• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва,
Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5 (метро «Китай-город», «Курская», «Чистые пруды»)

Почта: im@hse.ru

VK | YouTube | Яндекс.Дзен | Telegram

Руководство
Директор Института медиа Мацкявичюс Эрнест Гедревич
Первый заместитель директора Института Бондаренко Эдуард Викторович
Заместитель директора Института Дмитриев Олег Аркадьевич
Заместитель директора Института Князев Иван Андреевич
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Журналистика

4 года
Очная форма обучения
60/70/3

60 бюджетных мест

25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

70 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Медиакоммуникации

4 года
Очная форма обучения
40/300/3

40 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

300 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная журналистика

2 года
Очная форма обучения
20/20/1

20 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Медиаменеджмент

2 года
Очная форма обучения
20/10/2

20 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивные медиа и цифровые индустрии

2 года
Очная форма обучения
20/15/1

20 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Критические медиаисследования / Critical media studies

2 года
Очная форма обучения
10/10/1

10 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Актер

4 года
Очная форма обучения
5/25/2

5 мест за счет средств ВШЭ

25 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Глобальные цифровые коммуникации

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/4

50 платных мест

4 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Дизайн

4 года
Очная форма обучения
65/350/10

65 бюджетных мест

70 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

350 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Кинопроизводство

4 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Мода

4 года
Очная форма обучения
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Реклама и связи с общественностью

4 года
Очная форма обучения
25/250/10

25 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

250 платных мест

10 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Современное искусство

4 года
Очная форма обучения
60/1

60 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Стратегия и продюсирование в коммуникациях

4 года
Очная форма обучения
10/90/3

10 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Управление в креативных индустриях

4 года
Очная форма обучения
100/2

100 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Дизайн

2 года
Очная форма обучения
25/50/3

25 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Дизайн среды

2 года
Очная форма обучения
15/1

15 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Журналистика данных

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интегрированные коммуникации

2 года
Очная форма обучения
15/60/5

15 бюджетных мест

2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Интерактивный дизайн

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Кинопроизводство

2 года
Очная форма обучения
25/25/1

25 бюджетных мест

4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Коммуникации в государственных структурах и НКО

2 года
Очная форма обучения
15/10/1

15 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Коммуникационный и цифровой дизайн

2 года
Очная форма обучения
50/2

50 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Мода

2 года
Очная форма обучения
30/1

30 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Практики кураторства в современном искусстве

2 года
Очная форма обучения
15

15 платных мест

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Производство новостей в международной среде

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в креативных индустриях

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
25/1

25 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Управление стратегическими коммуникациями

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
80/1

80 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровые коммуникации и продуктовая аналитика

2 года
Очная форма обучения
5/20/1

5 бюджетных мест

1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Книга
Финансовый анализ в СМИ

Самарина Л. В.

СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Реноме», 2024.

Глава в книге
Информационные агентства и новая конвергентная среда: попытка теоретического осмысления

Зеленцов М. В.

В кн.: Современные СМИ в контексте информационных технологий. Вып. 9. СПб.: ИПЦ СПбГУПТД, 2024. С. 28-30.

Препринт
Yves Montand in the USSR interviews, source

Lapina-Kratasyuk E., Oiva M.

Haastatteluaineisto Yves Montand Neuvostoliitossa, lähdemateriaali. http://urn.fi/urn:nbn:fi:lb-2020081502. The Language Bank of Finland, 2021

Студенты Института медиа освещают Московскую неделю моды. Репортаж с подиума

В столице завершилась Третья Московская неделя моды. Будущие журналисты не могли пропустить такое важное событие: студенты Института медиа из Высшей школы новостей сняли сюжет для своего очередного выпуска, а студентка первого курса магистратуры Института медиа НИУ ВШЭ Александра Гошовец специально для нашей редакции подготовила большой репортаж — и кроме того, сама поучаствовала в модном показе в качестве модели.

Студенты Института медиа освещают Московскую неделю моды. Репортаж с подиума

© Фото Анастасия Сергеевич

В американском Vogue в 1936 году была опубликована карикатура, посвящённая приезду парижского модельера Эльзы Скиапарелли в СССР. Материал сопровождался ироничным диалогом, в котором советский лидер якобы доказывал, что советские женщины слишком серьёзны для моды, а дизайнер утверждала, что женщины всегда будут смотреть на манекенщиц и хотеть быть такими же, как они. Эта беседа, конечно же, художественный вымысел. Материал так и назывался: «Невозможное интервью». Но подобные образы — отличный повод для рефлексии. Мода в СССР тогда была ориентирована на практичность и простоту и подчеркивала гендерное равенство, в то время как западная индустрия видела в себе законодателя, к которому всегда будут обращены взгляды наших соотечественниц. 

