• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экранное путешествие из XIX в XXI век

В ноябре вышла новая книга профессора департамента медиа Анны Алексеевной Новиковой «Воображаемое сообщество. Очерки экранного образа российской интеллигенции», которую она представила в Медиалофте РАНХиГС 8 декабря во время презентации  цифрового книжного издательства магистрантов ВШЭ. Эта книга о поиске баланса между прогрессом и культурными традициями и о том, как старое и важное «упаковывают» в новые формы.


Добрый день, Анна Алексеевна. Не так давно у Вас вышла новая книга «Воображаемое сообщество. Очерки экранного образа российской интеллигенции». Насколько я знаю, Вы писали ее не один год. Расскажите подробнее, как шла работа над книгой?

 

Да. Я писала эту книгу больше семи лет. Не подряд, разумеется, а периодически. А потом делала перерыв и долго думала.  За это время многое изменилось в жизни сообщества, о котором она написана. Многое было переосмыслено и героями книги, и мной как автором.

Мне кажется, что в нашей специальности (на стыке медиаисследований, истории и антропологии культуры, искусствознания) именно книга  была и остается самой важным способом презентации результатов научного исследования. Книга как большая форма дает возможность посмотреть на изучаемые явления  с разных сторон, получить временную дистанцию (книга собирается и пишется несколько лет), без которой часто трудно увидеть логику развития. Научные статьи в журналах (даже очень авторитетных) – для гуманитарной науки часто оказываются усеченной версией, конспектом мысли. Это тоже полезно, разумеется, но не может заменить книгу, тем более, отменить ее, как предлагают некоторые радикально настроенные научные управленцы.

 

Это не первая Ваша книга – а как Вы пришли к тому, чтобы писать и издавать книги, с чего все началось?

 

Я пишу их всю жизнь. Можно, конечно, сказать, что это моя форма отчетности как научного сотрудника Государственного института искусствознания. Но на самом деле - это не форма отчетности. Это  процесс и логическое завершение отдельных этапов моей интеллектуальной жизни. Любое размышление для меня не закончено, пока оно не приобрело форму книги. А значит, тема не отпускает. Сидит в голове и не дает двигаться дальше. Чтобы двинуться дальше – надо закончить книгу.

 

Сколько книг Вы уже выпустили?

 

Если считать монографии – то это четвертая. Если все, где я выступала как член авторского коллектива, совместно разрабатывающего какую-то тему, - тогда их уже больше двадцати, наверное.

 

Что является для Вас самым важным в процессе написания книги? На что Вы обращаете большее внимание?

 

Прежде всего – уважение к своей собственной мысли и форме, в которой она предстанет миру. Очень важно, чтобы книга легко читалась. Для этого она должна быть написана хорошим языком, не наукообразным и запутанным (это всегда было важным для искусствоведческой школы, к которой я принадлежу). Читатель должен с помощью книги вести с автором приятную беседу, а не продираться через его амбиции, часто выражающиеся через специфическую лексику и усложненный стиль изложения.

Вторая важная составляющая – конструкция книги. Части книги должны быть гармоничны. Читатель должен из аннотации и оглавления понимать, ради чего он ввязывается в разговор с автором, куда они пойдут вместе и что хотят найти.

 

В этом году Вы позволили магистрам программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» издавать Вашу книгу в рамках курса «Цифровое книгоиздание». Не было страха отдавать монографию в руки студентов? Как Вы на это решились?

 

Нет, страха не было. Это не первый мой опыт цифрового книгоиздания. Я уже делала вместе со студентами несколько книг как редактор-составитель (в частности, учебное пособие по «Цифровому книгоизданию»), так что я могла соотнести риски и преимущества.

 

Довольны ли Вы результатом? Студентам удалось привнести что-то новое в Ваш текст и оформление?

 

Да, я очень довольна. Еще на финальном этапе работы над книгой я попыталась придать ей «игровую форму». Вместо глав появились серии, вместо традиционного именного указателя – список действующих лиц, как в пьесе. Каждая серия заканчивалась карточкой, в которой изложены самые важные выводы. Студенты добавили от себя врезки с цитатами, придумали дизайн обложки и цифрового проекта в целом. Сделали замечательные мультимедийные материалы для продвижения книги в социальных сетях. Но самое важное – они стали первыми читателями, и как редакторы попросили дополнительно пояснить в тексте книги что-то, что им показалось непонятным.

 

Где сейчас можно купить книгу? Доступна ли она только в цифровом варианте или также дистрибутируется в книжных магазинах?

 

Книга доступна в цифровом виде на платформе Ридеро и в интернет-магазинах – на ЛитРес, на Озоне и Амазоне. Но она живет и в традиционном бумажном виде – продавалась на книжной ярмарке Нон-Фикшн, в книжной сети «Читай-город», скоро должна появиться в БукВышке и Фаланстере.

 

Большое спасибо за интервью, желаю Вам творческого вдохновения для следующих публикаций!


-
Беседовала: Яна Литовинская
Фотографии: Эльвира Дзивалтовская