• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
От телеграфа к "Телеграфу": опыт внедрения новой цифровой платформы в агентстве ТАСС

Зеленцов М. В.

В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Этические проблемы во время съемок документального кино: как не навредить себе и окружающим?

Студенты 4 курса Журналистики рассказали об опыте продакшена на курсе «Авторское документальное кино: основы режиссуры» Юрия Бурцева. Режиссер документального кино прежде всего должен позаботиться о создании экологичной среды для съемочной группы и героев фильма. Мы попытались выстроить диалог об этических проблемах, которые подстерегают неравнодушных к документалистике.

Этические проблемы во время съемок документального кино: как не навредить себе и окружающим?

© Pixabay

Бурцев Юрий Аркадьевич
Старший преподаватель Департамента медиа

Жизнь, как она есть

Однажды, снимая фильм о возвращении исторической памяти, я столкнулся с просьбой героя не оставлять в итоговом варианте кадры, где он рыдает. Он считал, что это помешает созданию портрета человека, уверенного в своих устремлениях, но я оставил.

Герои фильмов часто живут в сложных обстоятельствах. Например, персонажам «Дня шахтера» Грязева элементарно не хватает денег на еду. Герои фильма могут находиться в таких обстоятельствах, когда они стреляют в других людей, чтобы выжить. Например, в «Своей Республике» Алены Полуниной или в «Аэропорте Донецк» Андрея Ерастова. Если обычный житель столицы окажется в экстремальных обстоятельствах, в которые его помещает документалист, то ему, возможно, захочется покинуть зону дискомфорта. Возможно, сердобольный обыватель захочет помочь персонажу фильма. Тогда он тут же рискует стать героем кино или разрушителем всего замысла. Проблема этики в документальном кино – одна из главных для автора.

Драматургия классической драмы действия требует от героев принятия решений именно в критических обстоятельствах. Они вынуждены жить в кадре – так и развивается динамика фильма, формируется образ, раскрывается тема произведения. Вмешательство автора в ткань жизни может изменить характер действия. Наша профессия обязывает наблюдать, а не менять обстоятельства жизни персонажей. Герц Франк, один из столпов документального кино, снял свою десятиминутную работу о взрослении скрытой камерой. Камера находится в очень личном, почти интимном пространстве. И вроде как мы не должны подглядывать за частной жизнью, но это великое кино. Образец осмысления факта реальности.

Бывают ли ситуации-исключения? Думаю, да. Но каждый автор самостоятельно решает, когда и насколько он вторгается в чужую жизнь. В фильме «Антон тут рядом» автор входит в кадр, принципиально меняя обстоятельства жизни героя. Он сознательно становится частью социально-психологического эксперимента – очень тяжелого и глубоко-личного для обоих. Автору надо быть органичным персонажем, чтобы не разрушить ткань фильма, оставаясь при этом самим собой. В драме присутствие автора может вызывать раздражение и ощущение «обмана», потому что показывают как бы спровоцированный сюжет. В публицистическом жанре такой прием зритель наоборот воспринимает как норму. Поэтому фильмы Елены Погребижской мы смотрим как фильмы, близкие к телевизионной журналистике. Автор здесь воспринимается как публицист, который задает вопросы, ведет повествование.

Великий режиссер Виктор Косаковский в фильме о семейных тайнах и судьбах людей «Среда» снимает сцену смерти своей матери. Кадры являются кульминацией фильма. Тайна жизни остается тайной со смертью персонажа. Рассказывать историю в обстоятельствах не только жизни, но и смерти родных, – творческая смелость. Документалистика не знает других способов говорить о вечных проблемах и темах, как ни через героев, чьей жизнью мы живем. Кстати, именно поэтому героями первых этюдов и фильмов студентов становятся родные и друзья.

Деньги как средство производства

Российские авторы-продюсеры чаще зарабатывают на производстве фильмов, а не на их прокате. Эту систему поддерживают различные грантовые программы. Ведь у неигрового кино невысокая популярность среди массового зрителя, даже если речь идет о признанных мировых шедеврах. Но еще есть авторский кинематограф, а это зона совсем рискованных экономических отношений, где авторы снимают фильмы практически за свой счет. Есть ли выход из этой ситуации? Кажется, да. Сейчас на стриминговых платформах растет просмотр документальных лент. Поэтому есть шанс, что телеканалы, как основные заказчики продукта, отойдут на второй план. Современное телевидение, обремененное редакционной политикой и находящееся в постоянной погоне за рейтингами, с трудом поспевает за возможностями, которые для документального кино открывает интернет. Постепенно вдумчивая аудитория перейдет на просмотр документального фильма в кинотеатре. Спрос, как известно, порождает предложение. Но сейчас, кажется, это не самый прибыльный бизнес.


Дмитрий Маевский
студент Журналистики, снял короткометражный фильм-размышление, антропологическое исследование «Вы что, хотите как в рекламе?»