Первая иллюзия развеялась в том же ХХ веке: стоит только вспомнить, какое количество съёмок для всемирно известных модных домов было проведено в СССР и сколько наших девушек в итоге стали эталонами красоты далеко за пределами своей страны. А вот со вторым спорить труднее: долгое время отечественная индустрия находилась в спящем состоянии. Российские бренды своими же потребителями отодвигались на вторые и третьи планы. Сейчас же к этой сфере выработалось принципиально иное отношение, и можно с уверенностью сказать, что за существование собственной моды мы наконец-то не видим необходимости оправдываться. На самом деле такой поворот был вопросом времени: российская швейная индустрия давно стала очень требовательной к себе. Мы по природе перфекционисты, поэтому сериалы про талантливую швею из маленького города, которая подгоняет по фигуре костюмы начальницам ЖЭКа, а потом её мастерство замечает именитый дизайнер — не совсем художественная выдумка. Почти в каждой семье у наших мам и бабушек были контакты портнихи, способной идеально подогнать по фигуре любую вещь. А среди нынешних молодых людей можно обнаружить, например, косплееров, которые хоть и не относятся к моде напрямую, но способны часами разглядывать персонажей из компьютерных игр и скрупулезно подбирать материалы, швы и фурнитуру, чтобы их персонажи в итоге выглядели один в один, как на референсе. 

Тем не менее, к собственной моде у нас до недавнего времени относились по большей части скептически. Слишком сильны были стереотипы о том, что создавать модные тренды могут единицы. Иллюзий питать не стоит: мода всегда была уделом энтузиастов. Взгляните на аккаунты медийных стилистов в соцсетях, которые демонстрируют в своих образах что-то сверх базовых сочетаний — и обязательно найдёте в комментариях потоки критики и нелестных отзывов. Почему люди стесняются говорить на языке одежды — тема для отдельного исследования. Сейчас же главное, что число модных энтузиастов стремительно растёт, возникает кредит доверия к отечественным брендам. Реверансы в сторону народных мотивов перестают быть лубочными, у гламура появляется свой локальный почерк, а стилизация приобретает свой колорит через изящные трансформации триады «своё — европейское — азиатское». Да, сейчас образ столичной модницы — это зачастую мотивы Парижа, Сеула и русского севера в одном луке.

Всё это в России понимают и поддерживают: не так давно в Зарядье появилось пространство «РЯД», ставшее одой отечественному дизайну. Многие из резидентов «РЯДа» представили свои коллекции на Московской неделе моды.

Никита Лукинский, арт-директор проекта «РЯД»:

«К русскому дизайну начали вдумчивей относиться и бизнес, и чиновники, связанные с культурой, и сами дизайнеры. Сейчас все мало-мальски продвинутые люди за этим следят. Одним из первых и самых крупных проектов, посвящённых отечественному дизайну, стал мой канал «Унежить душу», где публикуется не только одежда, но и живопись, архитектура, диджитал-арт, предметный дизайн и русский геймдев. Всё началось с канала, и «РЯД» вырос из него».

Что же было на Московской неделе моды?

Собственно, всё, что описано выше. Ультрамедийный стилист Александр Рогов с брендом ROGOV представил достойную подиумную коллекцию, разбавив всю серьезность и пафос мероприятия ироничными отсылками разной степени прямоты на Loewe и Balenciaga. Были и провокации на грани артхауса: например, от бренда ZA_ZA. Был BITTE_RUHE, соединивший сложные конструкции со спортивным стилем. Изящной рефлексии собственных корней тоже было в достатке: чего только стоит мурманский бренд GAPANOVICH с коллекцией, вдохновлённой севером и сказками Пушкина. Или бренд Koss Koss, посвятивший коллекцию «Кураж» ярким элементам советского прошлого. Платьем с «Жигулями» позже восторгалась добрая половина модных блогеров. А у Александры Пустырёвой, дизайнера и создателя Koss Koss, удалось взять интервью прямо во время подготовки к показу. 

— Что будет на подиуме, чему посвящена коллекция Koss Koss?

