• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
От телеграфа к "Телеграфу": опыт внедрения новой цифровой платформы в агентстве ТАСС

Зеленцов М. В.

В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Что читать, смотреть и слушать? Рассказывают преподаватели Факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Что читать, смотреть и слушать? Рассказывают преподаватели Факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Колчина Анна Сергеевна
Доцент Департамента медиа

Преподает курсы «Аудиовизуальные коммуникации: история и современность», «Документальное кино: портрет и наблюдение», «Журналистика в мультимедийной среде», «Цифровые медиа для будущего».


Фильмы

Советую зарегистрироваться на платформе Nonfiction.film. Это первый кинотеатр документального кино в России. Там собрана прекрасная подборка документальных картин. На платформе «Пилигрим» можно бесплатно смотреть авторское кино. Если есть возможность, советую подписаться на Netflix (смотрите подряд документальное кино и сериалы – учитесь «рассказывать истории»).

Посмотрите «Старше на 10 минут» Герца Франка, а потом, снятый в 2002 году, альманах: «На десять минут старше: Труба» и «На десять минут старше: Виолончель». Это сборник коротких метров – авторы: Вернер Херцог, Джим Джармуш, Аки Каурисмяки, Вим Вендерс, Бернардо Бертолуччи, Жан-Люк Годар, Иржи Менцель… Потрясающая работа. Смотреть короткометражные фильмы полезно.

Медиапроекты

Посмотрите, как сделаны проекты 1968.Digital и 1917.Свободная история. Пролистайте Музеи по соседству (кстати, над проектом работали студенты магистратуры департамента медиа НИУ ВШЭ). Также рекомендую не пропускать выпуски каналов: вДудь, Парфенон, Редакция, ещёнепознер… продолжайте список. Найдите интерактивный проект «Всё сложно» / Такие дела. Посмотрите фильм Парфенова «Цвет нации» про Прокудина-Горского. Слушайте Лекторий «Прямая речь». Погуляйте по виртуальным экскурсиям Пушкинского музея и The Metropolitan Museum of Art – выбор огромный.

9 апреля прошел online-день Международной конференции «Медиаобразование, медиаэкология, медиаграмотность: цифровые медиа для будущего». Организаторы – Центр Цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. Был запущен телеграмм-канал ПОНИМАЯ МЕДИА, где собраны ссылки на самые интересные онлайн-проекты и исследования во время COVID-19.

Аудиопроекты

Начинать своё знакомство с подкастами нужно с Serial Podсast. Это американский аудио-сериал, вышло уже три сезона, миллионы подписчиков. Также любопытно посмотреть/послушать, как художники экспериментируют со звуком, например, Билл Фонтана. Изучите, как устроены проекты Remote Moscow и Invisible Moscow. Послушайте аудиопьесы Игоря Померанцева «Любовь на коротких волнах» и «Любимцы господина Фабра».

Родькин Павел Евгеньевич
Доцент Департамента интегрированных коммуникаций

Преподает курсы «Глобальная визуальная культура», «Городское пространство и медиа», «Основы дизайна и инфографика», «Современные коммуникативные технологии». 


Литература

Пандемия COVID-19 заставляет размышлять о посткороновирусном мире и тех трансформациях экономики и культуры, которые этот мир несет. Потребность в обновлении, впрочем, выражала себя задолго до пандемии, например, в размышлениях и теоретическом осмыслении такого явления как метамодернизм. Русское издание книги «Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма» под редакцией Робина Ван Ден Аккреа, Элисона Гиббонса и Тимотеуса Вермюлена (Москва, 2019) является отличным «путеводителем» по проблемам метамодернизма, чтобы ни означало это явление. Особую ценность имеет критическое введение Александра Павлова. Если мы принимаем реальность медиа и учимся в ней существовать и работать, то метамодернизм может вполне оказаться той самой новой культурной парадигмой этой реальности. В любом случае присмотреться стоит.

Известную сложность, неопределенность и противоречивость метамодернизма и размышлений о нем можно «компенсировать» Манифестом метамодерниста Люка Тернера 2011 года Metamodernist manifesto.

Фильмы

Самоизоляция - отличное время для серьезного кино, поднимающего фундаментальные проблемы современного общества, но делающего с помощью метафорического обобщения и минимализма. «Платформа» (реж.: Гальдер Гастелу-Уррутия. Испания, 2019) погружает в «выдуманный» мир, который, как и всякая литературная, философская или кино утопия, оказывается реальностью. По крайней мере, этот фильм заставляет задуматься о проблемах, на которые в повседневном ритме жизни у нас просто нет времени.

Любителям критического языка метафор и аллегорий на современное общество наверняка понравится схожий по смыслу фильм Пон Джун-хо «Сквозь снег» 2013 года.

Лекции

Для неисправимых же оптимистов следует порекомендовать лекцию российского промышленного дизайнера Буляш Тодаевой: «Ресайклинг искусства и дизайна», которая была прочитана в рамках образовательной программы выставки «Фантастик пластик» в Музее современного искусства ПЕРММ.

