Конкурс проводится по двум номинациям: лучшая научная публикация на русском языке (по гуманитарным, социальным и естественным наукам) и лучший научно-популярный проект на русском языке (книги, лекции, видео-каналы, подкасты, онлайн-проекты и др.). Поздравляем сотрудников Департамента медиа, чьи работы были признаны лучшими!
Направление медиа
ДОВБЫШ О. С.
Гиперлокальные медиа в России, представленные главным образом городскими публичными группами на платформах социальных медиа, в последнее время становятся важным элементом локальной медиа сферы в российских регионах. Наряду с информированием жителей о событиях города, такие группы выступают площадками для общественных обсуждений, поддерживают местные сообщества и различные гражданские инициативы. Активное присутствие представителей власти на этих площадках делают группы важным пространством и каналом коммуникации между местной властью и обществом. На примере городских публичных групп в статье анализируется в какой степени низовые, непрофессиональные медиа инициативы могут обеспечивать коммуникацию между властью и гражданами в российских регионах и как такое вовлечение жителей в обсуждение городских вопросов влияет на локальное управление. Материалы интервью с владельцами и модераторами публичных групп семи российских городов, а также данные цифровых наблюдений показывают основные практики коммуникаций между жителями и представителями власти в пространстве социальных медиа, возможности таких групп мобилизовать общественные обсуждения. Гиперлокальные медиа обладают значительным потенциалом, чтобы выполнять роль канала коммуникации между гражданами и органами власти в регионах. В отличие от профессиональных масс медиа они обладают большей свободой в выборе тем и вопросов для обсуждения и в предоставлении возможности высказываться жителям города. Размер аудитории и популярность в городе делает эти медиа влиятельным каналом коммуникации в локальном пространстве. Факторы, влияющие на дальнейшее развитие таких групп, включают риск кооптации групп властью и признаки «псевдоучастия», когда возможности влиять на изменения и принятия решений ограничиваются темами и сферами, которые одобряет и поддерживает местная власть. Также сохраняется значительный разрыв между вовлечением граждан в «информационное участие» и их реальным участием в местном управлении. Наконец, на развитие городских групп в качестве канала коммуникации влияет их неустойчивость, желание собственника коммерциализировать проект, что приводит к преобладанию развлекательного и нейтрального, непроблемного контента.
Направление медиа
Архангельский А.Н.
Писатель и телеведущий Александр Архангельский выпустил большой трансмедийный проект «Несогласный Теодор» об основателе Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Теодоре Шанине. Проект состоит из книги, серии подкастов, веб-док-сериала и мультимедийного приложения. Сериал включает 19 коротких (примерно по десять минут) эпизодов, в которых Шанин рассказывает о своей необычной судьбе.
Лапина-Кратасюк Е.Г., Ним Е.Г., Верещагина Н.В.
Видеотрансляции стали частью проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации». Это первый проект в России, рассматривающий космос в социогуманитарной перспективе и сфокусированный на исследованиях астрокультуры, преимущественно в ее медийном измерении. «Космос в медиакультуре» включает три вида деятельности: исследовательскую, образовательную и просветительскую.
Направление лингвистика (особо отмеченная работа)
Королёва М.А.
О трудностях русского языка – легко, увлекательно, коротко. Марина Королёва, преподаватель Депратамента медиа, филолог, радио- и телеведущая, автор программ и книг о русском языке, в каждом эпизоде подкаста рассказывает об одном слове или выражении.