• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
От телеграфа к "Телеграфу": опыт внедрения новой цифровой платформы в агентстве ТАСС

Зеленцов М. В.

В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Студенты Департамента медиа об опыте академической мобильности


Ежегодно десятки студентов Департамента медиа участвуют в международных академических программах. В этом году наши студенты учатся в США, Канаде, Германии, Испании, Нидерландах, Республике Корея, Финляндии, Турции, Италии, Чехии, Норвегии, Франции. Мы попросили четверых студентов ФКМД поделиться своим опытом обучения за рубежом и дать советы студентам, которые только собираются уехать по обмену.

Студенты Департамента медиа об опыте академической мобильности

Ростислав Мирецкий
Медиакоммуникации, 4 курс
Осенний семестр учился в Университете Агдера (Кристиансанн, Королевство Норвегия)

Я в определенный момент решил, что хочу воспользоваться возможностью, которую дает Вышка. У меня высокие баллы были, поэтому я просто следовал всем инструкциям на сайте и за несколько месяцев собрал документы, оформил индивидуальный учебный план (ИУП). Это было без напрягов, очень легко.

В университете Адгера у меня был набор предметов из разных факультетов – с факультета гуманитарных наук, факультета экономики, менеджмента и права, факультета визуальных искусств, театра и музыки и т.д. Всего было 7 курсов: "Service Design and Business Development", "Research Methods", "Consumer Behavior", "Brand Management and Advertising", "Gründer Lab and Entrepreneurship Laboratory", "Communication, Media and Planning", "Beat Culture: Literature and Art".

Больше всего мне понравился курс предпринимательской лаборатории Грюндера, потому что, мне кажется, это первый раз, когда я действительно столкнулся с курсом, в центре которого лежит предпринимательство, создание стартапов, где одновременно была совмещена очень крутая теоретическая база, которая была при этом очень здорово, доходчиво и понятно объяснена потрясающими преподавателями. Но что еще более интересно – это практическая сторона. Курс был построен таким образом, что в начале учебного семестра для нас провели презентацию местные предприниматели из Кристиансанна, и мы, разбившись в группы, работали вместе с настоящими бизнесами – существующими уже или стратапами. Мы работали над идеями этих предпринимателей, и каждые две недели мы готовили презентацию. И что еще интересно – это не просто был курс внутри университета, а к нам приходили разные интересные люди из бизнеса, чтобы дать свою оценку, дать рекомендации и в конце семестра мы сдавали большую презентацию, на которую пришли даже представители местных стартап-инкубаторов. Они все поделились своим мнением относительно наших работ. Лучшая команда – к сожалению, не моя – получила приз: 3000 норвежских крон (~21000 руб.).

После прохождения академической мобильности я узнал, что все могу. Я давно пытался сломать многие свои вредные паттерны поведения, привычек, и всегда находились какие-то отговорки. Во время обучения я начал ходить в тренажерный зал практически каждый день, и сейчас по приезду продолжаю. Я полностью изменил свои привычки в еде, теперь не ем всякую гадость. Благодаря тому, что вместе со мной было порядка 200 иностранных студентов, я узнал, что, оказывается, заводить новые знакомства все еще довольно просто, и завел много друзей. Но в конечном счете, все это произошло благодаря тому, что я вырвался из своей повседневной жизни. 

Мой совет: надо не хотеть, а надо ехать. Это потрясающий опыт, я ни одного дня не пожалел, что поехал учиться за рубеж. Я познакомился с огромным количеством классных людей, узнал, как учеба происходит в европейских университетах. Это было не хуже и не лучше, чем в Вышке – это просто по-другому. В том числе поэтому очень интересно.


Елизавета Егорова
Медиакоммуникации, 4 курс
Осенний семестр училась в Университете Тор Вергата (Рим, Италия)

У меня была смешанная учебная программа: экономика и искусство. Всего было три дисциплины с экономического факультета, две с факультета искусств и итальянский язык. Больше всего понравились, конечно, дисциплины гуманитарного блока, так как они оказались ближе моей программе в вышке – Медиакоммуникации. Изучала "Contemporary Art" и "Rome: Art and History Openair". Не могу сказать, какая из них лучше, потому что обе включали посещение музеев и знакомство с культурой, историей Италии. Безумно понравилось общаться с профессорами, потому что они интересуются и русским искусством. С их стороны был огромный интерес к студентам по обмену, так как это погружение «снизу» в другую культуру. В этом плане ещё очень полезным был курс итальянского языка: преподаватель в нашей мультинациональной группе все время устраивала сессии по типу «узнай другую страну», и мы приносили нашу национальную еду, рассказывали о фильмах, популярных людях, политике и прочем.

