Студенты выпускных курсов Департамента медиа рассказали, как искали работу, с какими трудностями столкнулись, и как им помогает медиаобразование.
Иван Лебедев, 4 курс, «Медиакоммуникации»
Работает младшим продюсером в Hate Agency
На втором курсе я пошел в проект «Школа продюсирования массовых медиа-проектов», чтобы получить кредиты. В конце курса руководитель проекта Юра Корчагин скинул в наш чат информацию о стажировках в Останкино. Сначала я стажировался там, потом немного поработал. После второго курса я написал Юре и спросил, есть ли у него работа. Тогда работы не оказалось, но перед началом третьего курса он сам написал мне с предложением работы от знакомой. Я пришел на собеседование, а после него по пути домой получил сообщение: «Было бы интересно с тобой поработать».
Я работаю на позиции младшего продюсера в отделе Production. Снимаем рекламу, делаем анимационные, съемочные истории, креатив…
В мои обязанности входит много разных вещей, но если коротко, то я обеспечиваю условия для достижения нужного результата. Очень обобщенно, конечно, но в этом суть профессии продюсера. Поступает задача от клиента и спускается в отдел продакшна. Например, нужно сделать motion-ролик. Ты начинаешь искать подрядчиков, локации, актеров, согласовывать с клиентом дикторов, сценарий, креатив, создаешь раскадровки, контролируешь монтаж.
Мой обычный рабочий выглядит в последнее время выглядит так: я сижу весь день дома. Со стороны кажется, что я просто залипаю в комп. У меня есть определенные задачи на день, которые я выполняю. В условиях самоизоляции задач не так много, но, если мы говорим про офис (а моя работа в основном там) – я приезжаю в офис, сажусь за комп и работаю. Что я делаю? Например, для клиента нужно сделать видео. Я пишу ему сценарий, готовлю несколько креативных идей для интеграции в контент блогеров. Я напоминаю людям обо всем, спрашиваю про тайминги, принимаю задачи и пишу креативные концепции.
Мне нравится создавать контент, аудиовизуальные продукты – это прикольно и интересно, когда из ничего вы что-то рождаете с командой, а потом это находит отклик, приобретает ценность. Мне нравится креативная составляющая, потому что без творческой самореализации мне скучно. А на работе есть немало креативных задач. Круто сделать добавочную стоимость продукта просто из воздуха, создать то, что условно говоря может стоить миллион – это какая-то магия.
У нас хорошая команда, молодые ребята, open-minded, так сказать. В агентстве есть возможность делать какие-то свои вещи – все открыты для новых идей. Ты можешь сказать: «Хочу снять короткометражку, появилась идея сценария на миллиард баксов, она возьмет все фестивали». И тебе говорят: «Круто, держи деньги, делай». Моя работа дает множество бесплатных ресурсов для реализации творческих идей.
Немало знаний с Медиакома помогают мне в работе. Например, как написать креативную концепцию для проекта. Это очень крутая вещь, инструмент, который помогает дойти от брифа до креатива. Или диаграмма Ганта – узнал о ней на учебе, пользуемся ей в работе.
На Медиакоме был курс А.С. Тарасенко «Креативное продюсирование телеканалов». Он учил нас, как презентовать и оформлять заявку на формат. Мне это очень помогло, когда осенью появился запрос на создание YouTube-канала с развлекательными шоу. Нужно было придумать креативную идею. Я презентовал ее по формуле, которую давал преподаватель, и это впечатлило ребят настолько, что после этого меня даже стали просить оформлять другие креативные идеи в эту оболочку.
Учеба научила говорить на том лексиконе, на котором надо говорить. Ты пришел в агентство и знаешь, например, что такое ЦА, на достаточно прокачанном уровне шаришь в медиа. Понимаешь все про контент, драматургию, что чуть ли не в каждой единице контента нужен конфликт, потому что это притягивает внимание. Понимание того, как все работает в медиа, помогает мне каждый день.
Ангелина Ордовская, 4 курс, «Журналистика»
Работает редактором в лайфстайл-редакции Рамблер
Я случайно устроилась в Рамблер. Искала работу и параллельно общалась со знакомой, которая закончила наш факультет пару лет назад. Она сказала, что им в Рамблер нужен редактор. Дала мне контакты шеф-редактора, я скинула резюме. Меня пригласили на собеседование и сразу после него приняли.
В Рамблере есть разделение на Рамблер-новости и Лайфстайл-редакцию, которая пишет в несколько основных наших рубрик: «Женский», «Путешествия», «Доктор», «Кино» и «Субботний». Три дня в неделю я пишу по 8 текстов на 1000-2000 знаков в рубрики, и два дня в неделю пишу новости с 7 утра до 15 дня. У лайфстайл-редакции есть новостной отдел, который не берет новости о политике и экономике. Я пишу новости про шоубиз, медицину, кино и т.д.
