Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
Медиаальманах. 2023. № 1.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Материалы курса «Why we post: антропология социальных медиа» Полины Колозариди, преподавательницы Департамента медиа НИУ ВШЭ и создательницы Клуба любителей интернета и общества, объяснили, что не существует «типичного» поведения в сети. Существуют – культурный, социальный и исторический контексты, которые влияют на действия пользователей. Студенты ФКМД провели собственное исследование локальной сети, и вот что из этого получилось.
студентка 4 курса Журналистики
студентка 4 курса Журналистики
Рунет стихийно меняется, но фиксированных свидетельств не хватает для того, чтобы проследить динамику его изменения в разных городах России. Поэтому мы занялись поиском эмпирической базы самостоятельно. Исследование истории сети всегда связано, во-первых, с изучением технологических возможностей, доступных на конкретной территории. Во-вторых, с тем, какими социальными медиа пользуются люди, как именно и почему? Так появляется возможность обнародовать многие скрытые процессы. Например, активность немейнстримных локальных сообществ, субкультур. Интернет может сильно отличаться от контекста к контексту. Мы рассмотрим это на примере военного города в Московской области – Краснознаменска.
Мы выяснили, что в середине 1990-ых годов интернет в городе существовал в виде локальной сети. Доступ к ней был у 20-50 «продвинутых пользователей» – студентов технических специальностей. В свободное время они играли в компьютерные игры по сети. Так образовалось маленькое сообщество, которое стало похоже на прототип первых онлайн-форумов, групп и пабликов в современных социальных медиа. Для нашего респондента – Сергея Федорова – остро стоит вопрос связи современных интернет-пользователей с реальным миром. Он считает, что в 90-х пользователи умели абстрагироваться от сети, потому что результаты онлайн-сражений всегда обсуждались в офлайн-беседе. По его мнению, сегодня социальные сети начали заменять реальную жизнь.
Я впервые попал в интернет в 1993 году, когда писал диплом с использованием компьютерного редактора «Слово и дело». В свободное время развивал навыки программирования. Программное обеспечение было, конечно же, нелицензированное. Через год я вышел на работу: разрабатывал и продавал программы, начал сотрудничать с американской фирмой IBM.
В 90-х не существовало Google и Яндекса. Сайты можно было найти только по конкретным адресам или использовать каталогизаторы – прото-поисковики типа Rambler.ru. Они были больше похожи на доску объявлений. Если IT-специалист решил продвинуть свой ресурс, то он связывался с представителем каталогизатора. Только тогда его сайт опубликовывали на «доске объявлений». По умолчанию на ней ничего не появлялось – не было соответствующих алгоритмов. Кстати, первыми поисковиками стали Аltavista и Rambler. Но ресурсов было мало и все они были текстовые: картинок почти не было, о видео и речи не шло.
Я использовал интернет, чтобы искать информацию по программированию – печатных книг на русском языке не существовало. Мы часами выкачивали отсканированные англоязычные материалы из интернета. Еще мы играли в сетевые игры по локальной сети, которую организовали мои знакомые. За ее использование платили в районе $10грамо в месяц.
Для участия в игре делали вступительный взнос, играли на убывание. Чемпионаты были как индивидуальные, так и командные. Победители получали небольшие деньги. После игры мы выходили прогуляться и обсудить бой. В нашей коммуникации существовало не только виртуальное, но и живое общение. Это сейчас сеть разошлась по всему миру: интернет-друзья живут в разных городах, странах. А тогда мы жили рядом – маленьким игровым сообществом. На всю сеть было от 20 до 50 пользователей.
Пользователи локального интернета общались в клубах по интересам. Например, существовало общество любителей музыки Hi-Fi. На форумах продавали специфические товары, соответствующие интересам локальной группы. Но в 2005 году я провел персональный интернет, который не нужно было делить на всех. Тогда у меня полностью пропал интерес к локальной сети – она потеряла свою актуальность. Моя самая большая радость от возможностей глобального интернета заключалась в том, что появились интернет-магазины. Можно было посмотреть или купить товар, не выходя из дома.
Интернет глобален именно тем, что существует локально: в городах, странах и культурах. Мы, люди, наполняем его содержанием. Но смысл каждого действия в сети не так очевиден, как кажется. Его нельзя обнародовать одной лишь статистикой: количеством просмотров ролика или репостов твита. Чтобы понять, какой смысл пользователи придают практикам в интернете, нужно изучать локальные явления. Тогда становится понятно, почему интернет меняется глобально. Мы начинаем понимать его как динамичное явление – не отдельное от офлайна, а тесно связанное с ним.
Интернет в России – разный. Где-то он был нужен для образования или становился частью бизнеса, гражданского активизма. История создания интернета не сводится к отцам-основателям, которые провели его из Америки. Обращение к истокам позволяет видеть интернет комплексно: он состоит из проводов, тарифов, инициативных проектов, форумов, утопий, наших собственных постов и истории пользовательской жизни. Посмотреть не на феномен большого явления, а признать его сложность, увидеть, что происходило в Воронеже или Лобне, у женщин или в подростковых тусовках – это экспериментально-интересно. Такой подход позволяет лучше понять происходящее в сети сегодня. Интернет большой не потому, что глобальный, а потому, что разнообразный.
Курс позволяет соотнести свой собственный опыт серфинга в интернете с тем, что мы видим в нём как профессионалы и исследователи. Ведь часто интернет в быту и интернет в исследовании – понятия далекие друг от друга. Но как можно изучать что-то далёкое и такое близкое одновременно? Курс даёт для этого инструменты и методы: ведение исследовательского дневника, использование историко-антропологического подхода.
Яна Олейник