К концу четвёртого модуля надвигается пора не только летней сессии, но и сдачи курсовых и дипломных работ. Студенты Департамента медиа поделились опытом в этой сфере студенческой жизни, а Евгения Генриевна Ним, доцент Департамента медиа и координатор НИСов (научно-исследовательских семинаров), объяснила, зачем все студенты пишут научные работы.
В чем цель написания курсовых работ?
Курсовые работы – это возможность сделать полноценный исследовательский или творческий проект, последовательно осмысляя все этапы его подготовки. Это протяжённый во времени процесс, который развивает навыки работы с научной литературой, теоретическими подходами, эмпирическими методами. Полученные вами результаты либо обогащают теорию медиа, какую-то область медиаисследований, либо дают что-то полезное и уникальное для медиаиндустрии, то есть имеют практическую ценность. Это, конечно, в идеале. В реальности прежде всего нужно выполнить определённые квалификационные требования. У нас на втором курсе все студенты пишут академические курсовые, а на третьем уже есть возможность выбора: это может быть и проектная работа, где на выходе какой-то медиапродукт (подкаст, мобильное приложение, документальное кино и др.). Но и в случае с проектными курсовыми нужно уметь подвести под них теоретическую базу, сделать аналитику рынка и аудитории. На третьем курсе написание курсовых работ привязано к тематическим НИСам – выбираешь наиболее близкий к тематике своей КР научно-исследовательский семинар и делаешь там определенные задания, которые помогают продвигаться с курсовой. Например, я с коллегой из РГГУ Александрой Владимировной Тарасовой веду НИС по медиакультуре Восточной Азии. У нас собрались фанаты манги, аниме, k-pop, и мы отлично сочетаем приятное с полезным. Поэтому, помимо всяких правильных слов о важности курсовой, добавлю еще – получение удовольствия! Выбирайте тему, которой душа радуется, и тогда курсовая не будет тяжким грузом, который нужно со скорбным видом тащить до дедлайна.
Почему финалом обучения в вузе становится именно написание диплома, а не экзамены?
Мы сами отказались от госэкзаменов на бакалавриате прежде всего из-за пандемических ограничений, и это считается временным решением. Однако если и будет возврат к госам – то не в прежнем формате, когда студентам требовалось выучить больше сотни вопросов, охватывающих с десяток дисциплин. Конечно, госы помогают систематизировать полученные знания и восполнить недополученные, так как нередко студенты осваивают только ту часть курса, по которой готовили задания. Но сам подход, основанный на ценности запоминания больших объемов информации, требует ревизии. Дипломная работа – это совсем другая история, понятная и работодателям тоже. ВКР дает возможность продемонстрировать завершенный продукт, исследовательский или творческий. И по этому продукту виден уровень достигнутого за все годы обучения в университете мастерства, профессионализма.
Как это пригождается в профессии?
Работа над курсовыми и дипломами в любом случае формирует мягкие скиллы – ваши поисковые, аналитические, коммуникативные, писательские, менеджериальные способности. Она также может прямо привести в какую-то компанию, сообщество, задать начальный вектор вашей карьеры, расширить круг социальных связей. Это по сути часть портфолио выпускника, и в этом смысле ресурс для поиска подходящего места работы, поступления в магистратуру или аспирантуру. Нередко бывает, когда во время написания ВКР студенты находят будущего работодателя или диплом пишется уже с учетом профессиональных интересов и работы в медиа. Но даже если так случилось, что тема вашего диплома оказалась мало связана с реальной практикой, ваши интеллектуальные усилия не пропадут даром. Книги, которые вы читали, люди, у которых вы брали интервью, места, где снимались ваши сюжеты, технологии, которые вы изучали, споры, которые вели со своим научником – всё это станет частью жизненного опыта, который не менее важен, чем узкопрофессиональные компетенции.
Ксения Репина
Студентка 2 курса Медиакоммуникаций.
Тема курсовой работы: «Нарративная структура и механизмы развития конспирологических теорий в российских интернет СМИ на примере теорий заговора о происхождении коронавируса»
«Во время пандемии было огромное количество новостей про коронавирус. Крутилось очень много информации о том, как появился этот вирус, как возник, как распространился и почему. И затем, когда появилась вакцина и получила массовое распространение, появилось множество сообщений о том, что это на самом деле не вакцина, а чипирование — одним словом, сказки. Я читала комментарии, видела лайки, репосты, видела, что люди, особенно по телевидению, обсуждали это, верили в подобные легенды.
