Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)
Почта: im@hse.ru
VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram
Михаил Антонов — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Германии, Берлин
Валентин Богданов — собственный корреспондент ВГТРК в США, Нью-Йорк
Ася Емельянова — заведующая корреспондентским бюро ВГТРК в Италии, Рим
Сергей Пашков — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Израиле
Александр Хабаров — заведующий корреспондентским бюро ВГТРК в Великобритании, Лондон.
Александр Христенко — политический обозреватель ВГТРК
60 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
70 платных мест
3 платных места для иностранцев
40 бюджетных мест
40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
125 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 мест за счет средств ВШЭ
25 платных мест
2 платных места для иностранцев
50 платных мест
4 платных места для иностранцев
65 бюджетных мест
70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
350 платных мест
10 платных мест для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
25 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
250 платных мест
10 платных мест для иностранцев
60 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
90 платных мест
3 платных места для иностранцев
100 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
50 платных мест
3 платных места для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
50 платных мест
2 платных места для иностранцев
30 платных мест
1 платное место для иностранцев
80 платных мест
1 платное место для иностранцев
5 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2024.
В кн.: Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: сборник материалов международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2024. С. 12-13.
Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.
Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021
Время постоянно бросает вызов тем, кто работает в медиаиндустрии. В такой комплексной сфере слишком много взаимосвязанных элементов — от общественных перемен до революционных изменений в технологиях.
Мы предлагаем взглянуть на социальные процессы гораздо шире. Это обучение журналистике, менеджменту СМИ, анализу big data, основам режиссуры, этапам творческого процесса и производственному циклу создания медиапродукта, словом, всему тому, что называется «журналистика», «медиа» и «коммуникации».
Проекты, созданные студентками Института медиа, призваны заполнить эти пробелы. Презентация проектов состоялась в Калуге на IV Международной научно-практической конференции, посвященной сохранению творческого наследия и развитию идей А.Л. Чижевского. Это серьезная дискуссионная площадка, где собираются ученые, преподаватели, философы, студенты. Почему бы именно здесь не поговорить о необходимости повышения видимости женщин-ученых в академической и не только среде? Институт медиа организовал ивент для молодой аудитории – «Космос, женщины и котики: космические женщины в медиакультуре». Откуда такое несерьезное название дискуссионной панели на научной конференции?
Участница проекта Наталья Верещагина называет четыре причины такого нейминга. Во-первых, это отсылка к истории: 1963-ий стал годом, когда впервые в космосе побывали наша соотечественница Валентина Терешкова и кошка Фелисетт, которую отправила на орбиту Франция. Во-вторых, в медиакосмосе женщину-хозяйку как персонаж постепенно заменяют на женщину-героя. При этом внутреннюю женственность авторы стараются сохранить в герое и показать ее через заботу о животных. Самый известный пример – Рипли и ее кошка в фильме «Чужой». Третья отсылка в названии связана с тем, что образы космических кошек часто используют в научной фантастике. Они связаны с привычными образами дома в космосе. «Ну и четвертая причина – это игра с мимишными стереотипными конструкциями. Наша панель была популярной, важно было использовать этот прием», – говорит Наталья Верещагина.
На обсуждение было вынесено несколько вопросов, связанных с «космическими женщинами» — от стереотипов до презентации в массмедийном пространстве. «Астрокультура содержит пеструю палитру медиаобразов женщин, занимающихся исследованиями в области космонавтики и смежных областях и/или участвующих в космических полетах и миссиях. Мы обратимся к репрезентациям их в медиакультуре. Кто они, как их представляют, что они носят и как о них говорят сегодня?» — объясняет идею дискуссии Наталья Верещагина.
В заключительной части панели студентка 4 курса Института Медиа Камилла Асхат представила проект «Поколение ноль». «Поколение ноль» один из первых аудиальных медиапроектов, посвященных женщинам-ученым в космических исследованиях. И снова необычное название. Оно отсылает к традиции обратного отсчета запусков космических миссий. «0 – число, которое не озвучивается при обратном отсчете, как и имена наших героинь также не звучат в публичной истории космических исследований. Проект работает как раз на возвращение женских имен космической науки», – говорит Камилла Асхат.
Проект состоит из пяти документальных аудиосерий в жанре нарративный нон-фикшн о первых женщинах, которые проявили себя в космических исследованиях. В основе сценария лежат документальные источники: личные дневники, письма, автобиографии. Сейчас «Поколение ноль» включает в себя серии об ученых: Нине Субботиной, Кэтрин Джонсон, Каролине Гершель, Сесилии Пейн-Гапошкиной и математике Мэри Сомервилль. Цель проекта: повышение видимости женщин-ученых в космонавтике и популяризация женской академической представительности в медиапространстве.
Как девушки выбирали героинь для проекта?
«Про Нину Субботину мы знали с самого начала. Про нее была написана книжка Ольгой Вальковой, с которой я как-то пересекалась в архиве РАН. Кэтрин Джонсон брали, потому что она «хайповая», слушателям знакома по фильму «Скрытые фигуры» и через нее хотели затронуть еще тему расизма и сегрегации, – вспоминает Камилла Асхат. – Каролина Гершель – типичный пример женщины в тени мужской науки, ее память увековечена в музеях, и еще она была знакома с Мэри Соммервиль. Сесилия Пейн-Гапошкина известна среди девушек в компьютерных науках, вдобавок у нее за плечами Гарвард и Кембридж». Камилла рассказывает, что не все с реализацией проекта было легко. Например, девушки нигде не могли найти текст биографии Сесилии Пейн-Гапошкиной для сценария. В итоге пришлось просить знакомых студентов из США привезти книгу, потому что электронной не оказалось в доступе. Еще у участниц была идея расширить географию героинь до Азии, но пока этого не случилось: нужно знать языки и нет возможности получить доступ в архивы.
Концептуальная рамка аудиосериала строится на идее преемственности поколений женщин в академии и возвращения видимости первого или «нулевого» поколения женщин в астрономии, астрофизике и математике. Поэтому для озвучивания были приглашены современные женщины-ученые, которые выступили «голосами» героинь.
«В какой-то степени это немного личная история, так как я сама учусь на исследовательской специализации Media Studies. Как студентка я чувствую потребность в ролевых моделях женщин-исследователей. Наукой важно заниматься с теми, кому не все равно, — говорит Камилла Асхат. — Поэтому «Поколение ноль» стал диалогом между разными поколениями женщин в науке, поскольку героини нашего аудиосериала говорят голосами современных женщин-ученых, преподавательниц нашего Института. Мне кажется важным повышать видимость женской академической представительности, популяризировать науку и технологии для девушек и создавать устойчивые медиаобразы женщин-ученых».
У проекта запланирован второй сезон, но когда девушки приступят к реализации, пока непонятно. Все участницы заняты написанием дипломных работ.
«Наш аудиосериал об истории и прошлом, поэтому сейчас мы хотим попытаться сформулировать идеи о будущем женщин-ученых в космонавтике. Этому будет посвящена наша следующая работа», – делится планами Камилла Асхат.
Ольга Маловица, студентка 1 курса магистратуры «Управление медиакоммуникациями в образовании»