Когда в группе редакции Института медиа появилось задание сделать интервью с профессором Института медиа и признанным специалистом по фэнтези, мифодизайну и английской литературе Марией Штейнман, мы – две будущие журналистки – откликнулись одновременно, поэтому получили «добро» сделать этот материал совместно, не ограничивая себя в креативе. При этом мы и сами понимали, что с нашей собеседницей – знатоком сказок и фантастических сюжетов – по-другому просто не получится. А раз уж мы, авторы, тоже на время решили стать сказочниками, то и продолжим рассказ в таком ключе.
Есть в Москве университет. И работает там преподаватель. Мария Александровна Штейнман (для своих – МарьСанна) занимается своим добрым ремеслом вот уже 24 года, а на полках её дома, прямо между коллекцией волшебных палочек да сказочными переплётами книг, гордо красуются четыре награды «Лучший преподаватель года», не оставляя сомнений в искренней любви студентов к занятиям сказочницы.
В январе 2024-го года МарьСанну навестили нежданные гости. Это и были мы – две студентки из редакции. Вместо гостинцев мы принесли вопросы, а чаю предпочли перо и бумагу. Педагог устроилась поудобнее и принялась отвечать. Рассказ был о былом да о грядущем, о стремлениях да о странствиях, о самой настоящей магии. Послушайте вместе с нами.
Глава I. Зов странствий
– Каждому путешествию положено начало. С чего началось Ваше путешествие в страну Педагогика? Могли ли Вы тогда, в самом начале пути, представить, что будете в работе обращаться к «Властелину колец» и научной фантастике, делать с ребятами игры?
В начале моего пути можно выделить несколько опорных точек. Первая – книга «Хранители», одно из первых советских изданий первой части «Властелина колец» Дж.Р.Р. Толкина в переводе В. Муравьева и А. Кистяковского. Он попал мне в руки и навсегда изменил жизнь. Я поняла, что встретилась с принципиально другим миром.
Ещё одна опорная точка, связанная с первой, – мои родители, которые были абсолютно помешаны на книгах и живописи. Будучи советскими инженерами, они интересовались очень многим – от научной фантастики до авторской песни и истории культуры. Они коллекционировали марки с репродукциями, художественные альбомы с живописью и книги. Вот так, соответственно, я и жила.
Есть ещё два момента, которые меня сформировали. Это клуб юных искусствоведов при Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Кстати, он до сих пор существует. Совершенно потрясающий клуб – приходишь в музей как домой и много чего про сам музей узнаёшь. И второй момент – театроведческая секция. Она была организована при Центральном детском театре, сейчас это Российский академический молодёжный театр, и секцию много лет вела Ирма Михайловна Сафарова, светлая ей память. Там-то я научилась и видеть детали, и говорить о них, и писать рецензии и обсуждать. Потом пошла в школу юных журналистов при МГУ… В общем, вы поняли: страшный я человек (смеётся).
Моя первая публикация была в газете «Заветы Ильича» 2 сентября 1989 года. Так что можно отсчитывать мою журналистскую деятельность от этой даты. Это был обзор истории села Ярополец - уникального места в Подмосковье, где выросла Наталья Гончарова, и где росла я сама, с четырех лет слушая экскурсии и считая Пушкина своим соседом, хочу как-нибудь весь Институт медиа туда свозить.
Вы понимаете, какая штука: я люблю не столько поучать, сколько передавать важную интересную информацию людям. И выбирать для этого максимально интересные, эффективные методы. Вот мой рецепт преподавания: рассказывай людям интересно об интересном и важном. Или, как говорил мой научный руководитель кандидатской диссертации, потрясающий филолог, американист, литературовед Алексей Матвеевич Зверев: «Маша, умей рассказывать просто о сложном, а не сложно о простом». Вот, собственно, я и определилась со своим рецептом.
– Преподавание – самая настоящая магия! А магия всегда делится на школы. В педагогике, например, это бихевиористы и когнитивисты. Относите себя к одному из направлений или следуете собственной непроторённой дорогой?
Да, про бихевиористов и когнитивистов нам много рассказывали в университете. Я бы сказала, что тут как с сёрфингом или лыжами: главное – не останавливаться. Как только начинаешь задумываться, к какой именно школе ты относишься, спотыкаешься. Хотя, конечно, о них надо знать.