Мне стало интересно, что заставляет людей принимать это за правду, что в этих текстах может управлять их мышлением, убеждать. Из-за этого я решила выбрать для изучения теории заговора, а конкретнее — тему ковидных заговоров. Далее у меня стоял выбор между платформами – интернетом и телевидением. Я выбрала первый вариант, поскольку в интернете больше информации, и её легче отслеживать, можно находить статьи от любых агентств и издательств, ранжировать их по времени, годам. Затем я уже более четко сформулировала свою тему и решила искать репрезентации именно в российских интернет-СМИ.
Наш НИС (научно-исследовательский семинар по написанию курсовой работы) вела Сапонова Анастасия Владимировна, и мне очень понравилось, как она объясняет материал и даёт развёрнутый фидбэк на письменные задания. Ещё я беспокоилась за структуру курсовой и её оформление — за это могут снять баллы, а Анастасия Владимировна уж точно понимала, как всё устроено. Я её спросила, интересует ли её идея про теории заговора, и она ответила, что очень даже. Оказалось, что она даже писала статьи на подобную тематику и могла бы мне помочь с теоретическими аспектами.
После выбора научных руководителей и одобрения тем студентам разослали график с датами, когда какие части нужно загружать. Если честно, сначала было очень непривычно, потому что помимо учебы, тебе ещё надо что-то параллельно изучать. Действительно случались периоды, когда по учебе была высокая нагрузка, а тебе ещё надо успевать к дедлайнам по курсовой работе. Но потом, когда я ко второму дедлайну начала писать теоретическую часть, начала читать больше литературы, следовательно, больше вовлеклась в тему, научилась совмещать и курсовую работу, и основную учебу.
Сейчас у меня готово введение и вся теоретическая часть. Теперь я анализирую тексты для эмпирической части, потому что в ней хотела делать фрейм-анализ. Для этого я читаю статьи из разных источников, выделяю фреймы. Фрейм — это то, какой скрытый смысл несёт в себе текст, с какой стороны раскрывает тему. Приведу конкретный пример из своей курсовой работы. В статье пишется, что британские и норвежские учёные доказали, что коронавирус произошёл искусственно, но они не дают ссылку на то, что эта статья уже была раскритикована другими изданиями и группами ученых. То есть, СМИ формирует определённое представление у читателей, которые, как правило, доверяют авторитетным британцам и норвежцам. Суть фрейм-анализа же заключается в том, чтобы выявлять эти фреймы, смотреть, насколько полно информация предоставлена читателю. Я провожу фактчекинг, проверяю надёжность источников, на которые ссылаются СМИ, и из этого делаю выводы, насколько бережно и честно издание относится к аудитории и какое мнение к у них старается сформировать».
Лана Кудашкина
Студентка 2 курс Журналистики
Тема курсовой работы: «Жанровые особенности True Crime сериалов от Netflix»
«Изначально я думала писать курсовую работу по таким российским проектам, как «Криминальная Россия» и «Следствие вели» с Леонидом Каневским, потому что я выросла на этих передачах. Мне хотелось понять с научной точки, почему зрения люди их любят. Но мой научный руководитель предложил взять немного другую тему. Мы нашли в научной литературе те вещи, которые сможем называть элементами жанра, уже по ним составили кодировочный лист. Сейчас по этим данным анализируем три выбранных сериала.
Научника я начала искать ещё в мае. Я хотела писать курсовую с преподавательницей, которая мне очень нравилась, но она посоветовала других преподавателей, работающих с моей темой. В августе мы договорились с одним из них, а потом у нас были созвоны, мы встречались для обсуждений очно — процесс идёт до сих пор.
Первую главу курсовой я сдала в первых числах апреля. Сейчас я делаю практическую часть, на основе которой буду писать вторую главу. Когда я только начала отсматривать сериалы, поняла, что у меня есть ошибки в таблице, в кодировках, что-то я не добавила, а что-то, наоборот, можно убрать, и вообще всё неудобно... В общем, первые минут семь сериала я смотрела, наверное, часа полтора. Уже потом работа пошла гораздо быстрее.
Помимо наблюдения за простым сюжетом нужно вносить данные в таблицу: есть ли музыкальное сопровождение, каковы особенности игры актёров, какие присутствуют способы репрезентации и передачи информации, что входит в кадр, какую играют роль второстепенные и скрытые персонажи. Я определяю, для чего это нужно, за какие скрытые ниточки у людей такие приёмы подёргивают.
Это очень интересно, однако крайне трудозатратно. Я выбрала слишком обширную тему — такую можно было бы и на диплом, наверное, взять. Но поживём — увидим».
