• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: hsemedia@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Семенова Екатерина Сергеевна
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/10

40 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
40/70/10

40 бюджетных мест

8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/20

65 бюджетных мест

50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

20 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/2

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/20/2

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/50/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации, основанные на данных

2 года
Очная форма обучения
5/20/2

5 бюджетных мест

20 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/5

20 бюджетных мест

13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Трансмедийное производство в цифровых индустриях

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
70/2

70 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Мероприятия
17 февраля – 19 февраля
Заявки - до 1 февраля 
Книга
Арт-журналистика. Очерки теории и практики: учебник для бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика»

Новикова А. А., Дорощук Е. С., Сергеева Т. С.

Каз.: Издательство Казанского университета, 2023.

Глава в книге
Культурные индустрии: от художественной критики к продюсированию.

Новикова А. А.

В кн.: Арт-журналистика. Очерки теории и практики: учебник для бакалавриата направления 42.03.02 «Журналистика». Каз.: Издательство Казанского университета, 2023. Гл. 5. С. 67-87.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Why we post: антропологическое исследование интернета глазами студентов

Why we post: антропологическое исследование интернета глазами студентов

© MJH Shikder // Unsplash

Материалы курса «Why we post: антропология социальных медиа» Полины Колозариди, преподавательницы Департамента медиа НИУ ВШЭ и создательницы Клуба любителей интернета и общества, объяснили, что не существует «типичного» поведения в сети. Существуют – культурный, социальный и исторический контексты, которые влияют на действия пользователей. Студенты ФКМД провели собственное исследование локальной сети, и вот что из этого получилось.

От авторов исследования

Яна Олейник

студентка 4 курса Журналистики

Александра Метельская

студентка 4 курса Журналистики

 

Рунет стихийно меняется, но фиксированных свидетельств не хватает для того, чтобы проследить динамику его изменения в разных городах России. Поэтому мы занялись поиском эмпирической базы самостоятельно. Исследование истории сети всегда связано, во-первых, с изучением технологических возможностей, доступных на конкретной территории. Во-вторых, с тем, какими социальными медиа пользуются люди, как именно и почему? Так появляется возможность обнародовать многие скрытые процессы. Например, активность немейнстримных локальных сообществ, субкультур. Интернет может сильно отличаться от контекста к контексту. Мы рассмотрим это на примере военного города в Московской области – Краснознаменска.

Мы выяснили, что в середине 1990-ых годов интернет в городе существовал в виде локальной сети. Доступ к ней был у 20-50 «продвинутых пользователей» – студентов технических специальностей. В свободное время они играли в компьютерные игры по сети. Так образовалось маленькое сообщество, которое стало похоже на прототип первых онлайн-форумов, групп и пабликов в современных социальных медиа. Для нашего респондента – Сергея Федорова – остро стоит вопрос связи современных интернет-пользователей с реальным миром. Он считает, что в 90-х пользователи умели абстрагироваться от сети, потому что результаты онлайн-сражений всегда обсуждались в офлайн-беседе. По его мнению, сегодня социальные сети начали заменять реальную жизнь.


Респондент исследования

Сергей Федоров
программист

Я впервые попал в интернет в 1993 году, когда писал диплом с использованием компьютерного редактора «Слово и дело». В свободное время развивал навыки программирования. Программное обеспечение было, конечно же, нелицензированное. Через год я вышел на работу: разрабатывал и продавал программы, начал сотрудничать с американской фирмой IBM.

В 90-х не существовало Google и Яндекса. Сайты можно было найти только по конкретным адресам или использовать каталогизаторы – прото-поисковики типа Rambler.ru. Они были больше похожи на доску объявлений. Если IT-специалист решил продвинуть свой ресурс, то он связывался с представителем каталогизатора. Только тогда его сайт опубликовывали на «доске объявлений». По умолчанию на ней ничего не появлялось – не было соответствующих алгоритмов. Кстати, первыми поисковиками стали Аltavista и Rambler. Но ресурсов было мало и все они были текстовые: картинок почти не было, о видео и речи не шло.

Я использовал интернет, чтобы искать информацию по программированию – печатных книг на русском языке не существовало. Мы часами выкачивали отсканированные англоязычные материалы из интернета. Еще мы играли в сетевые игры по локальной сети, которую организовали мои знакомые. За ее использование платили в районе $10грамо в месяц.

Для участия в игре делали вступительный взнос, играли на убывание. Чемпионаты были как индивидуальные, так и командные. Победители получали небольшие деньги. После игры мы выходили прогуляться и обсудить бой. В нашей коммуникации существовало не только виртуальное, но и живое общение. Это сейчас сеть разошлась по всему миру: интернет-друзья живут в разных городах, странах. А тогда мы жили рядом – маленьким игровым сообществом. На всю сеть было от 20 до 50 пользователей.

Пользователи локального интернета общались в клубах по интересам. Например, существовало общество любителей музыки Hi-Fi. На форумах продавали специфические товары, соответствующие интересам локальной группы. Но в 2005 году я провел персональный интернет, который не нужно было делить на всех. Тогда у меня полностью пропал интерес к локальной сети – она потеряла свою актуальность. Моя самая большая радость от возможностей глобального интернета заключалась в том, что появились интернет-магазины. Можно было посмотреть или купить товар, не выходя из дома.


От руководителя курса

Колозариди Полина Владимировна
Доцент Департамента медиа

Интернет глобален именно тем, что существует локально: в городах, странах и культурах. Мы, люди, наполняем его содержанием. Но смысл каждого действия в сети не так очевиден, как кажется. Его нельзя обнародовать одной лишь статистикой: количеством просмотров ролика или репостов твита. Чтобы понять, какой смысл пользователи придают практикам в интернете, нужно изучать локальные явления. Тогда становится понятно, почему интернет меняется глобально. Мы начинаем понимать его как динамичное явление – не отдельное от офлайна, а тесно связанное с ним.

Интернет в России – разный. Где-то он был нужен для образования или становился частью бизнеса, гражданского активизма. История создания интернета не сводится к отцам-основателям, которые провели его из Америки. Обращение к истокам позволяет видеть интернет комплексно: он состоит из проводов, тарифов, инициативных проектов, форумов, утопий, наших собственных постов и истории пользовательской жизни. Посмотреть не на феномен большого явления, а признать его сложность, увидеть, что происходило в Воронеже или Лобне, у женщин или в подростковых тусовках – это экспериментально-интересно. Такой подход позволяет лучше понять происходящее в сети сегодня. Интернет большой не потому, что глобальный, а потому, что разнообразный.

Курс позволяет соотнести свой собственный опыт серфинга в интернете с тем, что мы видим в нём как профессионалы и исследователи. Ведь часто интернет в быту и интернет в исследовании – понятия далекие друг от друга. Но как можно изучать что-то далёкое и такое близкое одновременно? Курс даёт для этого инструменты и методы: ведение исследовательского дневника, использование историко-антропологического подхода.


Яна Олейник