Мы поговорили с Алексеем Львовичем Николовым, генеральным директором RT, заместителем декана и преподавателем факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ о том, как начать работать в международной журналистике, что составляет формулу успеха, и на какие СМИ стоит обратить внимание для получения объективной картины мира.
Как студенту или выпускнику попасть на работу, связанную с международной журналистикой?
Нужно понимать, что со стороны студента – это всегда «где найти работу?». А со стороны работодателя – «где взять хорошего стажёра?».
Меня легко поставить на место работодателя, потому что это то, с чем я постоянно сталкиваюсь. Как и в абсолютно любом виде журналистики, работодатель ищет в первую очередь просто вменяемого человека, то есть интересующегося, понимающего мир. А когда человек приходит с конкретными знаниями, то это ещё лучше. Например, человек может сказать: «Вот мой блог, меня интересует Латинская Америка». Мне, может быть, не нужен обозреватель по проблемам Латинской Америки, но человек, который чем-то интересуется, разбирается в чём-то, явно выше среднего, он совершенно точно будет интересен. Всё идёт от стремления и желания что-то вложить в реализацию интереса.
Наверное, вы помните, что на собеседовании при поступлении все переживали и думали, что почитать, как подготовиться, а, на самом деле, преподавателям было не так важно, что вам больше нравится – Известия, Медуза или Российская газета, – а то, насколько вы в принципе интересуетесь новостями.
Важно, чтобы наряду с конкретными знаниями у человека был ещё и общий контекст.
Мы на RT тоже постоянно ищем хороших людей в штат, раньше у нас были просто стажировки, сейчас мы сделали целую систему «RT-School».
Есть какие-нибудь лайфхаки, которые помогут при трудоустройстве?
Во-первых, стоит везде рассылать резюме. Важно подумать над его оформлением, коротко объяснить, почему вы хороший специалист, и не стоит писать слов «я быстро учусь». Это очень банально, и никого не привлекает. Чем больше вы можете продемонстрировать в резюме того, что вы уже сделали, тем лучше. Сейчас работодатели нормально относятся к тому, что человек, который хочет прийти работать журналистом, в резюме пишет среди навыков, которыми он обладает, что у него есть опыт работы бариста. Я видел кучу резюме из зарубежных стран и привык к этому еще 15 лет назад.
Если человек не способен оценить то, что вы работали бариста в кафе и выработали навыки вовремя приходить на работу, считать деньги, вежливо разговаривать, тогда, может быть, вам такой работодатель не нужен.
Во-вторых, подумайте, с какого адреса вы отправляете резюме. Если я, как работодатель, получаю резюме с адреса natashenka1998 или kisulka2002, то, возможно, я к этому отнесусь чуть менее серьезно.
В-третьих, лучше настраиваться на то, что могут не ответить, а если приглашают и не берут, то не думать, что это трагедия. Поиск работы — это вообще отдельный скилл. Если поговорить с людьми, которые добились в жизни успеха, то многие расскажут историю о том, как раздавали бесплатные буклеты и учились не реагировать, когда человек демонстративно берет и бросает этот буклет вам под ноги. Так вот, не реагировать на это — часть скилла.
Как наработать профессиональные скиллы?
Я думаю, что всё-таки начинать нужно с того, что вам интересно. Лучше писать бесплатно или за небольшие деньги, но то, о чем вам интересно, чем пытаться заниматься сразу тем, что вам пока может быть не по силам. Сейчас Интернет 2.0 даёт гораздо больше возможностей начать что-то делать. Лучше действительно разбираться в чем-то узком, говорить об этом профессионально. Не надо изображать из себя знатока всего мира, лучше стремиться быть в контексте. Мало того, в этом должна быть потребность, симулировать которую невозможно.
Вообще формула успеха проста: усилие плюс везение.
Первая часть – это, безусловно, учёба (и в этом смысле Вышка – большой плюс), а также, готовы ли вы ходить бесплатно где-то стажироваться ради строчки в резюме, готовы ли вы доучивать язык, брать какие-то дополнительные курсы.
Вторая часть мало от вас зависит, она просто повышает шансы, если вы стараетесь. У нас, например, большое количество людей в RT, которые сейчас работают корреспондентами, это люди, которые были редакторами и в свободное время выезжали с репортерами и просто набирались опыта, учились мастерству. А потом, когда возник момент и вдруг понадобилось несколько корреспондентов, те, кто к этому моменту научились базовым навыкам работы, получили тот самый шанс.
Отправляют ли сейчас сотрудников на стажировку в зарубежные редакции?
Я бы сказал, что сейчас как раз наоборот очень хорошее время для того, чтобы попробовать стать источником информации для тех, кто за рубежом. Для редакций всё больше оказывается выгодным иметь стрингера. Это дешевле и эффективнее, чем иметь свою сеть собкоров. Это, кстати, часть того, за счет чего RT существует на таком уровне. Мы очень много используем социальные сети, обращаемся к стрингерам и фрилансерам.
Сейчас есть минимальный шанс того, что редакция отправит вас куда-то на стажировку за рубеж, а вот стать ценным источником в своей стране для зарубежных СМИ — это в ваших руках.
Но, конечно, должно быть сочетание знания языка и качества вашего материала. Вот знание языка всегда важно, причем необязательно английского; турецкий или испанский языки, например, тоже полезны.
Какие зарубежные СМИ можете порекомендовать для того, чтобы «быть в контексте»?
У меня специфическое восприятие. Например, обязательный источник это — Сonsortium News. И я обязательно смотрю хотя бы один источник оппозиционных СМИ. Потому что про любое событие мне нужно получить минимум две – а лучше четыре – разные позиции.
В России, кстати, есть очень хорошие аналитики по международной безопасности. Я читаю, например, Евгения Крутикова — это человек, который профессионально разбирается в вопросах безопасности.
Для студентов я бы посоветовал читать WikiLeaks, Сonsortium News, The Intercept. Конечно, было бы лицемерием и просто неправдой, если бы я не сказал, что считаю RT достойным внимания.
Но гораздо важнее не читать мейнстрим, а искать альтернативу. Проблема в том, что если вы хотите получить объективную картину мира, то нужно целенаправленно дуополию или олигополию мейнстримных СМИ преодолевать и искать целенаправленно альтернативные СМИ, которые порой могут быть даже не зарегистрированы как СМИ.
Нужно помнить, что сейчас сместился центр ответственности с источника на потребителя. Информационный массив настолько велик, что нравится нам или нет — мы сами ответственны за свою информационную повестку.
Магического места, куда мы можем прийти и получить информацию, которая на 100% нейтральна и правильна, нет. Выберите несколько источников, в том числе тех, которые говорят вещи вам неприятные, но которые вы тем не менее нашли путем собственного поиска, которым вы можете доверять или определять, где сомнительная информация.
Я должен объективно смотреть на ситуацию и объективно оценивать то, что может быть отличным от моей точки зрения. Очень простой пример о том, что человек может поменять свои взгляды за секунду: вы пытаетесь войти в переполненный автобус и совершенно искренне думаете: «Двигайтесь, там полно свободного места, неужели трудно?!». Ровно в ту секунду, когда вы туда зайдете, то подумаете: «Куда вы все идете, тут нет ни одного свободного места». Это пример, который я себе когда-то придумал и стараюсь вспоминать, когда вижу человека, который заслуживает уважения, но у него другая точка зрения. Я стараюсь задумываться: «Может быть он просто в автобус еще не вошел, а я нахожусь внутри?».
Интервью подготовила Анастасия Сумакова