одиночку) нужно было продумать жанр, аудиторию, типажи героев, и, самое главное, развитие сюжета. В итоге получились реалити-шоу, в котором исполняются мечты, детективная короткометражка про выставку, веб-сериал “Это почти инди”, компьютерная игра, и это только несколько примеров.
Необходимые для этого знания бакалавры получили на лекциях доктора культурологии, театроведа, профессора Департамента медиа Анны Новиковой. Результаты изучения истории драматургии был представлены в виде мультимедийных исследований пьес (например, “Гамлет”, “Тартюф”, “Ромео и Джульетта”. Студенты не только прочитали пьесы, но и проанализировали театральные постановки и экранизации, подумали, какое влияние эти драмы и комедии оказали на мировую культуру, как отличаются интерпретации повествования у разных режиссеров и на разных медиплатформах.
Непосредственной разработкой медиа проектов руководили Ярослав Туров, Филипп Куропятников, Артем Прохоров и Наталья Степанова, выпускники магистерской программы “Медиапроизводство в креативных индустриях”, сейчас - сценаристы-практики. Кроме всех них, экспертами на питчинге стали представители индустрии - Ольга Землякова (кинокомпания “Спутник Восток Продакшн”), Мария Колюбаева (телеканал “Пятница”) и другие.
Тина Воробьева, студентка 2 курса образовательной программы “Медиакоммуникации”
Когда я еще выбирала, куда поступать, и читала программу “Медиакоммуникаций”, взгляд зацепился за курс "Основы драматургии". Я не представляла, что это, но звучало по-профессиональному. В реальности всё выглядело как два разных предмета: на лекциях мы изучали теорию, а на семинарах на практике постигали азы создания сценария для фильма или сериала.
Чтобы написать контрольную, мне пришлось прочитать около 20 пьес, а для питчинга мы с командой в жарких спорах в течение 7 часов продумывали до мелочей сценарий фильма-антиутопии. Мы принесли нашим преподавателям-семинаристам два больших листа А3 со сценарием. То, что они сказали, я помню до сих пор: "Творческие споры - это нормально". Нам вообще повезло с преподавателями - они действительно подготовили нас к защите, у нас даже был предварительный "злой питчинг", где в наших проектах искали исключительно недостатки. “Основы драматургии”, однозначно, один из самых лучших курсов.
Кристина Прудникова, студентка 2 курса образовательной программы “Медиакоммуникации”
Курс «Основы драматургии» был для меня, пожалуй, самым любимым за второй курс. Это один из тех случаев, когда лекционные занятия идеально дополняли семинарские: на лекциях Анна Алексеевна Новикова подробно рассказывала нам про драматургические приемы, бродячие сюжеты, архетипы героев. А на семинарах мы могли применять эти знания, создавая свои ролики и комедийные сериалы. Я также читала пьесы мировых классиков и старалась подмечать сюжетные повороты и «крючки». Это значительно расширило и мой кругозор, и мое понимание драматического искусства в целом.
Но самым важным опытом, который я смогла извлечь из этого курса, стала проработка собственного телевизионного проекта. Мы с командой полностью продумывали драматургию программы (мы решили делать реалити-шоу “ДружбаChallenge”), её сюжет, типаж ведущих и героев. Чтобы яснее передать идею, мы снимали промо-ролик и писали сценарную заявку. Я была полностью поглощена процессом и перед финальным питчингом просто жила нашей идеей! Это невероятная возможность погрузиться в предмет изучения и, безусловно, в саму профессию.
Наталья Степанова, преподаватель курса
Наш с Артемом Прохоровым курс (мы объединили две группы, в которые были назначены преподавателями, и все занятия вели вдвоем) продолжался два модуля. Мы успели пройти со студентами все основные темы, которые мы считаем самыми важными при освоении искусства “раскатывания” историй. Наш курс включал в себя определение основных понятий сценарного мастерства и пути от идеи до конечного продукта через логлайн, синопсис, поэпизодник, Библию; изучение драматического и комедийного героя сюжета; анализ и построение структуры произведения; составление заявки на фильм, сериал или ТВ-передачу; разбор драматургических приемов; овладение умением "питчинговаться", то есть презентовать свою идею за 5 минут. Все лекции сопровождались практическими заданиями и отработками теории - студенты составляли логлайны любимых книг, передач, видеоигр, придумывали героев и как актеры воплощали эти образы в жизнь, снимали эпизоды из ситкомов, монтировали промо-ролики к своим проектам, учились критиковать идеи друг друга и принимать эту критику на "злом питчинге".
В целом, мне кажется, что курс удался - и на 146% это заслуга студентов. Нам достались действительно талантливые, креативные, целеустремленные ребята. С ними было интересно на лекциях, а их итоговые проекты показали, что они не только усвоили все знания, которые мы им дали, но и преобразовали это в неизменно классные истории в разных форматах: веселые, грустные, глубокие, оригинальные проекты фильмов, сериалов, ТВ-передач, видеоигр, квестов.
Ярослав Туров, преподаватель курса
Полгода вести семинары по основам драматургии у второкурсников, когда ты сам вчера ещё был студентом, – это тоже драматургия. Захватывающий вертикально-горизонтальный сериал о взрослении, самопознании, поиске себя в мире. Раз в неделю полтора часа удерживать внимание тридцати скептически настроенных молодых людей, не просто пересказывать им содержание учебников и статей, но научить их чему-то, зажечь – челлендж для настоящего сценариста. И огромное удовольствие. Радоваться, когда они начинают делать робкие шаги по этому минному сценарному полю, потом, как повитуха, на экзамене с замиранием сердца следить за рождением их первых сценариев и проектов, общаться с каждым студентом лично и видеть его рост, сомнения, прозрения – это Жизнь во всей своей полноте, вкусная, пульсирующая молодостью и чистыми эмоциями. Как хорошо, что у меня это было!
Этот курс многое мне дал, наверное, даже больше, чем моим студентам. Пока готовился к семинарам, пока ночами разбирал домашние задания, пока работал над финальными проектами с каждой группой, я прошёл большой внутренний путь, Путешествие писателя (забавно, что я параллельно читал одноименную книжку К.Воглера). Большое спасибо всем Привратникам, Наставникам, Союзникам, Теням, Оборотням и другим людям, которые встречались мне на этом пути!
Текст: Милена Рублева, 4 курс образовательной программы “Журналистика”