В столице завершилась Третья Московская неделя моды. Будущие журналисты не могли пропустить такое важное событие: студенты Института медиа из Высшей школы новостей сняли сюжет для своего очередного выпуска, а студентка первого курса магистратуры Института медиа НИУ ВШЭ Александра Гошовец специально для нашей редакции подготовила большой репортаж — и кроме того, сама поучаствовала в модном показе в качестве модели.
© Фото Анастасия Сергеевич
В американском Vogue в 1936 году была опубликована карикатура, посвящённая приезду парижского модельера Эльзы Скиапарелли в СССР. Материал сопровождался ироничным диалогом, в котором советский лидер якобы доказывал, что советские женщины слишком серьёзны для моды, а дизайнер утверждала, что женщины всегда будут смотреть на манекенщиц и хотеть быть такими же, как они. Эта беседа, конечно же, художественный вымысел. Материал так и назывался: «Невозможное интервью». Но подобные образы — отличный повод для рефлексии. Мода в СССР тогда была ориентирована на практичность и простоту и подчеркивала гендерное равенство, в то время как западная индустрия видела в себе законодателя, к которому всегда будут обращены взгляды наших соотечественниц.
Первая иллюзия развеялась в том же ХХ веке: стоит только вспомнить, какое количество съёмок для всемирно известных модных домов было проведено в СССР и сколько наших девушек в итоге стали эталонами красоты далеко за пределами своей страны. А вот со вторым спорить труднее: долгое время отечественная индустрия находилась в спящем состоянии. Российские бренды своими же потребителями отодвигались на вторые и третьи планы. Сейчас же к этой сфере выработалось принципиально иное отношение, и можно с уверенностью сказать, что за существование собственной моды мы наконец-то не видим необходимости оправдываться. На самом деле такой поворот был вопросом времени: российская швейная индустрия давно стала очень требовательной к себе. Мы по природе перфекционисты, поэтому сериалы про талантливую швею из маленького города, которая подгоняет по фигуре костюмы начальницам ЖЭКа, а потом её мастерство замечает именитый дизайнер — не совсем художественная выдумка. Почти в каждой семье у наших мам и бабушек были контакты портнихи, способной идеально подогнать по фигуре любую вещь. А среди нынешних молодых людей можно обнаружить, например, косплееров, которые хоть и не относятся к моде напрямую, но способны часами разглядывать персонажей из компьютерных игр и скрупулезно подбирать материалы, швы и фурнитуру, чтобы их персонажи в итоге выглядели один в один, как на референсе.
Тем не менее, к собственной моде у нас до недавнего времени относились по большей части скептически. Слишком сильны были стереотипы о том, что создавать модные тренды могут единицы. Иллюзий питать не стоит: мода всегда была уделом энтузиастов. Взгляните на аккаунты медийных стилистов в соцсетях, которые демонстрируют в своих образах что-то сверх базовых сочетаний — и обязательно найдёте в комментариях потоки критики и нелестных отзывов. Почему люди стесняются говорить на языке одежды — тема для отдельного исследования. Сейчас же главное, что число модных энтузиастов стремительно растёт, возникает кредит доверия к отечественным брендам. Реверансы в сторону народных мотивов перестают быть лубочными, у гламура появляется свой локальный почерк, а стилизация приобретает свой колорит через изящные трансформации триады «своё — европейское — азиатское». Да, сейчас образ столичной модницы — это зачастую мотивы Парижа, Сеула и русского севера в одном луке.
Всё это в России понимают и поддерживают: не так давно в Зарядье появилось пространство «РЯД», ставшее одой отечественному дизайну. Многие из резидентов «РЯДа» представили свои коллекции на Московской неделе моды.
Никита Лукинский, арт-директор проекта «РЯД»:
«К русскому дизайну начали вдумчивей относиться и бизнес, и чиновники, связанные с культурой, и сами дизайнеры. Сейчас все мало-мальски продвинутые люди за этим следят. Одним из первых и самых крупных проектов, посвящённых отечественному дизайну, стал мой канал «Унежить душу», где публикуется не только одежда, но и живопись, архитектура, диджитал-арт, предметный дизайн и русский геймдев. Всё началось с канала, и «РЯД» вырос из него».
Что же было на Московской неделе моды?
Собственно, всё, что описано выше. Ультрамедийный стилист Александр Рогов с брендом ROGOV представил достойную подиумную коллекцию, разбавив всю серьезность и пафос мероприятия ироничными отсылками разной степени прямоты на Loewe и Balenciaga. Были и провокации на грани артхауса: например, от бренда ZA_ZA. Был BITTE_RUHE, соединивший сложные конструкции со спортивным стилем. Изящной рефлексии собственных корней тоже было в достатке: чего только стоит мурманский бренд GAPANOVICH с коллекцией, вдохновлённой севером и сказками Пушкина. Или бренд Koss Koss, посвятивший коллекцию «Кураж» ярким элементам советского прошлого. Платьем с «Жигулями» позже восторгалась добрая половина модных блогеров. А у Александры Пустырёвой, дизайнера и создателя Koss Koss, удалось взять интервью прямо во время подготовки к показу.
