Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
40 бюджетных мест
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
40 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
200 платных мест
10 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
7 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
65 бюджетных мест
50 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
20 платных мест для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
13 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
5 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
70 платных мест
2 платных места для иностранцев
Davydov S. G., Sharikov A., Eremina A. et al.
Cham: Springer, 2023.
Зеленцов М. В., Ачето Т. О.
Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023.
In bk.: Russiagate Revisited: The Aftermath of a Hoax. NY: Palgrave Macmillan, 2023. P. 225-247.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Факультет довузовской подготовки (ФДП) готовит абитуриентов к поступлению в Вышку. Как он устроен? Какие люди тут преподают и учатся? Как сюда попасть, и главное – что полезного для себя можно извлечь? Мы поговорили с учениками, выпускниками и куратором Журналистики и Медиакоммуникаций ФДП.
Как абитуриенты Журналистики и Медиакоммуникаций могут подготовиться к поступлению на ФДП?
У нас учатся ребята 10 и 11 классов. Для десятиклассников есть программа «Основы журналистики и медиакоммуникаций». Она направлена и на профориентацию, и на подготовку к поступлению. Сюда приходят ребята, которые интересуются медиа, у кого есть желание высказываться, есть креативный и творческий потенциал, но они точно еще не знают, в какую бы профессию хотели пойти. Поэтому мы взяли такую развилку: журналистика и медиакоммуникации. Уже в процессе, пробуя разное, ребята определяются. Задача этой программы – помочь понять, в каком направлении хочется учиться, с каким внутренним мотивом, как связаны технологии и твой мир, твоя система координат, ведь одно дело – быть пользователем медиа, а другое – жизнь этому посвятить, сделать своей профессией.
У 11 класса две программы – «Основы журналистики» и «Основы медиакоммуникаций». Профориентационный потенциал всегда есть у каждой программы, но 11 класс уже больше направлен на подготовку к ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям).
Чему школьники учатся на этих программах?
У нас модульная система. Темы каждый год немного меняются, так как сфера медиа развивается. Но основные направления для журналистов – медиаграмотность, работа с текстами, журналистские и медийные проекты, подготовка к собеседованию. Для медиакоммуникаций – тоже медиаграмотность, основы работы с видеоконтентом, мультимедийный проект и базовый модуль о продюсировании в медиа.
Занятия проводятся один раз в неделю, по две университетские пары. У нас есть очные группы, есть дистанционные, в которых, кстати, занимаются и ребята из других регионов, и те, кто имеет возможность приезжать, но сам выбирает такой формат. Это интересная тенденция, за которой мы пристально следим. В прошлом году у нас поступали ребята, которые полный год учились удалённо – и нормально поступали, особой разницы мы не заметили. Ребята из дистанционной группы даже умудряются дружить.
Каков финальный результат обучения в идеале?
Идеальный результат – человек, который определился, что ему нравится, чем он точно хочет заниматься, в итоге поступит в университет и будет прекрасно учиться.
Можно сказать, что это способ раньше определиться с профессией. У Вышки сейчас много возможностей персонифицировать свою программу – это и курсы по выбору, и профиль на программе, и майноры. Как не растеряться? Наши слушатели-школьники уже многое умеют. Есть больше шансов, что в бакалавриате они начнут выстраивать уже свою индивидуальную траекторию. Чем раньше этот трек возникает, тем он перспективнее и стабильнее, что называется, "с корнями".
Мы никак не отбираем ребят. Двери ФДП всегда открыты. Тебе нравится медиа? Приходи, попробуй. Я как преподаватель знаю, что нет хуже студента, чем тот, который уже в процессе обучения понял, что "это не его". А если человек точно знает, что выбрал верное направление, то в обучении больше смысла, энергии.
получили выпускники ФДП-Медиакоммуникации на вступительном испытании в 2021 году, чем школьники без довузовской подготовки (77 баллов против 62).
получили выпускники ФДП-Журналистика на вступительном испытании в 2021 году, чем школьники без довузовской подготовки (81 баллов против 69).
В первую очередь ФДП помогает перестать плавать в теории. Ты понимаешь, как журналистика работает, как она развивалась. Проще становятся курсы вроде истории журналистики, потому что появляется "Я знаю"-момент, легче пишутся олимпиады и эссе. Что запомнилось с курсов больше всего? Наверное, второй модуль, который у меня вела прекрасная преподавательница Лида Калоева. Если у вас ведёт она, то на каждом занятии у вас будут кейсы, интерактив. Лида готовила вообще ко всему: и к Вышке, и к жизни, и к олимпиадам, и к другим вступительным, всегда советовала, что почитать еще, если вам не хватает материалов.
ФДП – это быстрый, довольно интенсивный курс, ты к концу чувствуешь, что более уверен в себе. Плюс каждый там проводит свой формат вступительных, какие-то пробники, а некоторых преподавателей можно встретить и в приёмной комиссии.
Я ходил сразу на несколько курсов ФДП, и на каждом к изучаемому предмету был уникальный подход. Например, на русском у нас каждый модуль были специальные книги с правилами и практическими заданиями. На курсе по подготовке к Медиакоммуникациям мы готовили проекты, которые потом вошли в мое портфолио. На первом модуле мы с Романом Абрамовым учились делать мультимедийные лонгриды, что впоследствии очень помогло мне при разработке лонгрида для конкурса «Высший пилотаж», в котором я стал призером. Я также ходил на литературу, которую нам преподавала замечательная Анастасия Андреевна Тулякова, которая всегда давала развернутые комментарии к нашим эссе. На лекциях же мы очень подробно разбирали каждое произведение.
Поскольку актёрством я занимаюсь очень давно (работаю в Московском государственном Театре Луны), хотелось попробовать себя в качестве режиссёра. И мне это удалось. У нас было одно задание – снять документальный этюд, в котором я испытал себя в роли оператора, режиссёра и монтажера. Похожие задания у нас были и в начале второго курса на моей программе. Анализ прошлых ошибок и полученные навыки очень помогли мне и моей команде при работе над проектом.
Если вы привыкли пахать, вам нравится получать новые знания и вы готовы успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВШЭ, тогда смело записывайтесь на курсы ФДП. Обязательно выбирайте не менее двух предметов, чтобы у вас была возможность поучаствовать в рейтинге. И помните, ваше место в рейтинге и соответственно возможная будущая скидка напрямую зависят от интенсивности вашей работы и вашей усердности.
На парах в группе чувствую себя прекрасно, поскольку я человек коммуникабельный и обожаю взаимодействовать с новыми людьми. А за полгода одногруппники стали для меня достаточно близкими людьми.
Что нового я узнала во время обучения? Всё, что связано с журналистской работой – откуда берутся новости, о системе перевернутой пирамиды, о том, какая должна быть композиция в статье, что такое медиа, трансмедиа, ньюсмейкер, фактчекинг... Очень хочу поступить во ВШЭ на Журналистику. Надеюсь, что все получится. Нужно много сил и терпения, но мы знаем, что терпение и труд все перетрут.
Атмосфера, как и везде, может сложиться по-разному, в группе люди делятся на небольшие компании в зависимости от интересов и целей. Я чувствую себя комфортно – может, потому что учусь второй год на ФДП. Преподаватели все разные – на каких-то парах очень весело, после других можешь сильно устать. Новым было всё! Начиная от съемки кино, изучения медиаграмотности, заканчивая созданием мультимедийного лонгрида. Очень хочется поступить в Вышку на Медиакоммуникации.