— Наша новая коллекция называется «Кураж». Вообще, начну с того, что советский период — это время, в котором я никогда не жила, но которое я ощущаю так сильно, как ничто другое. Воспитание, которое в меня вкладывали — это та самая «старая советская закалка». Можно долго спорить, хороший это был период или тяжёлый, — но я считаю, что из истории нужно извлекать уроки. И коллекция Koss Koss — это визуальный образ приятного урока, который преподало нам наше прошлое. 

— О чём сейчас мечтают дизайнеры? Раньше все хотели, например, попасть в тот же Vogue, что-то изменилось?

— У нас, между прочим, была коллаборация с Vogue Russia. На самом деле, это событие и дало мне толчок развивать Koss Koss дальше, потому что до этого всё было в камерном формате, я работала одна, создавала корсеты, но это был чистый андерграунд. После этой коллаборации я поняла, что нужно двигаться дальше. Сейчас у меня нет глобальной цели. Хочется оставить свою частичку истории, хочется смотреть на себя вчерашнюю и понимать, что я выросла. Но если мыслить более конкретными категориями, было бы здорово появляться в отечественном глянце: Собака.ru, Москвичка, — чтобы нас чаще видели и замечали. Ну и, конечно, хочется выйти на мировой уровень — я всё-таки не знаю дизайнеров, которые бы не мечтали представить свои коллекции в других странах!

— А насколько для дизайнеров считается статусной Московская неделя моды?

— У меня сейчас мурашки! Я очаровалась атмосферой показов ещё в 2015 году. В 2022 наш бренд получил грант от Mercedes-Benz Fashion Week, который проходил в Москве, но потом он перестал проводиться в России. Теперь у нас есть Московская неделя моды: в прошлом сезоне я начала присматриваться к показам и поняла, что планка повысилась, это абсолютно новый уровень. Сейчас Москва — это реально круто, это достойная неделя моды. Мы со своей стороны закладываем фундамент, пишем историю отечественной индустрии — и на наших плечах лежит ответственность за то, чтобы это выглядело хорошо.

— В России есть много ребят, которые отлично шьют и мечтают стать дизайнерами. Многие из них учатся со мной в Вышке! Как им добиться таких же высот?

—  Нужно понимать, что есть два пути: путь мастера и путь художника. Мастер — это тот, кто создаёт продукт, исходя из жёсткой потребности аудитории. Это не лучше и не хуже, но точно прибыльнее. Путь художника более трудный, потому что тебе приходится добиваться авторитета в глазах аудитории. Если ты создаёшь что-то непривычное и не следуешь правилам монетизации, будь готов, что это выстрелит не сразу. Тут нельзя верить в чудеса. Но можно и нужно стучаться во все двери, заявлять о себе, набраться смелости и побороть стеснение: отказывать тебе будут много и жёстко. Но потом десять закрытых дверей превратятся в сто открытых. 

Пока мы беседовали с Александрой Пустырёвой и готовились к показу её коллекции на подиуме, с обратной стороны кулис Московской недели моды кипела жизнь. Перед «Манежем» были замечены журналисты из иностранных изданий: L'Officiel Brazil, Elle Slovenia, OK! Грузия и Fashion United France. Мировые издания пристально следят за работой российских дизайнеров. В это же время под эгидой недели моды проходил BRICS+ Fashion Summit — международный форум, в котором принимали участие главы модных ассоциаций, дизайнеры, руководители и преподаватели учебных заведений и другие эксперты из более чем сотни стран. По итогам саммита была подписана декларация о создании Международной модной федерации БРИКС. В планах — поддержка локальных брендов и помощь с выходом на глобальный уровень, продвижение экологичных практик, внедрение новых технологий, сохранение культурного наследия и народных ремёсел. В международном саммите приняли участие 250 спикеров из разных стран, одним из них стала выпускница ОП «Журналистика» Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Алина Фархутдинова, выступавшая с докладом о маркетинге модных инфлюенсеров.

В рамках Московской недели моды также прошли показы не только отечественных брендов — свои коллекции представили дизайнеры из ОАЭ, Китая, Индии, Бразилии, Индонезии, ЮАР и Коста-Рики. События такого уровня способствуют культурному обмену и  укреплению международных связей и помогают молодым дизайнерам, открывая путь на зарубежные рынки.

Всего же в Третьей Московской неделе моды свои коллекции показали более 200 отечественных и зарубежных дизайнеров. И ежедневно в показах участвовали в среднем 350 моделей. Индустрию знакомили не только с новыми брендами, но и с новыми лицами и типажами.