— Что будет на подиуме, чему посвящена коллекция Koss Koss?
— Наша новая коллекция называется «Кураж». Вообще, начну с того, что советский период — это время, в котором я никогда не жила, но которое я ощущаю так сильно, как ничто другое. Воспитание, которое в меня вкладывали — это та самая «старая советская закалка». Можно долго спорить, хороший это был период или тяжёлый, — но я считаю, что из истории нужно извлекать уроки. И коллекция Koss Koss — это визуальный образ приятного урока, который преподало нам наше прошлое.
— О чём сейчас мечтают дизайнеры? Раньше все хотели, например, попасть в тот же Vogue, что-то изменилось?
— У нас, между прочим, была коллаборация с Vogue Russia. На самом деле, это событие и дало мне толчок развивать Koss Koss дальше, потому что до этого всё было в камерном формате, я работала одна, создавала корсеты, но это был чистый андерграунд. После этой коллаборации я поняла, что нужно двигаться дальше. Сейчас у меня нет глобальной цели. Хочется оставить свою частичку истории, хочется смотреть на себя вчерашнюю и понимать, что я выросла. Но если мыслить более конкретными категориями, было бы здорово появляться в отечественном глянце: Собака.ru, Москвичка, — чтобы нас чаще видели и замечали. Ну и, конечно, хочется выйти на мировой уровень — я всё-таки не знаю дизайнеров, которые бы не мечтали представить свои коллекции в других странах!
— А насколько для дизайнеров считается статусной Московская неделя моды?
— У меня сейчас мурашки! Я очаровалась атмосферой показов ещё в 2015 году. В 2022 наш бренд получил грант от Mercedes-Benz Fashion Week, который проходил в Москве, но потом он перестал проводиться в России. Теперь у нас есть Московская неделя моды: в прошлом сезоне я начала присматриваться к показам и поняла, что планка повысилась, это абсолютно новый уровень. Сейчас Москва — это реально круто, это достойная неделя моды. Мы со своей стороны закладываем фундамент, пишем историю отечественной индустрии — и на наших плечах лежит ответственность за то, чтобы это выглядело хорошо.
— В России есть много ребят, которые отлично шьют и мечтают стать дизайнерами. Многие из них учатся со мной в Вышке! Как им добиться таких же высот?
— Нужно понимать, что есть два пути: путь мастера и путь художника. Мастер — это тот, кто создаёт продукт, исходя из жёсткой потребности аудитории. Это не лучше и не хуже, но точно прибыльнее. Путь художника более трудный, потому что тебе приходится добиваться авторитета в глазах аудитории. Если ты создаёшь что-то непривычное и не следуешь правилам монетизации, будь готов, что это выстрелит не сразу. Тут нельзя верить в чудеса. Но можно и нужно стучаться во все двери, заявлять о себе, набраться смелости и побороть стеснение: отказывать тебе будут много и жёстко. Но потом десять закрытых дверей превратятся в сто открытых.
Пока мы беседовали с Александрой Пустырёвой и готовились к показу её коллекции на подиуме, с обратной стороны кулис Московской недели моды кипела жизнь. Перед «Манежем» были замечены журналисты из иностранных изданий: L'Officiel Brazil, Elle Slovenia, OK! Грузия и Fashion United France. Мировые издания пристально следят за работой российских дизайнеров. В это же время под эгидой недели моды проходил BRICS+ Fashion Summit — международный форум, в котором принимали участие главы модных ассоциаций, дизайнеры, руководители и преподаватели учебных заведений и другие эксперты из более чем сотни стран. По итогам саммита была подписана декларация о создании Международной модной федерации БРИКС. В планах — поддержка локальных брендов и помощь с выходом на глобальный уровень, продвижение экологичных практик, внедрение новых технологий, сохранение культурного наследия и народных ремёсел. В международном саммите приняли участие 250 спикеров из разных стран, одним из них стала выпускница ОП «Журналистика» Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Алина Фархутдинова, выступавшая с докладом о маркетинге модных инфлюенсеров.
В рамках Московской недели моды также прошли показы не только отечественных брендов — свои коллекции представили дизайнеры из ОАЭ, Китая, Индии, Бразилии, Индонезии, ЮАР и Коста-Рики. События такого уровня способствуют культурному обмену и укреплению международных связей и помогают молодым дизайнерам, открывая путь на зарубежные рынки.