У меня был экспериментальный фильм о рекламе 1990-х гг. Я использовал рекламные ролики того времени, которые нашел на ютубе. Далее накладывал на них озвученные комментарии, которые оставили пользователи под этими роликами. Меня зацепило, что реклама, будучи информационным мусором, сегодня вызывает чувство ностальгии и приятные воспоминания. Вот так сильно она внедрилась в культурный код нескольких поколений, которые впервые увидели рекламу на ТВ именно в девяностые, ведь в СССР не было рекламы. Также я использовал вставки с лидерами общественного мнения, например, с журналистом Владом Листьевым. Это позволило порассуждать о роли телевидения в целом. Формально фильм о рекламе, но на деле это попытка разговора о ценностях: семье, молодости, детстве. Это исследование времени. Сегодня про девяностые говорят достаточно однобоко, но, если посмотреть содержание комментариев, которые я использовал, открывается другая перспектива. Поэтому больше всего я боялся наврать, ведь я родился в самом конце 90-х – в 1999 году. Это была моя главная этическая проблема. Но я показывал фильм разным поколениям: людям чуть старше меня, 30+, 50+. У всех было узнавание, поэтому, кажется, я не наврал. Но сам фильм требует доработки, чтобы говорить о его дальнейшей судьбе. Да, я хочу быть режиссером, но скорее игрового кино. Все равно настоящее хорошее кино должно отражать реальность, должно быть правдивым, поэтому не вижу смысла загонять себя в рамки. За документалистику возьмусь, если будет история, которая меня действительно зацепит, и ее можно будет показать только инструментами документального кино.


Яна Олейник
студентка Журналистики, сняла пилот к документальной драме «Дедушка»

Я снимала пилот к документальной драме о взаимоотношениях после семейной трагедии – паралича у дедушки. Фильм о том, как важно, чтобы жизнь строилась на чем-то фундаментальном: людях и традициях. Так грустно – всего лишь один человек может стать связующим звеном между прошлым и будущим для членов семьи. Философия моего фильма должна остаться в том эмоциональном опыте и переживании, который приобретает зритель в процессе просмотра. У аудитории должен родиться закономерный вопрос: имеем ли мы право радоваться жизни после ухода близкого человека? На этапе написания сценария я боялась, что все пойдет не по плану, ведь здесь замешаны и непредсказуемая реакция близких, и наши личные взаимоотношения с мамой и бабушкой после съемок. Как бы не исказить действительность? Как бы чего лишнего не спросить во время интервью? Как бы окончательно не испортить наши отношения? В итоге я сняла нужные эпизоды. Но чтобы избежать проблем, мы с мамой договорились, что не будем показывать фильм ни бабушке, ни кому-либо еще из родственников. Так я и решила самую главную этическую проблему, стоявшую передо мной, как перед автором, продюсером и сценаристом.


Екатерина Кожанова
студентка Журналистики, сценарист фильма-эксперимента «Мадонны»

Мы запланировали съемки фильма про эксплуатацию детей в бизнесе попрошайничества. «Мадонны» – картина про женщин с младенцами, которые просят подаяния. В сценарии мы делали акцент на символический образ ребенка на руках, который никогда не кричит, а ведь это ненормальное для него состояние. Дети попрошаек – тихони, потому что зачастую накачены наркотическими препаратами и находятся на грани жизни и смерти. Я взялась за эту тему, потому что работала PR-директором в благотворительном проекте «Открой глаза» ВШЭ. К сожалению, съемки не состоялись. Во-первых, курс поставили в конце октября – это несезон для бизнеса. Обычно попрошайки работают летом: я стабильно встречала их на Покровке и Курском вокзале. Во вторых, можно наткнуться на того, кто присматривает за «Мадонной». Это может быть как сотрудник полиции, так и любой другой крепкий мужчина, который не будет мирно решать вопросы. Когда две двадцатилетние девчонки собираются снимать такой фильм без охраны, это опасно. Даже зная, как действовать: не давать подаяние, вызвать сотрудника полиции или органы опеки – все равно страшно. Идея фильма заключалась в том, чтобы провести социальный эксперимент. Мы должны были поступить по регламенту и проверить, как поведут себя органы государственной власти. Приедут или нет? Что скажут? Будут ли реагировать на нас прохожие? Мы планировали заснять весь процесс.


Нина Векуа
выпускница Медиакоммуникаций, сняла короткометражный анимационный фильм «1992 и после» в качестве дипломной работы

Недавно я защитила диплом на тему создания анимационного документального фильма. Во многом мой выбор был результатом того, что ранее я прошла курс Юрия Аркадьевича. Выбор курса, как особенно явно понимаю сейчас, был одним из лучших решений, которые я приняла за всю свою университетскую жизнь. За короткий срок нас максимально глубоко погрузили в мир документалистики: просмотр фильмов, чтение текстов, дискуссии, решение внутренних конфликтов в процессе съемок, постоянное состояние поиска и наблюдения. Ты не просто документируешь реальность, а притворяешь ее в художественный материал. Ты вынужден выходить из зоны комфорта, погружаться в чуждые миры, вплотную соприкасаться с не всегда симпатичными реалиями жизни. Если вы готовы анализировать происходящее вокруг и много рефлексировать, то курс вам однозначно подойдет.


Рамиля Гюльмамедова, Яна Олейник