О дизайне тела для человека и для робота можно поразмышлять вместе с Буляш Тодаевой в программе «Горизонты дизайна».

Выставки

Известные музеи и галереи открывают доступ к виртуальным экспозициям. Исключением не стали и профессиональные союзы. Международная Общественная Ассоциация «Союз Дизайнеров» открыла на своем сайте виртуальный выставочный зал для онлайн-посетителей. В постоянно пополняемой экспозиции представлены эстампы, монотипии, фотографии, живопись и графика современных российских художников, и дизайнеров.

 

Гусейнов Гасан Чингизович
Профессор Департамента общей и прикладной филологии

На Факультете коммуникаций, медиа и дизайна преподает курсы «История мировой культуры и литературы», «Классическая риторика и новая техника представления знания», «Риторика: между философией и профессиональными навыками журналиста». 


В первую очередь советую просто побольше читать, делая обязательные перерывы на гимнастику. Каждый час - 10 приседаний, 10 наклонов и 10 отжиманий.

Медиапроекты

Советую слушать короткие лекции Постнауки по психологии, филологии, истории, антропологии, астрономии, литературе, политологии и даже вирусологии.

Тем, кто еще не нашел узкую область интереса, очень советую открыть лекторий, который называется Арзамас. Там есть замечательные компактные мультфильмы о Древней Греции и Древнем Риме. Например, Греция за 18 минут.

Книги

Карантинное чтение - это шанс вернуться к книге как самому надежному медиуму, который выращивал человечества с 16 по вторую половину 20 века. Некоторые эту книжность совсем отбросили и очень себя обеднили. Книга и газета – это театр, музей, галерея и кофейня мира, в котором появились кинематограф и телевидение. Интернет учится осваивать книжный мир, а книжный мир учится осваивать интернет.

Если у вас нет совсем никакой библиотеки дома, обращайтесь к хорошим библиотекам в интернете. Например, на русском языке есть прекрасный сайт по античной литературе. Это - грандиозное собрание текстов. Если вы никогда ничего из античной литературы не читали и у вас совсем нет опыта чтения стихов, начните с ПлутархаА Плутарха начните читать с трактата Плутарха «О доблести женской» в прекрасном переводе Якова Марковича Боровского. Может быть, до трактата «О доблести женщин» вам стоит прочитать другой, более короткий, переведенный Эдуардом Юнцем. Этот трактат называется «Хорошо ли изречение: “Живи неприметно”?» Вы ведь в будущем не собираетесь «жить неприметно», но уже сейчас знаете, что многие это как раз советуют.

Если вы осилите эти два трактата, идите дальше – к «Сравнительным жизнеописаниям».  Это – прекрасная книга, переведенная на русский во второй половине 20 века лучшими переводчиками с древних языков. Начните с героев греческой и римской мифологии - Тесея и Ромула в переводе Симона Маркиша , затем советую прочитать Лисандра (пер. М.Е.Сергеенко) и Суллы (пер. В.М.Смирина). А уж потом, если втянетесь, вас за уши не оттащишь! Особенно если по ходу чтения вы научитесь пользоваться хронологической таблицей, составленной М.Л. Гаспаровым.

Шулятьева Дина Владимировна
Преподаватель Школы культурологии

На Факультете коммуникаций, медиа и дизайна преподает курс «История мировой культуры и литературы» и курс маго-лего «Эксперименты в кино». 


Книги

Ф. Иллиес «1913. Лето целого века»
Книга о переживании времени и его разнородности.
«Произведение посвящено последнему мирному году в Европе перед Первой мировой войной. Иллиес пишет хронику года месяц за месяцем, делая акцент на культурной жизни, но не забывая и о политических событиях, приблизивших европейскую катастрофу» – 
Garage

М. Ямпольский «Изображение»
Книга о свойствах изображения в зависимости от его типа, одинаково полезно и для теоретиков (исследователей медиа и визуальной культуры), и для практиков (непосредственно работающих над созданием визуального образа).

Н. Мирзоев «Как смотреть на мир»
Тенденции визуальной культуры последних десятилетий.

«Обращаясь к истории искусств и к теории культуры, автор отвечает на вопрос, как сегодня визуальность формирует и определяет нашу жизнь. Смотрим ли мы на фотографии, чтобы увидеть влияние климатических изменений на природный и городской ландшафты, или анализируем неврологические патологии на снимках МРТ, Мирзоев помогает понять, что именно мы видим» – Garage

А. Уткин «Белое зеркало»
Книга об интерактивных практиках в медиа и искусстве (в момент, когда сам процесс обучения становится цифровым продуктом и требует от участников процесса средств вовлечения слушателей, схожих с теми, что используются, например, в интерактивном кино).
«Учебник по интерактивному сторителлингу в кино, VR и иммерсивном театре.
Поможет создать нарративный интерактивный проект с минимум теории» – Alpina