Я поняла, что я чувствую себя как рыба в воде в такой международной среде, когда вокруг огромное количество людей из разных стран. И это настоящее удовольствие – понимать бэкграунд через человека, а не наоборот – человека через бэкграунд, как обычно это принято (судить о человеке через стереотипы о стране). Ну и ещё, я поняла, что барьеры между культурами разных стран не существуют. Ты можешь подружиться с людьми из самых разных точек – от Германии до Мадагаскара.

Вообще, образовательная система в университете Тор Вергата очень похожа на вышкинскую, с кредитами и курсами по выбору. В этом плане проблем с адаптацией не было. Хотя если бы я училась в другом российском университете, однозначно было бы гораздо больше трудностей с выяснением, как работает система. А вот что касается стиля жизни, мне кажется, европейская студенческая жизнь не слишком отличается от московской. Мы также ходили в бары по выходным и также вместе проводили время в библиотеках, чтобы готовиться к экзаменам. Однако возможность постоянно находиться в подготовке к новым путешествиях в другие европейские страны – это самое приятное.

Мой совет – не бояться перемен и не считать мобильность чем-то сложно осуществимым. Возможно, придётся немного помучиться с получением визы или оформлением документов, зато тот опыт, который вы получите, окупит все трудности!

Если же вы выбрали Италию, то однозначно нужно подучить язык перед поездкой, так как итальянцы со всей своей дружелюбностью все-таки обычно не прикладывают усилий, чтобы выучить английский. И ещё очень советую общаться с местными или жить рядом с местными (снимать комнату, жить в апартаментах обычного дома). Именно так вы узнаете «снизу» о всех вещах, которые так привычны типичным представителям какой-либо страны.


Анна Черкасова
Медиакоммуникации, 2 курс
Весенний семестр учится в Хельсинкском университете (Хельсинки, Финляндия)

В Хельсинском университете студенты в праве выбирать курсы самостоятельно. Сейчас я прохожу три очных курса и один онлайн-курс. Больше всего мне нравится "Digital media & Society". На этом курсе мы изучаем разные аспекты использования современных технологий в медиасреде: начиная от использования социальных сетей в предвыборных кампаниях и заканчивая этическим аспектом использования искусственного интеллекта.

В следующем модуле, который начинается в марте, я жду курс "Sound and sound studies methods", на котором мы будем анализировать «звучащие» средства массовой информации, такие как радио и подкасты, а также запишем собственный подкаст. У меня уже есть опыт работы со звуком в рамках учебной программы в НИУ ВШЭ, поэтому мне очень интересно продолжить погружение в эту тему.

Это совершенно новый опыт для меня. Я никогда не была за границей одна, тем более такое долгое время. Мне нравится программа обмена, Скандинавия и Хельсинский университет. Но тем не менее, я очень скучаю по всему тому, что окружает меня в России, и поняла я это только здесь.

Также я поняла, что плохо переживаю трудности и неудачи. И это мой большой минус. С первого дня пребывания в Финляндии было очень много проблем, к сожалению. И у меня не всегда получалось справиться с ними без слёз. Но спустя полтора месяца я могу сказать, что моё отношение к этому поменялось. Я стала сильнее. И теперь на неприятности я не смотрю как на проблемы, а скорее как на жизненные испытания, которые просто нужно пережить.

Стоит отметить, что Хельсинкский университет быстрее остальных университетов принимает решение. В моём случае, о номинации я узнала через четыре дня после подачи заявки. Однако в Хельсинском университете существует дополнительный отбор, для которого вы собираете ещё один пакет документов. Так что бумажек было много.

