Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
125 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2024.
В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Факультет довузовской подготовки (ФДП) готовит абитуриентов к поступлению в Вышку. Как он устроен? Какие люди тут преподают и учатся? Как сюда попасть, и главное – что полезного для себя можно извлечь? Мы поговорили с учениками, выпускниками и куратором Журналистики и Медиакоммуникаций ФДП.
Как абитуриенты Журналистики и Медиакоммуникаций могут подготовиться к поступлению на ФДП?
У нас учатся ребята 10 и 11 классов. Для десятиклассников есть программа «Основы журналистики и медиакоммуникаций». Она направлена и на профориентацию, и на подготовку к поступлению. Сюда приходят ребята, которые интересуются медиа, у кого есть желание высказываться, есть креативный и творческий потенциал, но они точно еще не знают, в какую бы профессию хотели пойти. Поэтому мы взяли такую развилку: журналистика и медиакоммуникации. Уже в процессе, пробуя разное, ребята определяются. Задача этой программы – помочь понять, в каком направлении хочется учиться, с каким внутренним мотивом, как связаны технологии и твой мир, твоя система координат, ведь одно дело – быть пользователем медиа, а другое – жизнь этому посвятить, сделать своей профессией.
У 11 класса две программы – «Основы журналистики» и «Основы медиакоммуникаций». Профориентационный потенциал всегда есть у каждой программы, но 11 класс уже больше направлен на подготовку к ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям).
Чему школьники учатся на этих программах?
У нас модульная система. Темы каждый год немного меняются, так как сфера медиа развивается. Но основные направления для журналистов – медиаграмотность, работа с текстами, журналистские и медийные проекты, подготовка к собеседованию. Для медиакоммуникаций – тоже медиаграмотность, основы работы с видеоконтентом, мультимедийный проект и базовый модуль о продюсировании в медиа.
Занятия проводятся один раз в неделю, по две университетские пары. У нас есть очные группы, есть дистанционные, в которых, кстати, занимаются и ребята из других регионов, и те, кто имеет возможность приезжать, но сам выбирает такой формат. Это интересная тенденция, за которой мы пристально следим. В прошлом году у нас поступали ребята, которые полный год учились удалённо – и нормально поступали, особой разницы мы не заметили. Ребята из дистанционной группы даже умудряются дружить.
Каков финальный результат обучения в идеале?
Идеальный результат – человек, который определился, что ему нравится, чем он точно хочет заниматься, в итоге поступит в университет и будет прекрасно учиться.
Можно сказать, что это способ раньше определиться с профессией. У Вышки сейчас много возможностей персонифицировать свою программу – это и курсы по выбору, и профиль на программе, и майноры. Как не растеряться? Наши слушатели-школьники уже многое умеют. Есть больше шансов, что в бакалавриате они начнут выстраивать уже свою индивидуальную траекторию. Чем раньше этот трек возникает, тем он перспективнее и стабильнее, что называется, "с корнями".
Мы никак не отбираем ребят. Двери ФДП всегда открыты. Тебе нравится медиа? Приходи, попробуй. Я как преподаватель знаю, что нет хуже студента, чем тот, который уже в процессе обучения понял, что "это не его". А если человек точно знает, что выбрал верное направление, то в обучении больше смысла, энергии.
получили выпускники ФДП-Медиакоммуникации на вступительном испытании в 2021 году, чем школьники без довузовской подготовки (77 баллов против 62).
получили выпускники ФДП-Журналистика на вступительном испытании в 2021 году, чем школьники без довузовской подготовки (81 баллов против 69).
В первую очередь ФДП помогает перестать плавать в теории. Ты понимаешь, как журналистика работает, как она развивалась. Проще становятся курсы вроде истории журналистики, потому что появляется "Я знаю"-момент, легче пишутся олимпиады и эссе. Что запомнилось с курсов больше всего? Наверное, второй модуль, который у меня вела прекрасная преподавательница Лида Калоева. Если у вас ведёт она, то на каждом занятии у вас будут кейсы, интерактив. Лида готовила вообще ко всему: и к Вышке, и к жизни, и к олимпиадам, и к другим вступительным, всегда советовала, что почитать еще, если вам не хватает материалов.
ФДП – это быстрый, довольно интенсивный курс, ты к концу чувствуешь, что более уверен в себе. Плюс каждый там проводит свой формат вступительных, какие-то пробники, а некоторых преподавателей можно встретить и в приёмной комиссии.
Я ходил сразу на несколько курсов ФДП, и на каждом к изучаемому предмету был уникальный подход. Например, на русском у нас каждый модуль были специальные книги с правилами и практическими заданиями. На курсе по подготовке к Медиакоммуникациям мы готовили проекты, которые потом вошли в мое портфолио. На первом модуле мы с Романом Абрамовым учились делать мультимедийные лонгриды, что впоследствии очень помогло мне при разработке лонгрида для конкурса «Высший пилотаж», в котором я стал призером. Я также ходил на литературу, которую нам преподавала замечательная Анастасия Андреевна Тулякова, которая всегда давала развернутые комментарии к нашим эссе. На лекциях же мы очень подробно разбирали каждое произведение.
Поскольку актёрством я занимаюсь очень давно (работаю в Московском государственном Театре Луны), хотелось попробовать себя в качестве режиссёра. И мне это удалось. У нас было одно задание – снять документальный этюд, в котором я испытал себя в роли оператора, режиссёра и монтажера. Похожие задания у нас были и в начале второго курса на моей программе. Анализ прошлых ошибок и полученные навыки очень помогли мне и моей команде при работе над проектом.
Если вы привыкли пахать, вам нравится получать новые знания и вы готовы успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВШЭ, тогда смело записывайтесь на курсы ФДП. Обязательно выбирайте не менее двух предметов, чтобы у вас была возможность поучаствовать в рейтинге. И помните, ваше место в рейтинге и соответственно возможная будущая скидка напрямую зависят от интенсивности вашей работы и вашей усердности.
На парах в группе чувствую себя прекрасно, поскольку я человек коммуникабельный и обожаю взаимодействовать с новыми людьми. А за полгода одногруппники стали для меня достаточно близкими людьми.
Что нового я узнала во время обучения? Всё, что связано с журналистской работой – откуда берутся новости, о системе перевернутой пирамиды, о том, какая должна быть композиция в статье, что такое медиа, трансмедиа, ньюсмейкер, фактчекинг... Очень хочу поступить во ВШЭ на Журналистику. Надеюсь, что все получится. Нужно много сил и терпения, но мы знаем, что терпение и труд все перетрут.
Атмосфера, как и везде, может сложиться по-разному, в группе люди делятся на небольшие компании в зависимости от интересов и целей. Я чувствую себя комфортно – может, потому что учусь второй год на ФДП. Преподаватели все разные – на каких-то парах очень весело, после других можешь сильно устать. Новым было всё! Начиная от съемки кино, изучения медиаграмотности, заканчивая созданием мультимедийного лонгрида. Очень хочется поступить в Вышку на Медиакоммуникации.