Если же серьёзно размышлять, пожалуй, мне важна вовлеченность. У меня есть своя собственная школа, она называется «школа академического баланса». На одной чаше весов у нас благородное академическое безумие, когда всем всё интересно, все что-то делают и понимают, что у них в хорошем смысле взрывается мозг от новой информации. Это, кстати, максимально продуктивное пространство для творчества. Но если только творить, то кто же и как будет ставить оценки? Впрочем, тут нужна именно честная, заслуженная оценка. Я знаю, что для наших студентов очень важна тема справедливости. Так вот, другая чаша весов – это как раз справедливость и необходимый для этого контроль. А посередине – то, чего я пытаюсь достичь на своих занятиях.
Для меня важно, чтобы студентам было интересно. Когда человеку интересно, возникает абсолютно другой уровень мотивации. Тогда знания остаются с ним навсегда. Они не забудутся, не будут вычеркнуты как что-то ненужное и неактуальное. Хотите – называйте это «академической гармонией» или «академической справедливостью».
Для меня очень важно творчество. Всё, что я рассказываю, я пропускаю через себя. Это не просто информация, которую я должна зачитать. Например, сейчас начался курс, связанный с мифами и архетипами в сторителлинге – он задуман, чтобы помочь творить и создавать миры. Даже если это сухая информация, моя задача – сделать её интересной. И это касается всего направления «Сторителлинг» на нашей образовательной программе «Медиакоммуникации».
Глава II. Встреча с наставником
– Давайте поговорим о волшебниках. Для фэнтези важен архетип доброго мудрого наставника. Есть какой-то персонаж, с которым Вы себя ассоциируете как преподавателя?
О да, их много! Сейчас буду развлекаться… (смеётся) Если брать архетипы в «Гарри Поттере», то, наверное, обнаглею и скажу, что это Дамблдор. Всех собрал под одной крышей, дальше начинает твориться креативное безумие, из которого рождаются крутые вещи, а он радуется и говорит: «Ура, я пошёл, дальше сами».
Вот, кстати, об архетипах. Есть такой архетип – «Тень». Это не то, с чем мы себя отождествляем, а то, что является нашей противоположностью, которая всё равно важна. Для меня такой противоположностью был Снейп. Не потому, что он плохой, скорее наоборот. У меня даже есть его волшебная палочка, могу показать (смеётся). Снейп ведь что делает? Он рассказывает о необыкновенно интересных вещах. Да, говорит об этом сухо, но при этом учит студентов работать с опасными зельями (а по сути – с опасными знаниями) так, чтобы себе не навредить.
Ещё один совершенно недооценённый персонаж – Слагхорн, который в разных версиях переводится как Слизень или Слизнорт. Он единственный преподаватель, который организовал некое комьюнити вокруг себя. Я не любитель засахаренных ананасов, мне не нужны билеты на матчи по квиддичу, а вот комьюнити – классная штука, которая помогает людям двигаться дальше и помогать друг другу.
– Студенты – попутчики преподавателя в его странствиях: приходят, уходят, но всегда проходят часть пути вместе с наставником. Чему всегда хочется их на этом пути научить в первую очередь?
Вы действительно нащупали моё большое желание – брать студентов с собой в путешествие по академическому пути. Очень важно не лениться. Конечно, хочется иногда смухлевать, срезать, пойти по обочине или вообще не пойти. Но раз уж вы со мной оказались – всё, ребята, у вас нет вариантов, мы пойдём вместе. Так далеко, насколько хватит вас и меня.
Нужно не страшиться работать с новой информацией и новыми знаниями, не бояться и не лениться их получать. И понимать, что пригодится всё. Если не сию секунду, то позже. Мне иногда звонят студенты спустя много лет и говорят: «МарьСанна, Вы знаете, а мне Ваша информация помогла сделать карьеру или подружиться с лауреатом Тэффи, потому что я смог (или смогла) поддержать разговор о Барте». О Ролане Барте, естественно. Не о Симпсоне. Хотя и о Симпсоне можно грамотно поддержать разговор так, что тебя выделят и запомнят (смеётся).
Я очень хочу, чтобы вся информация, которую я даю, стала для ребят конкурентным преимуществом. Всегда и везде. Чтобы она была с ними как суперресурс.
У меня есть стихотворение, которое я иногда читаю студентам в конце модуля. Оно было написано, когда я стала всерьёз преподавать, когда поняла, что преподавание – это не занудство, а постоянная работа со знаниями, с наукой, которая имеет дополнительный классный контекст передачи этих знаний. Стихотворение звучит так:
Спасибо вам, ученики,
Как много мне самой вы дали.
Я знала лишь конец строки,
Вы мне начало рассказали.
И разомкнулся знаний круг,
Они мертвы без применений.
Когда ты понимаешь вдруг,
Что смысл науки – в обучении.
Но мне важней вас научить
Не знанья всласть копить, а думать.
«Чтоб танцевать, учись ходить» –
Закона проще не придумать.