Это было только начало. Впереди ждало постоянное обновление ИУПа, поиск жилья, выбор страховки, получение вида на жительство и, пожалуй, главный для меня шаг – участие в конкурсе на получение стипендии Эндаумент-фонда НИУ ВШЭ на академическую мобильность. Именно благодаря этому гранту я смогла принять участие в программе. Потому что, скажу честно, я долго сомневалась по поводу поездки, так как это требует серьезных финансовых расходов. И только оказавшись в Хельсинки, я наконец поняла, что участвую в программе обмена 

НИУ ВШЭ предлагает большой список стран и университетов. И, пожалуй, главное – не потеряться в этом многообразие. Не стоит выбирать программу только потому, что вам нравится странна или потому что там есть стипендия (поскольку потом вы ещё сможете поучаствовать в конкурсе Эндаумент-фонда). Внимательно отнеситесь к выбору самого университета. Посмотрите рейтинги, списки предлагаемых курсов, отзывы. То, какой будет программа обмена, зависит не только от вуза-партнера, но и от вас самих.

И, наверное, главный совет: не бойтесь! Не бойтесь процесса подачи заявки, подготовки к отъезду и самой программы обмена. Будет много сложностей, взлетов и падений. Но это опыт! Огромный жизненный опыт, который вы сможете приобрести только решившись участвовать в этой программе.


Лада Николаева
Менеджмент в СМИ, 2 курс
Осенний семестр училась в Королевском технологическом университете KTH (Стокгольм, Швеция)

За семестр обучения я прошла четыре курса: Industrial Management and Entrepreneurship for Media and ICT, Sustainability and Media Technology, Media Production, Theory and Method for Media Technology. Интереснее всего было обучаться медиапроизводству, в рамках которого мы в мини-группах делали интерактивный документальный фильм. Мы учились снимать и записывать звук на профессиональной аппаратуре, монтировали, разработали интерактивный дизайн, делали спецэффекты. Я узнала много нового и полезного и, главное, все попробовала своими руками.

До поездки в Стокгольм я всегда считала, что Москва — это единственный город, в котором я хотела бы жить и работать. Полгода скандинавской жизни сильно изменили мои взгляды на будущее: я больше не боюсь жить в отрыве от семьи, друзей и поняла, что некоторые аспекты европейской жизни настолько мне нравятся, что теперь их очень не хватает.

В KTH к студенческой жизни относятся со всем вниманием. Интернациональных студентов попросили приехать почти за месяц до начала пар, чтобы влиться в жизнь университета. В это время мы ходили на экскурсии, занимались спортивным ориентированием на территории кампуса, катались на каяках, устраивали вечеринки прямо на территории университета и отдыхали в загородном доме студенческого совета. Для меня эти мероприятия стали одним из важных факторов, благодаря которым учёба по обмену оказалась сплошным удовольствием.

После подачи заявок мы пару недель ждали, пока комиссия их рассмотрит и даст ответ. Когда я получила Letter of Acceptance, какое-то время не могла поверить, что я действительно уезжаю учиться в Швецию. Когда эйфория прошла, настало время собирать документы. Нужно было оформить вид на жительство, разобраться с проживанием и составить заявку на софинансирование. Все это, в общем, было не сложно, но отняло достаточно много времени. Вид на жительство, например, готовился больше месяца — я получила его практически впритык к поездке. Что касается проживания, администрация университета не гарантирует, что каждый, подавший заявку на общежитие, получит место. Поэтому, как только пришла соответствующая форма, я как можно быстрее ее оформила и отправила. В итоге мне предоставили что-то вроде квартиры-студии на территории студенческого общежития в 45 минутах езды от главного здания университета.

В заявке на софинансирование нужно было подсчитать грядущие траты и обосновать, почему ты должен получить за них возмещение. В итоге мне одобрили совсем небольшую сумму поддержки, покрывающую только авиаперелет и взносы за вид на жительство и страховку. Эти деньги, кстати, начисляются только по возвращении из поездки — и пока, спустя полтора месяца после подачи всех чеков и выписок в бухгалтерию, они ещё не пришли.

Перед поездкой у меня было много переживаний и страхов. Но где-то через неделю пребывания в Стокгольме они все отпали, и оставшиеся пять с половиной месяцев, кажется, были лучшими в моей жизни. Так что я бы посоветовала лишний раз не сомневаться в себе и своих возможностях и смело выходить из зоны комфорта.