• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/125/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

125 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Менеджмент в СМИ

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Глава в книге
От телеграфа к "Телеграфу": опыт внедрения новой цифровой платформы в агентстве ТАСС

Зеленцов М. В.

В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Нейросети и журналистика: перспективы-опасности-прогнозы

На Зимней школе-2023 преподаватель ВШЭ, доцент, руководитель трека «Журналистика данных» Алексей Владимирович Новичков представил презентацию, подготовленную с использованием нейросети Stable Diffusion.

Нейросети и журналистика: перспективы-опасности-прогнозы

© Фото из архива А.В. Новичкова

 Попробуем разобраться, что такое нейросети, каковы их возможности и перспективы использования в журналистике?

Термин «нейросети» активно входит в наш повседневный лексикон, а тексты и изображения, созданные искусственным интеллектом, становятся ведущим трендом в коммуникациях. 

Нейросети являются одним из направлений в разработке систем искусственного интеллекта, при котором компьютерная программа работает по принципу нейронной сети живого организма. Главное отличие нейросети - это обучаемость системы, то есть способность действовать на основании предыдущего опыта, совершая с каждым разом все меньше ошибок. Обучение происходит либо путем алгоритмов или команд, заданных человеком, либо на основе накопленного опыта, то есть самостоятельно с опорой на ранее полученные данные.

Нейронные сети как правило применяют для классификации, прогнозирования, принятия решений, распознавания образов, анализа данных, позволяя автоматизировать многие процессы в бизнесе, медицине, маркетинге, производстве и других сферах. Наиболее успешно они справляются с теми задачами, где уже есть определенный накопленный объем релевантных данных и которые уже были решены иными способами. Принципиально новые задачи — это та область знаний, к которым нейросеть вряд ли будет способна когда-нибудь подступиться.

Фото из архива А.В. Новичкова

В журналистике на данный момент ведущей областью применения нейросетей является генерация контента. Как мы наблюдаем, обученные нейросети довольно неплохо справляются уже не только с текстовыми, но также с визуальными и видео креативами, определяя их тематику и в считанные минуты предлагая оригинальные результаты. Эти технологии позволяют журналистам сфокусироваться на содержании контента, а не на монотонном процессе его адаптации под разные форматы и аудитории, экономя время на поиск идей и их реализацию, а также уменьшают технические проблемы с модерацией площадок.

Нейросети быстро развиваются, но, очевидно, что журналистов вытеснят еще не скоро. Неспособность искусственного интеллекта к критическому мышлению, рефлексии, юмору позволяет авторам оставаться ценнейшим элементом в построении доверительных отношений со своим читателем.

Оценить перспективы использования искусственного интеллекта в журналистике нам помог преподаватель НИУ ВШЭ, доцент, руководитель трека «Журналистика данных» на Зимней школе-2023 Алексей Владимирович Новичков.

Новичков Алексей Владимирович
Институт медиа: Доцент

— Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей презентации трека «Журналистика данных»  с использованием нейросети Stable Diffusion.

— Идея презентации заключалась в перечислении различных тем, за которыми я рекомендовал бы следить в ближайшем будущем. Был выбран формат текстового блока в сочетании с изображениями. Мне показалось, что будет интересно подчеркнуть призрачность таких предсказаний изображениями, которые нарисовал искусственный интеллект. Все эти шестипалые персонажи, бредовые графики идеально отразили концепцию.

— С какими нейросетями вы уже успели поработать?

— Пока только со Stable Diffusion и тем набором, который устанавливается с IvokeAI. В ее использовании меня привлекает генерация несуществующих эскизов, пейзажей, создание безымённых портретов. Неудобно то, что когда всматриваешься в такие портреты или пейзажи, то замечаешь огрехи генерации. Сделать реалистичный имидж займет довольно много времени и экспериментов. Понимаю, почему уже формируется новая профессия — редактор запросов для искусственного интелелекта.

