30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику».
Первое собственное пособие НИУ ВШЭ по данной теме подготовили сотрудники Института медиа и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.
Редактором-составителем и руководителем авторского коллектива выступил доцент Института медиа Михаил Зеленцов. Среди авторов «Введения в деловую журналистику» — первый заместитель главного редактора ТАСС Лана Самарина, экс-главред ИД «Коммерсантъ», советник генерального директора ТАСС Сергей Яковлев, заместитель руководителя экономической редакции РИА Новости (входит в медиагруппу «Россия сегодня») Ирина Андреева, руководитель отдела «Банки и финансовые рынки» ТАСС Маргарита Шпилевская, первый заместитель главного редактора Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) Дмитрий Щитов и руководитель экономической редакции ТАСС Евгения Соколова.
Эрнест Мацкявичюс, директор Института медиа
«Все, кто работает в журналистике, и кто ей когда-то учился, знают, насколько сложно создавать такие учебники. Медиаиндустрия меняется почти ежедневно, любое пособие мгновенно устаревает и перестает соответствовать запросам рынка. То, что мы держим в руках, — исключение. Это очень своевременная книга, многие студенты прочитают её с большой пользой для себя!»
Помимо теоретических выкладок и разработок, издание содержит конкретные рекомендации по работе в поле на основе реальных кейсов из рабочей практики авторов. Они отказались от академизма и тяжёлых блоков с экономической теорией, сконцентрировавшись на том, что нужно знать для крепкого старта в профессии. Инструкцию по проверке деловой информации, которую можно найти в пособии, написали сами студенты.
Олег Дмитриев, заместитель директора Института медиа
«Это пример того, как журналистика может рассказывать просто о сложном. В данном случае - о самой журналистике»
Каждый раздел «Введения в деловую журналистику» посвящён определённой экономической теме, и уже ведётся работа над вторым изданием и описанием новых отраслей, в том числе нефтегазовой журналистики. Всего учебников по данной теме в России два — и последний датируется 2012 годом. Многие темы, такие как работа в арбитражной журналистике, авторы поднимают на страницах учебного пособия первыми в мире.
Чтобы больше узнать о процессе создания такого необходимого учебника, мы взяли комментарии у авторов.
Михаил Зеленцов, редактор-составитель, руководитель авторского коллектива издания, доцент Института медиа НИУ ВШЭ.
Работал над введением, практикумом и заключением.
«Нас спрашивают: как воспитать делового журналиста? Книга отвечает: никак, и это девиз обучения этой профессии. Но мы можем задать планку, дать базу для работы, чтобы студенты могли идти с ней в поле и начинать делать медиаконтент. Уже идёт ревизия форматов, про которые авторы рассказали в первом издании - мир за время работы изменился и не один раз, наша задача - успевать за тенденциями».
Лана Самарина, первый заместитель главного редактора ТАСС, кандидат экономических наук.
Работала над главами «Освещение бюджетного процесса в СМИ» и «Национальные и глобальные экономические процессы и их освещение в СМИ».
«Старалась писать так, чтобы материал можно было сразу использовать на практике. Призываю читателей, подготавливая материал, начинать с анализа первичных данных. Прочитали новость - найдите документ, о котором идёт речь, откройте его, посмотрите, как он выглядит и из чего состоит. Пособие не сборник лайфхаков, на все случаи жизни подготовить совет невозможно. Зато можно предусмотреть ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день».
Дмитрий Щитов, первый заместитель главного редактора Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).
Работал над главой «Освещение арбитражных дел в СМИ».
«Я двадцать лет пишу в арбитражной журналистике, но во время работы над учебником понял, что специфика составления новостей в этой отрасли ни в каких других изданиях не описана. Специализация очень сложная и важная, и только на практикующих авторах лежит ответственность за то, чтобы она не умерла. Поколения журналистов передают свой опыт из рук в руки. Попытался изложить его весь на двадцати пяти страницах. Уже слышу реакцию коллег-юристов — кто-то хвалит, кто-то ругает, представители пресс-служб судов заинтересовались. На удивление, они плохо представляют, как с нами, журналистами, общаться».
Читайте о презентации учебного пособия на страницах информагентств ТАСС и РАПСИ.
Анастасия Кравцова,
студентка 3-го курса образовательной программы «Медиакоммуникации»