Семён Корчин
Студент 3 курса Медиакоммуникаций
Тема курсовой работы: «Мужской и женский взгляд в современном жанровом кино 21 века»
«Я пришёл к своей научной руководительнице, Шулятьевой Дине Владимировне, в начале учебного года. Она вела у меня ещё на втором курсе и тогда поделилась идеей о феминистском прочтении кино. Я подумал, что это очень круто, и в этом году решил идти к ней. Правда, конкретной темы ещё не было — я просто сказал, что хочу работать с женским взглядом и с кино. Преподавательница предложила мне некоторые фильмы, помогла мне грамотно скомпоновать все аспекты и скорректировать тему.
Процесс написания курсовой работы у всех примерно похожий. В определенный день, согласно общему дедлайну, вносишь тему в ЛМС, которую должен одобрить твой научный руководитель. Её потом можно немного менять, но главное — прислать на согласование. Затем научник назначает тебе дедлайны, а ты присылаешь по ним написанные части работы. Чёткого графика может и не быть — в прошлом году у меня был только один жёсткий дедлайн: закончить курсовую к концу апреля.
В этом году мы встречались с моей научницей в январе, и до конца февраля я должен был составить план курсовой, библиографию, набрать эмпирический материал, то есть сами фильмы, на которые я собираюсь опираться при анализе. Поскольку у меня уже была идея, это не составило особого труда. Весь март и апрель я писал курсач. Он получился достаточно большим. А ещё в эти месяцы шёл самый разгар учебного процесса, и курсовая висела дамокловым мечом и никак не отменяла другие дедлайны.
Финальный день загрузки курсовой в ЛМС — 15 июня. До этого дедлайны в целом мягкие, но в твоих же интересах их придерживаться, чтобы у научника было время на проверку и внесение правок в твою работу. От исправлений зависит то, какую оценку ты получишь.
Чтобы встроить написание курсовой в процесс обучения, я выбирал конкретные дни, например, выходные, и работал в своём темпе. Но опять же всё зависит от обширности темы, потому что для некоторых нужно прошерстить огромное количество литературы, просто в неё закопаться. У меня как раз такая тема, потому что я пишу про феминистский взгляд. Зато в прошлом году я писал о мультфильмах — это тема не настолько академически широкая, и на курсовую было затрачено меньше времени.
Обычно самое сложное в курсовых и ВКР — это договориться с научниками, потому что хороших разбирают уже в конце августа, действовать надо быстро. Мне два года везло. Выбор руководителя обычно зависит от темы исследования. Нужно учитывать научный интерес человека, понимать, захочет ли преподаватель вести эту работу. Обычно выбирают или по рассказам знакомых, или по предметам, которые конкретный преподаватель вёл. Бывает такое, что предлагают не свою кандидатуру, а других руководителей, которые могут помочь в исследовании».
Алина Разумова и Лола Самеева
Студентки 4 курса Журналистики
Проектно-творческая ВКР: «Подкаст TRENDSPOTTING про социокультурные тренды в новых медиа»
Алина: «Мы с Лолой делаем подкаст TRENDSPOTTING про социокультурные тренды в новых медиа. И выбор такого формата не случаен: на втором году обучения у нас был обязательный курс по подкастингу с Сергеем Львовичем Корзуном. Там мы сформировали команду и создали три классных выпуска аудиопроекта «В Матрице». А самое главное — влюбились в процесс создания подкастов. Спустя какое-то время поняли, что мы очень даже хороши в этом деле. Мы всегда очень хотели свой проект, поэтому не собираемся оставлять TRENDSPOTTING на статусе «диплом», а будем дальше его развивать и улучшать. Подкаст будет доступен на всех аудио-платформах, а пока первый выпуск «Фейковые новости: почему мы склонны им верить и как можем их распознать?» можно послушать в VK и на Mave».
Лола: «Терапевтический поворот, новая маскулинность, фейки, культ счастья — почему эти тренды появились в определённое время, что они говорят о современных ценностях и как изменили нас? В подкасте мы изучаем эти вопросы, привлекая научные знания и экспертов из разных областей, например, из психологии, культурологии и социологии. Темы выбираем исходя из личного интереса и актуальной повестки. Мне нравится разбирать тенденции, которые связаны с психологией и поп-культурой. Тренды формируют нашу реальность, влияют на наше поведение и ценности. Поэтому важно понимать, как они рождаются и функционируют, чтобы критически их осмыслять. Мы хотим помочь слушателям лучше ориентироваться в информационном пространстве и сделать медиапотребление более безопасным и осмысленным».
Арина Коростелева