Репортаж с подиума

Мне удалось поучаствовать в показе бренда Koss Koss в качестве модели. Уже несколько лет я совмещаю модельную профессию сначала с учебой в бакалавриате, затем с работой в крупных СМИ, и вот теперь — вновь с учёбой, но уже в магистратуре. И именно Институт медиа неожиданно помог мне освоить дополнительную сферу деятельности.

Если вы хотите попасть в моделинг, у вас есть два пути: через агентство и через личный бренд. В моём случае, имея постоянное место работы, быть связанной с агентством оказалось невозможным. А вот с личным брендом было легче: знания, полученные в Вышке и отработанные во время журналистской практики, пригодились для привлечения внимания аудитории к своей странице в социальных сетях. Законы одни и те же, стоит только грамотно адаптировать их к задаче. Так меня стали узнавать в интернете, и число предложений о сотрудничестве и рекламе выросло.

Сразу развею несколько стереотипов, которые многим приходят на ум, когда речь заходит о модельной профессии:

• «В модели идут те, кто ни на что другое не способен». Среди ребят, с которыми довелось поработать на одних площадках, большинство получает или уже получили высшее образование. Модели со всей серьёзностью относятся к своей профессии, но в то же время отлично понимают, что это ремесло в силу естественных причин недолговечно. Многие в перерывах между съёмками и показами выполняют домашние задания. В этот раз я была среди таких людей: помогала своей команде в магистратуре Института медиа подготовить презентацию к защите концепции мультимедийной книги. Они выступали в одно время с моим выходом на подиум, и я как автор идеи книги в нашей группе переживала за защиту больше, чем за показ.

• «Модели ничего не едят». Ещё один миф. Когда приезжаешь в «Манеж» с утра, а показ только в 20.30 и всё время расписано по минутам, необходимо много сил и энергии — иначе не выдержать. Поэтому полчаса на обед — это иногда и фастфуд, и какао, и шоколад — то есть то, что доступно здесь и сейчас.

• «Модельная работа очень лёгкая, нужно просто красиво стоять и ходить». Красиво стоять и ходить — совсем не просто. Задачи моделей во время работы в чём-то схожи с актёрскими: нужно владеть телом, контролировать выражение лица, эмоции, позы. На каждом показе есть режиссёр, который вместе с дизайнером прорабатывает задачи по взгляду и походке. Если вам кажется, что модель смотрит серьёзно, отстранённо или даже злобно — это замысел и часть атмосферы коллекции.

• «Среди моделей жёсткая конкуренция, склоки и козни». Полная ерунда! Цеховая солидарность — залог успеха. На время подготовки к показу и работы на подиуме все становятся дружной командой, где от каждого зависит впечатление, которое произведёт коллекция.

И ещё немного о важных навыках, которым я во многом благодарна учебе в Вышке и своей журналистской работе.

Умение грамотно распределять свое время. Подготовка к такому масштабному мероприятию начинается задолго до показа. Примерки, составление и обсуждение образов вместе с дизайнером, репетиции… День показа обычно расписан буквально по минутам, а если вы ещё и учитесь, необходимо заранее продумать и наметить себе чёткий план, чтобы никого не подвести и выполнить все дедлайны, обязательства и быть в форме.

Способность «держать удар». Прямо во время репетиции тебя могут снять с показа — к сожалению, это может случиться с каждым. К таким вещам важно относиться спокойно: тебе могут отказывать, могут игнорировать, и всё это не значит, что ты не соответствуешь какому-то уровню. Просто может оказаться, что ты, например, выбиваешься из набора типажей. Здесь, как и в журналистике, необходимо иметь внутренний стержень и не пропускать через себя любой шторм. 

Умение работать в команде. Многие девушки очень нервничают перед показом, особенно те, кто выходят на подиум впервые. Слово поддержки в такой момент может дать человеку необходимые силы и помочь преодолеть себя. 

И конечно, умение быть благодарным. В конце каждого показа за кулисами всегда звучат аплодисменты: прежде всего дизайнеру, а также друг другу.  Всё-таки для нас это такой же праздник моды, как и для зрителей. Здесь приятно работать и невероятно радостно осознавать, что с каждым годом Московская неделя моды становится выше по уровню и всё громче заявляет о себе.

Александра Гошовец, 1 курс магистратуры «Интерактивные медиа и цифровые индустрии»