Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
Медиаальманах. 2023. № 1.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Кроме авторов и тех, кто пришёл на презентацию, в обсуждении учебника приняли участие его рецензент, доцент кафедры массовых коммуникаций РУДН Ирина Волкова, профессор Департамента медиа Вышки Анна Качкаева, а также соруководитель программы по журналистике факультета Liberal Arts Института общественных наук РАНХиГС Ксения Лученко и заместитель директора ИОН РАНХиГС Евгений Миронов.
“Программы, связанные с медиа, сейчас одни из самых популярных. Пришедшим к нам студентам мы пытаемся объяснить, что нет ничего более прикладного, чем хорошая теория. Даже Photoshop на втором месте. Для них это не очевидно, а мы справляемся с задачей с переменным успехом, потому что сложно показать ребятам тексты, которые будут объяснять им профессию, да еще и написанные на доступном языке. Надеюсь, эта работа будет служить как раз таким целям”, - сказал Евгений Миронов.
У нового учебника есть две ключевые особенности. Во-первых, здесь одновременно идет речь и об истории, и о теории медиа. “Теория возникает как попытка осмыслить историю, и, развиваясь, она подталкивает историю. Эта цепочка идет без остановки”, - говорит Анна Новикова. Второе отличие - развитие социальных и коммуникационных систем рассматривается параллельно, без отрыва друг от друга. “Технологии накладываются на предшествующие им социальные, человеческие практики. И нам было интересно посмотреть на развитие подобных практик в длинной перспективе”, - говорит Илья Кирия.
На вопрос о том, зачем вообще стоит изучать теорию медиа журналистам-практикам, ответила Анна Качкаева: “Некоторым она, действительно, не нужна вообще, и это нормально. Часть нашей профессии - совершенно ремесленная. Но с другой стороны, работа в коммуникационной среде - это не про гаджеты и монтаж, это про умение общаться с людьми разных поколений, географий и т.д. Это про креативное и критическое, мышление, которое невозможно развить, если человек не начинает думать, рефлексировать. В учебнике есть важный фрагмент, связанный с индустриями производства смыслов - от медиа до музеев. Разговор об этом даёт возможность сотрудникам этих сфер осознать, что они не просто работают в пиаре, например, а взаимодействуют со сложной материей. И важно понимать: если человек хочет конкурировать, он должен учиться. Если человек хочет развиваться дальше, ему надо хотя бы перелистать эту книгу - просто чтобы понимать, в какой системе координат он существует”.
Целевая аудитория учебника - студенты с бакалаврской или магистерской специализацией в медиакоммуникациях или журналистике, но не только. Он может быть полезен и для тех студентов Вышки, которые выбирают майнор “Медиа и массовые коммуникации”. “Когда 150 человек юристов, математиков, культурологов, социологов приходят по собственному выбору на двухгодичный курс, им важно в какой-то момент иметь книгу, где они быстро поймут, что можно применить в своих основных траекториях”, - говорит Анна Качкаева.
“Нет сомнения, что студенты поймут и примут учебник, инновационный по сути. Проблема в том, примут ли его вузы, в которых пока что существует более консервативная система медиаобразования”, - утверждает Ирина Волкова.
Решением проблемы устаревания знаний, содержащихся в учебнике, авторы предлагают сделать его трансмедийные расширения. “Вокруг должны быть “быстрые” книги, сайты, которые будут трансмедийным вихрем закручиваться вокруг этого центра. И будут расширять, вносить новое, то, что здесь осталось в намётках. Сейчас эту проблему отчасти решают такие проекты, как Научное бюро цифровых гуманитарных исследований CultLook или курсы на онлайн-платформах.
Сейчас купить учебник можно в магазине “БукВышка” или в интернет-магазине издательства Высшей школы экономики. Электронная версия появится в течение ближайших нескольких месяцев.
Текст: Милена Рублева, 4 курс образовательной программы “Журналистика”