Команда проекта факультета коммуникаций, медиа и дизайна «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации» представила виртуальный показ космической моды будущего «Небесные тела» (Cosmic bodies). Cosmic body (небесное тело) — научное понятие, означающее астрономический объект (планеты, астероиды, метеориты и др.). Одновременно с этим cosmic body в этом шоу — метафора новой, космической телесности. Модный подиум в окружении парящих небесных тел и модели-аватары сами стали «космическими телами».
Идея модного показа на космическую тему возникла в проекте не случайно. Его участники, сотрудники Департамента медиа и Школы дизайна, регулярно проводят секцию «Космос и мода» в рамках ежегодных конференций «Медиакосм» в Музее космонавтики, публикуют научные статьи о влиянии астрокультуры на фэшн-индустрию. Мода предлагает свое видение проблемы освоения космоса — как концептуальное, эстетическое, так и практическое.
Над цифровым показом работали студенты магистерской программы «Мода» Анастасия Козлова и Вадим Хуснутдинов под кураторством преподавателя Школы дизайна ВШЭ Валерии Тухановой.
Евгения Ним, доцент департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, руководитель проекта «Космос в медиакультуре»
Мы ищем разные языки популяризации космической тематики. И виртуальная мода — один из таких языков, доступный и эффектный. Это не просто фантазийное шоу с аватарами в одежде будущего, это история об освоении внеземных пространств. Инопланетные пейзажи, модели-киборги, текстуры и стилистика их необычных одеяний — все это будит не только воображение, но и интерес к реальной космонавтике. Как изменится телесность человека за пределами Земли? Человек ли вообще колонизирует космос или это будут роботы и “репликанты”? Чем станет одежда в жизни поселенцев на других планетах? Было очень интересно наблюдать, как идея виртуальной астромоды воплощается в этом показе. Наши молодые коллеги из Школы дизайна замечательно справились со своей задачей.
Людмила Алябьева, доцент Школы дизайна, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну, шеф-редактор журнала «Теория моды», участница проекта «Космос в медиакультуре»
С одной стороны, в моде время от времени появляются ставшие привычными с 1960-х отсылки к космической теме: это может проявляться на уровне образности, силуэта, цвета и фактуры. С другой, сегодня, когда космический туризм стал пусть еще эксклюзивной, но реальностью, не за горами круизные коллекции, да и просто отпускные гардеробы, ориентированные на космических путешественников. Отсутствие земного притяжения и прочие космические реалии станут новыми вызовами для дизайнеров, которым вот-вот будет предложено не пофантазировать на тему космоса, но создать реально работающую во внеземных условиях одежду.
Мне очень понравилось, с каким азартом дизайнеры брались за реализацию все новых и новых идей, которые возникали во время обсуждения проекта, и как в процессе первоначальная задумка значительно трансформировалась и усложнилась, превратившись в гораздо более яркое и качественное высказывание.
Космический цифровой модный показ дал дизайнерам возможность реализовать больше идей по сравнению с традиционным модным дефиле. В digital-среде стало реальным задать свои условия гравитации, заставить вещь «лететь», не соприкасаясь с телом. Космическая digital-мода позволила достичь эффекта невесомости, в реальности возможного только за счет использования дополнительных конструкций.