Поскольку я учусь в университете, и мои приоритеты расставлены в соответствии с этим, больше всего мне нравится, что я могу работать на удаленке. Прошлым летом я работала несколько месяцев в офисе, потому что меня обучали работе с админкой и всем остальным, а потом перешла на удаленку. Удаленка – это гибкий график. Да, я работаю 5 дней в неделю, но когда я не пишу новости, я могу начать работать хоть в 13 и закончить в 19, или начать в 8 и закончить в 14. Мне нравится коллектив: в основном работают редакторы 30+, но у нас со всеми коллегами очень хорошие дружеские отношения (да, коллектив чисто женский), все общаются на «ты» – это очень радует и помогает в работе.
Пожалуй, университет научил меня скорости написания текстов – мой шеф-редактор нередко отмечала, что я успеваю написать очень много новостей. Норма – примерно 15 новостей в день, а я иногда пишу по 25.
Больше всего из полученных в университете знаний помогают навыки по верстке текста и в целом по тому, как писать новостные тексты, как их правильно оформлять, к каким источникам обращаться. Понятно, что в новостном тексте я не буду ссылаться на какие-то сомнительные источники, ведь они могут быть недостоверными.
Студент 4 курса, «Журналистика»
Работает редактором эфира на RT и не может раскрыть свою личность из-за подписанного договора о неразглашении
Я работаю на телеканале RT в телевизионной английской редакции. Попал туда в конце второго курса – сначала на стажировку, а потом остался работать. Работаю там почти два года. Я bj – broadcasting journalist. По-русски, наверное, проще назвать редактором. Я монтирую, пишу тексты ведущим, ищу и проверяю информацию, работаю с режиссерами, монтажерами, графистами. По сути, это обычная телевизионная работа с поправкой на то, что все на английском языке, плюс у международной аудитории немного другие стандарты.
Анастасия Тодосиева, 4 курс, «Медиакоммуникации»
Работала новостным редактором в спортивной редакции ТАСС
Я давно верчусь в кругах околоспортивной журналистики, потому что с 2013 года веду информационный паблик ВКонтакте про сборную России по художественной гимнастике. Подписчица написала, что ее подруга работает HR в ТАСС, и они ищут стажера-редактора спортивных новостей. После двух недель стажировки тебя устраивают работать, если подходишь. Я решила попробовать, потому что в детстве это было моей мечтой. Несмотря на то, что я пошла на Медиаком, я всегда хотела попробовать себя в спортивной журналистике. Я отправила резюме, прошла собеседование с HR и два тестирования: на знание мировых новостей и знание русского языка. Затем прошла собеседование с главным редактором отдела спортивных новостей и меня взяли как стажера. Как стажер я имела право приходить, когда хочу, но ходила полный рабочий день, потому что не только они выбирали меня, но и я свою должность – хотела понять, как получится совмещать с учебой. У меня выходило: я пропускала всего несколько лекций в неделю, а все остальное время подстраивала свои смены так, чтобы было удобно учиться. А потом меня взяли в штат.
В мои обязанности входил мониторинг ленты новостей, соцсетей сборных. Я брала комментарии у спортсменов, следила за соревнованиями, писала новостные отчеты. Есть такой миф, что в спортивных редакциях разделяют новости: одни пишут про футбол, другие про хоккей и т.д. Но здесь такого не было: ты мониторишь и этап кубка мира по бадминтону на каком-нибудь китайском сайте, и освещаешь чемпионат Европы по спортивной гимнастике.
Если рабочий день более-менее свободный, можно было заготавливать новости. Грубо говоря: знаешь, что будет только этап кубка мира по художественной гимнастике. Пишешь бэкграунд (конец новостной заметки) о достижениях гимнастки, например: «Евгения Канаева – двукратная олимпийская чемпионка, в ее копилке столько-то медалей чемпионата мира». Все написанное строго проверяется, каждая ошибка на вес золота. Если ты ошибаешься и это выходит в ленту новостей – пиши пропало.
Работа очень прокачивала на знание всего. Было забавно – я находила общий язык со всеми пацанами: если кому-то нравится теннис, я могла обсудить последний US Open, если общалась с фанатом Зенита, могла обсудить, как они классно обходили всех в РФПЛ. Сомнительный скилл, но я разбиралась во всех видах спорта, и эта привычка до сих пор у меня осталась, хотя я уволилась летом 2019. Я стала понимать многие виды спорта, даже шахматы!
Департамент медиа научил меня многозадачности. Мне нужно было одновременно следить за новостями, писать, мониторить кучу всего. А еще универ дал мне выносливость – если бы у меня не было бэкграунда на Департаменте медиа, я бы вряд ли потянула такую работу.