Для меня важно, чтобы люди научились думать. Самый высокий уровень обучения – это тот, при котором студент не воспроизводит данные, а приводит новые аналогии, начинает их видеть везде, как Нео в «Матрице».
Другой значимый момент – двойная оптика. Я могу показать, как разобрать любой мир, факт, знание, не только фэнтезийное, но могу и показать, как его создавать. Не просто, как у Пушкина, «алгебру гармонией поверить», но ещё и создать эту гармонию. Это сложная работа, работа 24/7, она требует больших усилий и верности этому пути. Я не только студентов прошу постоянно двигаться вперёд, но и себе самой ставлю такую же задачу.
Именно поэтому я изучаю фэнтези. Когда-то это была абсолютно маргинальная тема, её не хотели обсуждать, к ней с опаской относились. А ведь это важнейшее явление, которое нам помогает осознать нашу же реальность. Это, если угодно, эскапизм в хорошем смысле. Я не могу сказать, что Толкин – мой идеал, но он прекрасно понимал, что значит передавать знания. Вот представьте себе препода, который, с одной стороны, ходит и учит студентов, к которому на лекцию по «Беовульфу» приходит поэт Уистен Хью Оден, а с другой стороны – создаёт свою собственную реальность, которая повлияет на реальный мир.
Глава III. Погружение, главное испытание, вознаграждение
– Каждый ваш курс – небольшая особенная вселенная. Какие творческие проекты всегда хотелось попробовать реализовать со студентами, но не получилось?
Настольные игры мы пока с ребятами не делали. Хотя мои студенты, выпускники, делают игры разного рода. Похвастаюсь: в минувшем году Настя Кирюханцева защитила на 9 баллов проектный диплом по игре «Город скроет снегом», основанной на видеоигре Frostpunk, с бюджетом в миллион. Мне нравится, когда студенты продолжают создавать миры разного масштаба и после наших занятий.
Игры мы создавали, фильмы короткометражные снимали… Разве что большое фэнтези ещё не писали. Давным-давно, когда я только начинала преподавать, мы делали зачёт-перфоманс. Кстати, в Вышке мы это успешно повторили с журналистами. Я предложила студентам использовать любые наработки, главное – чётко показать, что они освоили знания курса. Формат мог быть любым. И чего там только не было: и ролевая игра по «Старшей Эдде» с почти настоящими викингами, и кукольный театр по «Песне о Нибелунгах», а одна девочка, изучавшая индийские сакральные танцы, в качестве зачёта станцевала «Сотворение мира».
И все это я использую на своем майноре «Фэнтези и философская фантастика в современных медиа». Задача итогового проекта не просто интегрировать все полученные знания, но и дать возможность их творчески переосмыслить.
Мне бы хотелось, чтобы студенты создали какую-нибудь суперигру, которая бы затмила «Ведьмака». Почему я вообще считаю, что нам в моём любимом Институте медиа нужно изучать разные формы? Потому что сегодня форма передачи сюжета очень зависит и от медиаформата, и от контента, и от социокультурного контекста. В чём, например, драматическая ошибка пана Анджея Сапковского – он с пренебрежением отнёсся к играм, которые сделали его литературную вселенную знаменитой. «Вы глубоко ошибаетесь, когда недооцениваете компьютерные игры», – скажем мы ему прямо и открыто.
Моё поколение – это «водораздел». Кто-то больше готов принять эти новые аспекты медиа, кто-то – меньше. Но у нас нет выбора. У нас нет выбора, потому что литература, сохраняя свою ценность – а кто, как не я, это понимает – будет дальше трансформироваться на наших глазах. Будут меняться сюжеты, будут меняться форматы, и мы как исследователи медиа должны быть к этому готовы. Мы не должны закрывать на это глаза.
– У героя должна быть точка роста, назревающий конфликт. Какое сложное приключение вы предвосхищаете впереди на текущем этапе работы?
Я думаю, основное моё тяжёлое приключение будет связано либо с докторской, которую надо неизбежно написать, либо с книгами, которые тоже надо неизбежно написать. Я очень люблю говорить, очень люблю рассказывать, но потом у меня не всегда есть силы это записывать – я ведь уже всё сказала. Я активно преподаю, читаю много открытых лекций, у меня есть Youtube-канал «Creative space», который бы, кстати, не появился без студентов Вышки. Это к вопросу о единомышленниках, о тех, с кем мы делаем общее дело…
Но именно поэтому мне порой так непросто воплотить все задумки и наработки – а у меня их, поверьте, множество.
Вот это для меня самый главный челлендж – сесть и написать, чтобы у людей была возможность в любой момент прочесть именно то, что я хотела сказать. Не искажённо, не через третьи руки, не через пересказ, а напрямую.
