Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
125 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2024.
В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Студентки проанализировали данные о степени чистоты воздуха трёх мегаполисов: Стокгольма – самого экологически безопасного города мира, Дели – наиболее грязного и Москвы. Полученную информацию выпускницы НИУ ВШЭ визуализировали с помощью воздушных шаров, каждый из которых представляет 150 000 жителей. Чтобы продемонстрировать уровень загрязнённости, шары оборачивали чёрными пакетами для мусора. Чем сильнее превышена норма загрязненности воздуха, тем больше чёрных пакетов было использовано.
В День Земли 22 апреля проект стал частью экспозиции, рассказывающей о взаимодействии человека и природы в Государственном музее им. Дарвина.
Церемония награждения победителей пройдёт 4 ноября в здании Колледжа искусств Мэрилендского института.
Мы побеседовали с Марией Хомутовой и Кристиной Уласович о значимости их проекта и перспективах дальнейших исследований.
— Что побудило вас выбрать именно тему загрязнения воздуха? Повлияли ли на вас какие-то конкретные события?
Мария: Это был период, когда мы все выбирали тему ВКР (выпускной квалификационной работы). Решили с Кристиной придумать совместный проект. Мы искали тему, одинаково интересную для нас двоих, которая будет при этом иметь актуальность и проблематику. Остановились на физикализации — создании физических объектов на основе данных. Хотелось, чтобы тема была одинаково близка людям из разных городов, стран, культур. Воздух — это как раз то, что необходимо каждому человеку: ведь от его качества зависит здоровье и даже жизнь.
Кристина: Я достаточно давно работаю научным журналистом и коммуникатором, поэтому тематика экологии мне близка. К тому же хотелось посвятить диплом чему-то действительно значимому, важному для людей. Но в одиночку масштабный проект не осуществить – и я безумно рада, что мы с Машей объединили силы. Примерно в то же время, когда мы выбирали тему дипломной работы, проходила конференция ООН об изменении климата — это нас и вдохновило. Тем более проблемы экологии многим кажутся чем-то отдаленным: в конце концов, что такое загрязнение воздуха по сравнению с ростом цен или ставок на кредиты? Но именно по этой причине о них стоит говорить. Когда последствия небрежного отношения к планете станут очевидны, будет уже поздно.
— Когда вы работали над проектом, представляли ли вы, что будете включены в шорт-лист такой значимой премии?
Мария: Во время работы даже не думали, что может получиться что-то, что можно представить на конкурсах. Но было желание не оставлять проект только в рамках студенческого исследования. Как-то я рассказала о нашей работе коллеге-дизайнеру. Он посоветовал обязательно представить проект в Information Is Beautiful. В итоге в августе мы с Кристиной оформили заявку. И были очень рады, когда нас включили в лонг-лист. О том, что сможем попасть в шорт-лист, мы даже не мечтали!
Кристина: Когда мы работали над проектом, единственное, что нас волновало – успеть закончить в срок. И чтобы по возможности он получился таким, каким мы его задумали. Ни о какой премии не шло и речи! Идею подать заявку на Information is Beautiful Awards 2023 подсказала Маша. Мы, конечно, сначала сомневались, стоит ли пытаться? Ведь мы будем конкурировать с очень сильными командами и специалистами, например, Reuters, National Geographic, Worldbank. А потом решили: можно хотя бы попробовать.
Когда на почту пришло письмо о том, что мы включены в лонг-лист, это был шок! Я и думать забыла о премии! Шорт-листа ждала слегка зажмурившись. Похожее ощущение бывает, когда покупаешь лотерейный билет и думаешь: да точно ничего не выиграю, но где-то внутри таится мысль — а вдруг? И всё равно то, что нас включили в список финалистов, было очень неожиданно.
— Что вам показалось наиболее сложным в подобной визуализации данных?
Мария: Выставка в Дарвиновском музее была для нас первой. До этого не было опыта оформления и проведения подобных мероприятий. Было тяжело переложить задумку и эскизы объектов на пространство музея. На бумаге и мониторе всё выглядит довольно понятно, но не было гарантий, что вживую объекты будут хорошо считываться. Кроме того, было очень много неочевидных нюансов, которые нужно предусмотреть. Например, ваши объекты могут просто развалиться… И надо оставить время на устранение подобных неполадок.
Кристина: Сложным было всё: от создания концепции до её реализации. Казалось бы, простая конструкция из воздушных шаров, но столько надо учесть: как закодировать данные, будут ли считываться форма и идея, какие материалы понадобятся, где организовать выставку. Вечерами мы приходили в корпус на Покровке, садились прямо в холле и делали прототипы – это очень помогло. И, конечно, спасибо нашему академическому руководителю Тине Бережной: без ее поддержки ничего бы не получилось. Не каждый наставник будет ездить в строительный магазин за кронштейнами для инсталляции и вместе с вами обзванивать галереи и музеи.
— Чем для вас является эта награда в первую очередь: признанием вашего труда, стимулом двигаться дальше или чем-либо ещё?
Мария: Я бы сказала, что и признанием труда, и высокой оценкой качества нашей работы и нас как специалистов. Это очень вдохновляет на новые проекты. После попадания в лонг-лист мы сразу решили обсудить идеи нового арт-объекта.
Кристина: Думаю, всем сразу. Но в первую очередь, это хорошая прививка от синдрома самозванца и важный сигнал не бояться пробовать себя в чём-то новом.
— Планируете ли вы в дальнейшем создавать подобные арт-проекты или расширять это исследование?
Мария: Нам очень понравился такой формат работы — создавать физический объект, с помощью которого можно донести новые смыслы до зрителей и при этом выразить себя.
В целом наше исследование можно тиражировать дальше: сравнивать загрязнение воздуха в российских городах, брать временные срезы и т.д. Но пока мы не концентрировались на этом.
Кристина: Этот опыт однозначно был вдохновляющим: раньше мне казалось, что арт-объекты могут создавать только те, кто закончил академию художеств или факультет дизайна. Но премия стала хорошим стимулом «разрешить» себе заниматься искусством. У нас есть несколько идей для будущих проектов. Хотелось бы связать их с родным городом – так уж совпало, что мы с Машей из Зеленограда. Но мы пока ещё на стадии размышлений над концепцией.
Жалий Анастасия, студентка 3-го курса образовательной программы «Журналистика»