Всего же в Третьей Московской неделе моды свои коллекции показали более 200 отечественных и зарубежных дизайнеров. И ежедневно в показах участвовали в среднем 350 моделей. Индустрию знакомили не только с новыми брендами, но и с новыми лицами и типажами.
Репортаж с подиума
Мне удалось поучаствовать в показе бренда Koss Koss в качестве модели. Уже несколько лет я совмещаю модельную профессию сначала с учебой в бакалавриате, затем с работой в крупных СМИ, и вот теперь — вновь с учёбой, но уже в магистратуре. И именно Институт медиа неожиданно помог мне освоить дополнительную сферу деятельности.
Если вы хотите попасть в моделинг, у вас есть два пути: через агентство и через личный бренд. В моём случае, имея постоянное место работы, быть связанной с агентством оказалось невозможным. А вот с личным брендом было легче: знания, полученные в Вышке и отработанные во время журналистской практики, пригодились для привлечения внимания аудитории к своей странице в социальных сетях. Законы одни и те же, стоит только грамотно адаптировать их к задаче. Так меня стали узнавать в интернете, и число предложений о сотрудничестве и рекламе выросло.
Сразу развею несколько стереотипов, которые многим приходят на ум, когда речь заходит о модельной профессии:
• «В модели идут те, кто ни на что другое не способен». Среди ребят, с которыми довелось поработать на одних площадках, большинство получает или уже получили высшее образование. Модели со всей серьёзностью относятся к своей профессии, но в то же время отлично понимают, что это ремесло в силу естественных причин недолговечно. Многие в перерывах между съёмками и показами выполняют домашние задания. В этот раз я была среди таких людей: помогала своей команде в магистратуре Института медиа подготовить презентацию к защите концепции мультимедийной книги. Они выступали в одно время с моим выходом на подиум, и я как автор идеи книги в нашей группе переживала за защиту больше, чем за показ.
• «Модели ничего не едят». Ещё один миф. Когда приезжаешь в «Манеж» с утра, а показ только в 20.30 и всё время расписано по минутам, необходимо много сил и энергии — иначе не выдержать. Поэтому полчаса на обед — это иногда и фастфуд, и какао, и шоколад — то есть то, что доступно здесь и сейчас.
• «Модельная работа очень лёгкая, нужно просто красиво стоять и ходить». Красиво стоять и ходить — совсем не просто. Задачи моделей во время работы в чём-то схожи с актёрскими: нужно владеть телом, контролировать выражение лица, эмоции, позы. На каждом показе есть режиссёр, который вместе с дизайнером прорабатывает задачи по взгляду и походке. Если вам кажется, что модель смотрит серьёзно, отстранённо или даже злобно — это замысел и часть атмосферы коллекции.
• «Среди моделей жёсткая конкуренция, склоки и козни». Полная ерунда! Цеховая солидарность — залог успеха. На время подготовки к показу и работы на подиуме все становятся дружной командой, где от каждого зависит впечатление, которое произведёт коллекция.
И ещё немного о важных навыках, которым я во многом благодарна учебе в Вышке и своей журналистской работе.
Умение грамотно распределять свое время. Подготовка к такому масштабному мероприятию начинается задолго до показа. Примерки, составление и обсуждение образов вместе с дизайнером, репетиции… День показа обычно расписан буквально по минутам, а если вы ещё и учитесь, необходимо заранее продумать и наметить себе чёткий план, чтобы никого не подвести и выполнить все дедлайны, обязательства и быть в форме.
Способность «держать удар». Прямо во время репетиции тебя могут снять с показа — к сожалению, это может случиться с каждым. К таким вещам важно относиться спокойно: тебе могут отказывать, могут игнорировать, и всё это не значит, что ты не соответствуешь какому-то уровню. Просто может оказаться, что ты, например, выбиваешься из набора типажей. Здесь, как и в журналистике, необходимо иметь внутренний стержень и не пропускать через себя любой шторм.
Умение работать в команде. Многие девушки очень нервничают перед показом, особенно те, кто выходят на подиум впервые. Слово поддержки в такой момент может дать человеку необходимые силы и помочь преодолеть себя.
И конечно, умение быть благодарным. В конце каждого показа за кулисами всегда звучат аплодисменты: прежде всего дизайнеру, а также друг другу. Всё-таки для нас это такой же праздник моды, как и для зрителей. Здесь приятно работать и невероятно радостно осознавать, что с каждым годом Московская неделя моды становится выше по уровню и всё громче заявляет о себе.
Александра Гошовец, 1 курс магистратуры «Интерактивные медиа и цифровые индустрии»