• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Международная конференция

«Индустриализация креативности и ее пределы: ценности, самовыражение и
экономика культуры в период кризиса»

             

Значительный подъем, характерный для креативных индустрий в начале 2000-х годов, уже в 2010-х сменился серьезной стагнацией этого направления, что стало результатом социальных и экономических последствий глобального экономического кризиса.

С точки зрения мер государственной политики на креативность возлагали большие надежды стимулирования экономического роста в тех обществах, которые считались постиндустриальными. В период 2000-х годов вместе с термином креативность и его производными («креативный класс», «креативный труд») в академическом дискурсе на первый план в очередной раз вышла идеология индустриализации творчества. Креативными были названы те виды деятельности, которые развиваются в рамках визуальных искусств, музыки, дизайна, кинопроизводства, и основная цель которых в первую очередь производить социальные значения и влиять на общество.

В этом контексте мы наблюдаем значительные преобразования медиа рынка, экономики культуры и креативных индустрий. Рост социальных медиа, рынка поисковых систем и агрегаторов, массовое использование мобильных устройств и активного просьюмеризма значительно меняют модели медиакомпаний и культурных индустрий, создавая новые индустриальные цепочки. Эти изменения рассматриваются либо как наделяющие пользователей дополнительной властью (по сравнению с традиционной массовой коммуникацией), либо как новые формы капиталистической эксплуатации.

Конференция призвана прояснить сложившиеся условия, в которых мечты о креативной экономике все больше подвергаются сомнению даже на уровне принятия решений, тогда как «креативные стили жизни» и «креативные формы самовыражения» продолжают развиваться. Это конфликт нарастающей нестабильности в сфере реализации политики развития креативных индустрий и проявлений креативного стиля жизни в моде, селфи-культуре, DIY- экспериментах, в культуре «медленного» и органического питания, приватном общении в цифровом пространстве. Такое противостояние  сулит творческому  образу жизни неопределенность, в которой перспектива самовыражения меркнет перед лицом пугающего будущего. В то время как конкретные формы самовыражения (цифрового издательского дела, медиатизации здравоохранения, гастрономии, туризма и т.д.) способствуют появлению и развитию новых технологий, устройств и форм производства контента, медиа и коммуникационные отрасли еще недостаточно готовы к тому, чтобы найти для них полностью адекватные бизнес-модели. Чтобы оценить политическую экономию креативности во взаимосвязи с текущей ситуацией, мы предлагаем исследовать трансформацию креативных подходов, практик и бизнес-моделей, складывающихся в результате кризиса.

Мы приветствуем доклады, связанные с экономическими, политическими и социально-культурными аспектами креативности и поощряем различные взгляды на эти темы.