1-го сентября Институту медиа НИУ ВШЭ — ровно год. Созданный на базе Департамента медиа, Институт сразу вызвал огромный интерес и у студентов, и прежде всего — у абитуриентов. За прошедший год число желающих учиться на программах Института стремительно выросло. По итогам приемной кампании 2023 года число абитуриентов, зачисленных на первый курс, увеличилось. На «Журналистку» — в полтора раза, на «Медиакоммуникации» — втрое.
В команду преподавателей влились профессионалы высочайшего уровня, в основном — практики из мира медиаиндустии: известные журналисты, топ-менеджеры, публицисты. Руководит Институтом Эрнест Мацкявичюс — член Академии российского телевидения и ведущий информационных программ на телеканале «Россия 1».
Основным подходом к обучению студентов был выбран — практико-ориентированный. Будущему специалисту здесь стараются дать не только качественное гуманитарное образование и эрудицию, но и прикладные навыки, востребованные сегодня стремительно меняющимся рынком. Уже с первого курса студенты учатся не только писать тексты, снимать репортажи, запускать собственные медиа, создавать подкасты, продвигать блоги и работать в команде, но и иметь представление о том, как снимать, монтировать, озвучивать, вести прямые эфиры. Для этого в Институт пришли практики, готовые делиться опытом, знаниями и профессиональными секретами, а в кампусе на Хитровке можно воспользоваться современнымм монтажными, теле- и радиостудиями и необходимым оборудованием.
Изменилась образовательная программа «Журналистика», — появились новые дисциплины: журналистика данных, радио, подкастинг, сторителлинг, использование визуальных технологий, графический дизайн, создание теле-шоу, мультимедийных форматов и спецпроектов для соцсетей. Кроме того, с этого года значительно, почти в два раза, увеличено число академических часов на изучение русского языка и литературы — вместо одной дисциплины по каждому из этих предметов теперь будет три. А, начиная со второго курса, студенты бакалавриата могут выбрать специализацию по одному из четырёх образовательных треков: «Телерадиожурналистика», «Журналистика новых медиа», «Деловая журналистика» и «Международная журналистика».
Важное нововведение — с нового учебного года в обучении будущих специалистов в рамках образовательных треков «Телерадиожурналистика» и «Международная журналистика» примут участие действующие журналисты-международники, в том числе руководители зарубежных корпунктов ВГТРК: Валентин Богданов в США, Сергей Пашков в Израиле, Александр Хабаров в Великобритании, Михаил Антонов в Германии, Ася Емельянова в Италии. Прямо во время занятий они проведут серию мастер-классов в формате прямых включений из разных частей света. Курировать трек «Международная журналистика» будет политический обозреватель ВГТРК Александр Христенко — возглавлявший корпункт «Вестей» в Вашингтоне с 2012 по 2018 годы. Кроме того, в этом году решено существенно усилить языковую подготовку, и, помимо английского языка, в программу включен еще один дополнительный, на выбор — испанский, французский, арабский, турецкий или современный персидский. Ну, а для тех, кто захочет углубить свое погружение в медиамир и получить профильные навыки от признанных мастеров профессии, уже в сентябре Институт медиа откроет набор в «Творческие мастерские лидеров медиа». Четыре из них являются авторскими журналистскими проектами ведущих деятелей медиа: Вадима Такменёва, Сергея Малозёмова, Ивана Кудрявцева и Анатолия Кузичева. И две мастерские — индустриальные — от авторитетного делового издания «Ведомости» и одной из самых популярных соцсетей ВКонтакте. То есть, к студентам приходят практики, которые в перспективе могут выступить в роли заказчиков и даже работодателей. Студенты получат не только знания и практические навыки, но и шанс на рекомендацию или дальнейшее трудоустройство. С октября по май занятия будут проходить не только в стенах Вышки, но и непосредственно на съемочных площадках, в студиях и редакциях. Участие в творческой мастерской будет приравнено к прохождению практики.
И особый интерес у наших студентов неизменно вызывает межуниверситетский студенческий медиаклуб «ТОП месяца», созданный по инициативе Эрнеста Мацкявичюса, директора Института медиа. В рамках проекта студенты в неформальной обстановке уже смогли пообщаться и задать вопросы руководителям ведущих компаний России — тем, кто сегодня определяет лицо современной медиаиндустрии. Среди них — главред телеканала «Россия 24» Евгений Бекасов, гендиректор международной медиагруппы «Россия сегодня» и ведущий программы «Вести недели» на канале «Россия 1» Дмитрий Киселёв, заместитель гендиректора ВГТРК, главный продюсер канала «Россия» и генеральный директор «Москва Медиа» Игорь Шестаков и программный директор канала «Россия 1», заместитель гендиректора ВГТРК Александр Нечаев. А в сентябре гостем традиционного медиаклуба «ТОП месяца» станет один из самых известных и успешных медиаменеджеров страны, создатель и генеральный директор телеканалов «Пятница» и «Суббота», президент телехолдинга «ПрофМедиа ТВ» — Николай Картозия.
И помните, что получать профессию, которую вы выбрали, лучше всего в Институте медиа. Реализовать свои идеи, воплотить в жизнь мечту и найти собственный путь к успеху сможет каждый наш студент.
Ольга Покровская