— Какие нейросети Вы бы уже порекомендовали использовать студентам в процессе обучения?

— Каждый новый искусственный интеллект будет мощнее. Вместе с этим он будет дорогим и иметь ограничение на коммерческое использование. Пока только опенсорсные проекты доступны пользователям без оплаты, из таких мне известен только Stable Diffusion. Он работает на локальном компьютере, что тоже существенный плюс, однако потребуется специальная видеокарта.

— Какие алгоритмы искусственного интеллекта применяются в журналистике уже сейчас? 

— В первую очередь, это анализ данных СМИ: кто, что и как читает или смотрит. Это можно сделать привычными алгоритмами, однако нейросети позволяют ускорить вычисления, хотя при этом выдают порой весьма приблизительные результаты. Для экспертного анализа это не подходит.

Что касается создания материалов, то скоро пройдёт момент, когда СМИ хвастались генеративными обложками или текстами. Искусственная генерация контента станет коммерческой тайной. Поэтому следить за новостями в этой области станет сложнее.

— Какие существуют опасности использования нейросетей в журналистике?

— В первую очередь — фейки. Анализируя без разбора массивы текстов в интернете, искусственный интеллект сталкивается с контентом активного большинства. Как результат — за достоверные данные вполне могут быть выданы стереотипы, массовые теории или слухи.

— Как использование нейросетей сказывается на процессе обучения и качестве образования? Положительно или отрицательно? Почему?

— Затрудняюсь ответить. С одной стороны, открытый доступ к знаниям даёт свободу образования. С другой — возможность без труда решить любую задачу негативно влияет на освоение материала. Человеку нужны трудности, чтобы крепче усвоить уроки. Лёгкий доступ к любому факту или быстрая генерация контента обесценивает процесс обучения и лишает мозг тренировки.

  — Чем дата-журналист отличается от обычного журналиста?

— Дата-журналист лучше умеет работать с данными. Это не значит, что остальным журналистам не нужно обладать этим навыком. И наоборот, это не значит, что дата-журналист работает только с датой. Чёткую границу сложно провести. Скорее можно сказать, что есть дата-журналистика и есть эксперты в этой области. Но все же это по-прежнему журналистика.

— Чем журналистика данных отличается от традиционных методов сторителлинга? 

— Методы сторителлинга едины. Они зависят не от объёма и сложности данных, а от аудитории и от контекста коммуникации. Если стоит задача привлечь, увлечь и объяснить, то методы будут те же самые, что в любой истории. Это связано с психологией восприятия больше, чем с тем, какое исследование лежит за историей.

— Как отличить текст, написанный искусственным интеллектом, от работы журналиста?

— Если коротко — никак. Если подумать, то эффект «зловещей долины» никуда не делся. Часть аудитории интуитивно будет чувствовать формальный подход к созданию контента, которым пропитана работа искусственного интеллекта. Сейчас это легко заметить. В будущем будет всё сложнее и сложнее. Но вот вам подсказка: человек ошибается и следует единому стилю изложения с большим трудом, что доказывает, например, этот текст.

Таким образом, как мы уже убедились, нейросеть все больше адаптируется к медиапространству, благодаря чему достигаются масштабные цели в более сжатые сроки с привлечением меньшего числа сотрудников. Сегодня искуственный интеллект и журналист успешно справляются со своими задачами, работая именно в тандеме. Нейросеть аккумулирует необходимую информацию, анализирует базы данных, готовит композиционно элементарную структуру текста. В свою очередь журналист контролирует процесс создания материалов, сделанных нейросетью: определяет фейки, выполняет фактчекинг, добавляет экспертное мнение. Главные качества человека в таком дуэте - это любознательность, открытость новому, готовность экспериментировать в совместной работе с искусственным интеллектом.

Дарья Кириллова,

1 курс магистерской программы «Медиаменеджмент» Института медиа НИУ ВШЭ