• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Руководство
Руководитель Кирия Илья Вадимович
Заместитель руководителя департамента Тихомирова Татьяна Борисовна
Заместитель руководителя департамента Магера Татьяна Сергеевна
Книга
Социальные сообщества и коммуникационные сервисы в эпоху цифровой цивилизации

Дзялошинский И. М., Лободенко Л. К., Пильгун М. А.

Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020.

Статья
The narratives we inherit: the local and global in Tomsk’s internet history

Kolozaridi P., Muravyov D.

Internet Histories: Digital Technology, Culture and Society. 2020. Vol. 4. No. 1. P. 49-65.

Глава в книге
Diversity of the Internet in Russia’s Regions: Towards an Alternative Research Agenda

Kolozaridi P., Dovbysh O.

In bk.: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life. Cham: Springer, 2020. P. 149-169.

Препринт
Digital self-tracking among Russian students: practices and discourses

Nim E.

Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2019. No. WP BRP 91/SOC/2019.

Новый учебник “История и теория медиа” вписывает Россию в мировую коммуникационную науку

Учебник 14 февраля представили в РАНХиГС его авторы - Илья Кирия, профессор, руководитель Департамента медиа, и Анна Новикова, доктор культурологии, академический руководитель новой магистерской программы “Трансмедийное производство в цифровых индустриях”.

Кроме авторов и тех, кто пришёл на презентацию, в обсуждении учебника приняли участие его рецензент, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН Ирина Волкова, профессор Департамента медиа Вышки Анна Качкаева, а также соруководитель программы по журналистике факультета Liberal Arts Института общественных наук РАНХиГС Ксения Лученко и заместитель директора ИОН РАНХиГС Евгений Миронов.

“Программы, связанные с медиа, сейчас одни из самых популярных. Пришедшим к нам студентам мы пытаемся объяснить, что нет ничего более прикладного, чем хорошая теория. Даже Photoshop на втором месте. Для них это не очевидно, а  мы справляемся с задачей с переменным успехом, потому что сложно показать ребятам тексты, которые будут объяснять им профессию, да еще и написанные на доступном языке. Надеюсь, эта работа будет служить как раз таким целям”, - сказал Евгений Миронов.

У нового учебника есть две ключевые особенности. Во-первых, здесь одновременно идет речь и об истории, и о теории медиа. “Теория возникает как попытка осмыслить историю, и, развиваясь, она подталкивает историю. Эта цепочка идет без остановки”, - говорит Анна Новикова. Второе отличие - развитие социальных и коммуникационных систем рассматривается параллельно, без отрыва друг от друга. “Технологии накладываются на предшествующие им социальные, человеческие практики. И нам было интересно посмотреть на развитие подобных практик в длинной перспективе”, - говорит Илья Кирия.

На вопрос о том, зачем вообще стоит изучать теорию медиа журналистам-практикам, ответила Анна Качкаева: “Некоторым она, действительно, не нужна вообще, и это нормально. Часть нашей профессии - совершенно ремесленная. Но с другой стороны, работа в коммуникационной среде - это не про гаджеты и монтаж, это про умение общаться с людьми разных поколений, географий и т.д. Это про креативное и критическое, мышление, которое невозможно развить, если человек не начинает думать, рефлексировать. В учебнике есть важный фрагмент, связанный с индустриями производства смыслов - от медиа до музеев. Разговор об этом даёт возможность сотрудникам этих сфер осознать, что они не просто работают в пиаре, например, а взаимодействуют со сложной материей. И важно понимать: если человек хочет конкурировать, он должен учиться. Если человек хочет развиваться дальше, ему надо хотя бы перелистать эту книгу - просто чтобы понимать, в какой системе координат он существует”.

Целевая аудитория учебника - студенты с бакалаврской или магистерской специализацией в медиакоммуникациях или журналистике, но не только. Он может быть полезен и для тех студентов Вышки, которые выбирают майнор “Медиа и массовые коммуникации”. “Когда 150 человек юристов, математиков, культурологов, социологов приходят по собственному выбору на двухгодичный курс, им важно в какой-то момент иметь книгу, где они быстро поймут, что можно применить в своих основных траекториях”, - говорит Анна Качкаева.

“Нет сомнения, что студенты поймут и примут учебник, инновационный по сути. Проблема в том, примут ли его вузы, в которых пока что существует более консервативная система медиаобразования”, - утверждает Ирина Волкова.

Решением проблемы устаревания знаний, содержащихся в учебнике, авторы предлагают сделать его трансмедийные расширения. “Вокруг должны быть “быстрые” книги, сайты, которые будут трансмедийным вихрем закручиваться вокруг этого центра. И будут расширять, вносить новое, то, что здесь осталось в намётках. Сейчас эту проблему отчасти решают такие проекты, как Научное бюро цифровых гуманитарных исследований CultLook или курсы на онлайн-платформах.

Сейчас купить учебник можно в магазине “БукВышка” или в интернет-магазине издательства Высшей школы экономики. Электронная версия появится в течение ближайших нескольких месяцев.


Текст: Милена Рублева, 4 курс образовательной программы “Журналистика”