• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Кирия Илья Вадимович - руководитель департамента

 

Ним Евгения Генриевна - заместитель руководителя департамента

 

109028, Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Статья
Электронное управление и дигитализация городского пространства: история с продолжением

Лапина-Кратасюк Е. Г., Карпова О. В., Колчкова Э. Н.

Топос. Философско-культурологический журнал. 2017. № 1-2. С. 167-185.

Глава в книге
Экранные отражения спортивных событий: конструирование реальности

Новикова А. А.

В кн.: Наука телевидения и экранных искусств. Выпуск 13. Вып. 13: Экраны и публичные пространства в новое и новейшее время. М.: ГИТР им.М.А.Литовчина, 2017. С. 255-270.

Препринт
Цифровая навигация в пространстве города: проблемы методологии исследования

Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н., Епанова Ю. В.

SSRN-id2779629. SSRN-id2779629. Российская Академия народного хозяйства и государственной службы, 2016

Новый учебник “История и теория медиа” вписывает Россию в мировую коммуникационную науку

Учебник 14 февраля представили в РАНХиГС его авторы - Илья Кирия, профессор, руководитель Департамента медиа, и Анна Новикова, доктор культурологии, академический руководитель новой магистерской программы “Трансмедийное производство в цифровых индустриях”.

Кроме авторов и тех, кто пришёл на презентацию, в обсуждении учебника приняли участие его рецензент, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН Ирина Волкова, профессор Департамента медиа Вышки Анна Качкаева, а также соруководитель программы по журналистике факультета Liberal Arts Института общественных наук РАНХиГС Ксения Лученко и заместитель директора ИОН РАНХиГС Евгений Миронов.

“Программы, связанные с медиа, сейчас одни из самых популярных. Пришедшим к нам студентам мы пытаемся объяснить, что нет ничего более прикладного, чем хорошая теория. Даже Photoshop на втором месте. Для них это не очевидно, а  мы справляемся с задачей с переменным успехом, потому что сложно показать ребятам тексты, которые будут объяснять им профессию, да еще и написанные на доступном языке. Надеюсь, эта работа будет служить как раз таким целям”, - сказал Евгений Миронов.

У нового учебника есть две ключевые особенности. Во-первых, здесь одновременно идет речь и об истории, и о теории медиа. “Теория возникает как попытка осмыслить историю, и, развиваясь, она подталкивает историю. Эта цепочка идет без остановки”, - говорит Анна Новикова. Второе отличие - развитие социальных и коммуникационных систем рассматривается параллельно, без отрыва друг от друга. “Технологии накладываются на предшествующие им социальные, человеческие практики. И нам было интересно посмотреть на развитие подобных практик в длинной перспективе”, - говорит Илья Кирия.

На вопрос о том, зачем вообще стоит изучать теорию медиа журналистам-практикам, ответила Анна Качкаева: “Некоторым она, действительно, не нужна вообще, и это нормально. Часть нашей профессии - совершенно ремесленная. Но с другой стороны, работа в коммуникационной среде - это не про гаджеты и монтаж, это про умение общаться с людьми разных поколений, географий и т.д. Это про креативное и критическое, мышление, которое невозможно развить, если человек не начинает думать, рефлексировать. В учебнике есть важный фрагмент, связанный с индустриями производства смыслов - от медиа до музеев. Разговор об этом даёт возможность сотрудникам этих сфер осознать, что они не просто работают в пиаре, например, а взаимодействуют со сложной материей. И важно понимать: если человек хочет конкурировать, он должен учиться. Если человек хочет развиваться дальше, ему надо хотя бы перелистать эту книгу - просто чтобы понимать, в какой системе координат он существует”.

Целевая аудитория учебника - студенты с бакалаврской или магистерской специализацией в медиакоммуникациях или журналистике, но не только. Он может быть полезен и для тех студентов Вышки, которые выбирают майнор “Медиа и массовые коммуникации”. “Когда 150 человек юристов, математиков, культурологов, социологов приходят по собственному выбору на двухгодичный курс, им важно в какой-то момент иметь книгу, где они быстро поймут, что можно применить в своих основных траекториях”, - говорит Анна Качкаева.

“Нет сомнения, что студенты поймут и примут учебник, инновационный по сути. Проблема в том, примут ли его вузы, в которых пока что существует более консервативная система медиаобразования”, - утверждает Ирина Волкова.

Решением проблемы устаревания знаний, содержащихся в учебнике, авторы предлагают сделать его трансмедийные расширения. “Вокруг должны быть “быстрые” книги, сайты, которые будут трансмедийным вихрем закручиваться вокруг этого центра. И будут расширять, вносить новое, то, что здесь осталось в намётках. Сейчас эту проблему отчасти решают такие проекты, как Научное бюро цифровых гуманитарных исследований CultLook или курсы на онлайн-платформах.

Сейчас купить учебник можно в магазине “БукВышка” или в интернет-магазине издательства Высшей школы экономики. Электронная версия появится в течение ближайших нескольких месяцев.


Текст: Милена Рублева, 4 курс образовательной программы “Журналистика”