Мне не нравилось, что я очень сильно выдыхалась. Часто были смены до двух ночи. ТАСС вызывал нам такси от работы до дома. Это было круто, но одновременно и нет – я боюсь такси, особенно по ночам. Стало тяжело совмещать с учебой, у меня не было выходных (я брала их на полные учебные дни). Помню, в первый день, как уволилась, я на автомате встала в 6 утра…
Ксения Жукова, 4 курс, «Журналистика»
Работает дизайнером на телеканале «Ключ»
Я работаю дизайнером на кабельном телеканале «Ключ». Устроилась туда через одногруппницу, которая скинула вакансию в общий чат. В мои обязанности входит создание картинок для новостной/развлекательной программы «Моменты». Я ищу иллюстрации на фотостоках или делаю сама. Мой рабочий день выглядит так: я просыпаюсь, делаю 2-3 выпуска для программы. Потом занимаюсь своими делами, а после редактирую выпуски по правкам главного редактора. Вечером могу сделать еще немного, но в целом я трачу на работу 3-4 часа, не больше. Мне нравится, что работа не очень тяжелая и позволяет зарабатывать нормальные деньги. Я три года пыталась устроиться по специальности и ничего не получилось, а когда стала работать не по специальности – купила машину. Поэтому не могу сказать, что мне помогли знания, приобретенные на учебе.
Проблем в общении с коллегами нет: они адекватные и понимающие люди, споров не возникает. До карантина я ездила в офис примерно раз в неделю, чтобы что-то обсудить или подписать. Когда я совмещала работу с учебой, были очень разные периоды загрузки: я могла неделю ничего не делать, а могла неделю по 10 часов в день просто умирать, чтобы закрывать какие-то проекты и заработать деньги. Я работаю по ГПХ (договор гражданско-правового характера – прим. ред.), где написана норма выработки – сколько нужно сделать картинок, чтобы тебе заплатили. Сейчас, когда учебы практически нет, я работаю спокойно, в адекватном темпе: каждый день делаю по чуть-чуть.
Учеба в университете объективно дает много связей. Через одногруппников и однокурсников ты действительно можешь найти себе адекватную вакансию и знать, что тебя не кинут – это плюс. Ты можешь собрать себе портфолио из бесплатных проектов, за небольшие деньги попробовать себя в каких-то сферах, набить руку и потом искать работу.
Я упорно и плотно начала заниматься дизайном в середине третьего курса и благодаря одногруппникам и однокурсникам положила себе в портфолио заставки для ток-шоу, учебные видео, логотипы, что-то еще.
Мария Лещанская, 4 курс, «Журналистика»
Работает редактором-копирайтером в Timepad
Я работаю редактором в Timepad. Пришла в компанию летом 2017-го перед вторым курсом – молодой человек ушел в армию и, честно говоря, мне просто хотелось занять свое время. Чуть больше двух лет я отработала специалистом службы поддержки – по вечерам и выходным отвечала на звонки и письма клиентов. Пока была на должности саппорта, старалась брать по максимуму обязанностей, связанных с написанием или редактурой текстов. Со временем зарекомендовала себя, ко мне стали часто обращаться коллеги с просьбой что-то вычитать. Когда в компании наконец появилась вакансия редактора, тут же сделала тестовое задание и прошла отбор наравне с остальными кандидатами (которых, как потом оказалось, было около 40).
С октября я перешла в отдел маркетинга и работаю редактором-копирайтером. В мои обязанности входит поиск инфоповодов, написание статей в блог, текстов для рассылок или, например, триггерных цепочек писем, редактура всевозможных текстов, разработка контент-стратегий и планов, общение с клиентами и партнерами от имени редакции. Частенько приходится заниматься и нестандартными для моей должности делами, но я к этому привыкла. Работаю полную рабочую неделю, но удаленно, поэтому совмещать с учебой получается неплохо. Бывало, писала статьи на парах. По пути в универ всегда разбираю рабочую почту и делаю вычитку небольших материалов.
У нас молодой приятный коллектив, классные корпоративы и ежемесячные встречи, на которых представители отделов и любые желающие рассказывают о достижениях. В работе бывает тяжело ориентироваться – сейчас мы стремительно растем, и буквально каждый день приходят новые сотрудники, меняются процессы. В самом начале моего пути в Timepad работало около 40 человек, сейчас – примерно 90, появились новые отделы. Из-за этого, бывает, происходят разные столкновения, долго не можем что-то согласовать.
Университет научил меня быть более ответственной и стойкой к критике.
На первом курсе я была координатором проекта Сергея Львовича Корзуна «Hit.Media» – составляла график работы авторов сайта, брала экспертные комментарии для материалов. Проект прокачал уровень оперативности и умение собраться в случае ЧП – сейчас это особенно актуально в моей работе. А еще пригодились знания по работе с сайтами: блог Timepad сделан на WordPress, а для работы с нашей Базой Знаний иногда требуется знание основ html.
Автор: Мария Лещанская