Магистратуры могут стать лабораториями для новой креативной экономики, которые будут производить и технологии, и кадры.
Медиапроекты ближайшего будущего будут ориентированы на интерактивную работу с аудиторией и трансформацию аудитории в комьюнити, но пока в редакциях не хватает для этого кадров. Об этом шла речь на круглом столе «Продюсирование интерактивных медиапроектов», организованном программами магистратуры «Трансмедийное производство в креативных индустриях» и бакалавриата «Медиакоммуникации».
«Индустрия меняется, и мы все перед технологическими вызовами. Магистерские программы могут стать лабораториями, где университет и медиакомпании вместе экспериментируют и готовят кадры для новой креативной экономики», — считает руководитель трансмедийной магистратуры Института медиа Анна Новикова.
Одним из таких вызовов является развитие генеративных технологий, но по мнению участников круглого стола, они не угрожают «творческим сотрудникам» редакции. «В процессе создания медиапродукта будет использоваться много генерации. Но это лишь инструмент. Все смысловое, значимое продолжит исходить от людей», — считает руководитель цифровой лаборатории АО «Газпром-Медиа Холдинг» Эдуард Маас.
«Будущие медиа должны будут формировать и поддерживать комьюнити. Без этого медиа не состоятся», — считает главный редактор сети московских городских пабликов М125 Алексей Коршиков.
Его позицию поддержала главный редактор издания LIFE и агентства Shot Татьяна Денесюк. По ее словам, в ИД NewsMedia подтверждающим примером является успех проекта SHOT Проверка, в рамках которого редакция проверяет те или иные сигналы о проблемах потребительского рынка. Большая часть авторов проекта — это гражданские журналисты. «Будущие редакции будут иметь гибридный тип, где зрители и читатели непосредственно вовлечены в процесс работы, формируют контентную сетку и влияют на политику проекта. Ментально и физически из офиса редакция должна будет выйти и не иметь границ», — считает Татьяна Денесюк.
Отмечая высокий уровень воздействия интерактивных медиапроектов, участники круглого стола также отметили необходимость учить будущих медиапродюсеров ответственности. «Медиа могут помогать развиваться ребенку, а могут и привести к снижению его когнитивных способностей за счет привыкания к бездумному скроллингу, неконтролируемому потреблению контента», — считает продюсер, ментор Академии эмоций, ранее руководившая направлением Музыка, ТВ и кинопроизводством в Disney Россия, Елена Зайцева. По ее словам, дети наиболее восприимчивы к цифровым новшествам, и это надо обернуть им на пользу, а не во вред.
По мнению директора по маркетингу, а также по цифровым и печатным продуктам группы компаний РБК Андрея Сикорского, медиа должны перепридумать свое место в жизни людей, и это главный вызов. «Университеты должны учить не столько технологиям, сколько мышлению, принципам и подходам, критическому и маркетинговому мышлению. Медиа продюсер всегда должен задавать себе вопрос: «Я делаю этот проект, чтобы что?», — считает он.