Вопрос об изучении математики может поставить в тупик многих студентов гуманитарных направлений. Действительно, дисциплины, связанные с точными науками, не входят в число обязательных предметов для изучения на направлении «Медиакоммуникации». Однако на курс «Основы статистики и математического анализа» нет свободных мест, а сами студенты после прохождения обучения в корне меняют собственное представление и о самой математике, и о своих математических способностях.
Как пробудить интерес к точным наукам у тех, кто никогда не планировал связать с ними жизнь? Как решение примеров и уравнений открывает новые возможности в карьере? Об этом и не только поговорили с преподавателем курса Софьей Поденко.
Я придерживаюсь позиции, что разделение на гуманитариев и технарей — это несуществующая классификация, которую человек придумал сам. Так он создал себе ограничение лишь мыслью о том, что он не знает математику из-за того, что она не дана ему просто от природы. С этим блоком бывает сложно работать, однако я думаю, что каждый человек может изучить любой предмет. Для этого важно иметь располагающую обстановку, в которой ученика не сразу начинают оценивать по его исходному уровню и не осуждают, когда он что-то не знает. Отсутствие агрессии и эмпатичное отношение к тому, что не каждый может понять с первого объяснения, — это очень важная вещь, особенно для ребят гуманитарных направлений, которые не обладают хорошей математической базой. Им важно сразу дать понять, что ты лоялен к разным ошибкам, ведь это нормально. Это очень важная часть преподавания — быть аккуратным в том, как ты реагируешь и как объясняешь.
Часто математику воспринимают как предмет, который проводят в формате «Я показываю, а вы решайте». Многие студенты автоматически теряют интерес к науке из-за этого стереотипа, ведь мало кто готов подряд прорешать 150 примеров, чтобы получить навык. Для того чтобы заинтересовать, нужно, помимо классических методик, использовать возможности современного мира. Сейчас технологии позволяют сделать процесс обучения более интерактивным. И новые подходы очень важно вводить не только в гуманитарных науках, но и в математике. Стандартное нарешивание примеров, сидя напротив друг друга, можно заменить на различные игры и формы диалога. Я всегда беседую со студентами, на парах мы проговариваем, что делаем сейчас, и обсуждаем, зачем.
Также очень важно изначально поставить цель обучения. Моя первая лекция никогда не касается сущности предмета. Мы не говорим со студентами про математическую статистику или математический анализ. Вместо этого обсуждаем, зачем им эти дисциплины нужны, пытаемся поставить какую-то конкретную цель, потому что без нее очень сложно обучаться и осваивать что-то сложное, отчасти абстрактное, напрямую не всегда применимое к профессии. Тут очень важно определять цели и добавлять какие-то новые интерактивные форматы.
На математической логике мы играли со студентами в бинго, вместе решали логические головоломки. При этом такие пары я проводила на втором курсе магистратуры. Казалось бы, обучала взрослых людей, которым должны быть не очень интересны игры. На самом деле любому человеку интереснее решать не уравнение, а задачку в игровой форме, например, в формате судоку. Со студентами медиакома мы проводили небольшое соревнование на скорость.
Также мне очень нравятся форматы непрямой подачи задания. В онлайн-обучении я использую интерактивные доски с коробочками, за которыми спрятаны примеры — а их выбирают сами студенты. На первый взгляд человек просто берет задание и решает его, но здесь возникает вопрос везения и удачи, разбавляющий серьезность процесса.
Математика — очень широкая наука, и здесь каждый сможет найти для себя что-то новое, даже если кажется, что все уже давно изучено. Конкретно одному человеку тяжело познать математику полностью даже за весь отрезок жизни, поэтому у меня всегда есть какие-то новые задачи, челленджи в рамках того, что я преподаю. Я каждый год вижу вещи, с которыми я была плохо знакома или услышала о них впервые, а после — углубляюсь в них. Мне кажется, всегда можно найти что-то интересное и новое в математике за счет ее обширности.
С точки зрения методики подходов мне очень помогает общение с разными коллегами, причем вне зависимости от того, что они ведут. Как раз-таки очень классно общаться с преподавателями гуманитарных наук, потому что у них есть опыт внедрения своих интерактивных форматов. Когда ты узнаешь о новых фишках, ты задумываешься о том, как переложить это на свои занятия. Причем приемы точно не будут повторяться, ведь когда ты переносишь формат литературы на математику, он приобретает уже новый вид. Этот процесс экспериментирования и адаптации вдохновляет и мотивирует на что-то новое.
Математика — это основная наука, которая развивает структурность мышления, помогает видеть и строить более осмысленные и глубокие логические цепочки. И такая тренировка мозгов полезна для работы в любой сфере. Кроме того, сейчас очень много новых профессий, находящихся на стыке наук. Они могут на первый взгляд быть более гуманитарными, при этом знание математики или другой точной науки сильно облегчит вход в эту сферу.
Я, к примеру, сейчас увлеклась 3D-моделированием и занимаюсь им для себя в качестве хобби. Кажется, что моделирование фигурок — это художественный процесс, но понимание того, как преломляется свет на определенных поверхностях, как в какой ситуации ведут себя различные структуры, сильно облегчает эту работу. И такой алгоритм работает во многих сферах, где сейчас появляются новые специализации. К примеру, в работе с нейросетями, датамайнингом все равно есть какая-то математическая база, которая сильно облегчает вход в профессию.
Критическое мышление нам позволяет анализировать ситуации, в которые мы попадаем. Эта оценка ситуации строится на логических цепочках, которые мозг мгновенно генерирует. И этот навык как раз развивается с помощью математики. К тому же получение технических навыков сильно расширяет понимание мира. К примеру, знание того, как на техническом уровне работает микроволновка, помогает ответить на вопрос о том, почему еда готовится именно так, а не другим образом. И конечно, расширение понимания мира улучшает критическое мышление: ты наиболее полно осознаешь происходящее и понимаешь, как легче и логичнее поступить в той или иной ситуации.
Первая причина — расширение сознания, о котором я сейчас успела упомянуть. Когда ты понимаешь, как работают вещи вокруг тебя, становится еще интереснее жить.
Кроме того, сейчас очень непредсказуемая жизнь: ты никогда не знаешь, куда она повернется, кем ты будешь через 10 лет и чем ты станешь заниматься. Если тебе вдруг захочется сменить сферу деятельности, знание основ математики позволит проще войти в большее количество профессий. Комбинация гуманитарного и технического образования откроет любые двери и позволит начать заниматься тем, чем хочется, и обеспечить себе более полную и интересную жизнь. В-третьих, я всегда говорю, что математика — лучшая профилактика Альцгеймера. Зарядка мозга технической наукой никогда не будет лишней.
Вишневская Мария, студентка 1 курса образовательной программы «Медиакоммуникации»