– Когда наступает конец курса, и ребята готовы двигаться дальше, какие достижения своих студентов Вы отмечаете?
Когда человек, который не участвует в семинарах, начинает проявлять активность каждый раз. Когда человек, которому прежде было сложно писать, в конце начинает писать глубже и интереснее. Когда человек мне говорит: «МарьСанна, мой мир больше никогда не будет прежним, я теперь везде вижу архетипы! Я теперь могу разобрать, как устроен любой фильм, любой мультик». Когда я вижу, что работы студента становятся на порядок серьезнее, сохраняя стиль и логику автора.
Вот тогда я понимаю, что человек уже встал на свой путь. И неважно, будет ли это профессиональный путь в медиа или путь науки. Главное – креативность, творчество, умение анализировать, думать, делать выводы, синтезировать подходы. Для меня же самое важное – объяснить, что мир безумно интересен. А дальше уже человек может с этими инструментами делать всё, что хочет.
Заметки на полях
Уже стоя на пороге, мы не смогли удержаться и задали ещё несколько коротеньких вопросов на самые разные темы.
– Книга или фильм?
– Книга.
– Момент из книги или фильма, который трогает до сих пор?
– У меня очень много таких моментов. В «Унесённых призраками» – это разговор Хаку и Тихиро, когда он её спасает. Вот эта его фраза: «Слушай меня внимательно, Тихиро, слушай и запоминай». Всё-таки препода из меня не вытащишь…
В «Выживут только любовники» Джима Джармуша с Томом Хиддлстоном – это момент, когда героиня Тильды Суинтон, Ева, летит к любимому в самолёте и читает сонет Шекспира. Причём в русском дубляже он мне нравится даже больше. Финал там просто прекрасен: «Когда ж мои уста неправдой погрешили, / То значит — я не пел, а люди не любили!» Прямо до слёз до сих пор.
И, вы не поверите, «Матрица». У меня там два любимых героя: Пифия и Морфеус. Они оба посредники, оба – про объяснение реальности. С Пифией – это момент «Интересно, разбил бы ты вазу, если бы я не сказала?» Но самый мой любимый герой – это Морфеус, я его цитирую постоянно: «Я могу только указать на дверь, войти должен ты сам».
– Это такое преподавательское…
– Да! То есть я могу тебя увести в этот коридор, я могу показать, глубока ли кроличья нора, я тебя могу забрать с собой, но на самом деле я не могу решать за тебя, я могу только действительно указать дверь, войти ты должен сам.
– Ваша настольная книга, которая всегда рядом?
– Толкин «О волшебных сказках». И «Мифология» Барта. Вот такое сочетание.
– Арагорн или Геральт из Ривии?
– (громко смеётся) Король Артур.
– Классические фантасты или классические авторы фэнтези?
– И те, и те, потому что у классических фантастов – это часто фэнтези, а у авторов фэнтези есть элементы научной фантастики, например, как у Клайва Льюиса.
– «Хроники Нарнии» или «Гарри Поттер»?
– «Гарри Поттер»
– «Бегущий по лезвию» Скотта или Вильнёва?
– Скотта.
– Занятия первой парой или занятия с шести до девяти?
– К первой паре.
– Любимый Доктор Кто?
– Теннант, без вариантов.
– Одна книга и один мультфильм, которые Вы бы хотели показать всем студентам?
– Три книги будет. Первая – это Толкин «О волшебных сказках», которую нужно обязательно прочитать всем, кому важен сторителлинг, потому что Толкин определил, как создаются истории. Вторая книга – это «Поэтика мифа» нашего великого учёного Елеазара Моисеевича Мелетинского, без которой невозможно полное понимание мифа. А что касается третьей книги, то тут на выбор: Пропп «Исторические корни волшебной сказки», после которой мир не будет прежним и которую слабонервным просьба не читать; или же Ролан Барт «Мифологии», которая рассказывает о тёмной стороне мифа, о мифе как о манипуляции. Есть ещё одна по этой теме – Джозеф Кэмпбелл «Тысячеликий герой», но её нужно читать только целиком. Не в пересказе, не в упрощённых картинках, а целиком.
А из мультфильмов – на выбор: Миядзаки «Унесённые призраками» или «Мой сосед Тоторо».
МарьСанна проводила нас стихотворным напутствием:
Наш курс окончен. Что ж, до встречи.
Два раза курс пройти нельзя,
Но путь познанья бесконечен.
На нём и встретимся, друзья.
Жалий Анастасия, 3-й курс ОП «Журналистика»
Кравцова Анастасия, 4-й курс ОП «Медиакоммуникации»